В четверг я навестил форум СМИ Северо-Запада, поучаствовал в обсуждении «феномена блогосферы». Увидел много интересных людей, прочёл маленькую речь.
Собственно блоггеров среди выступавших было двое: я и широко известный в ЖЖ redshon. Если кто вдруг не в курсе, redshon — преподаватель нашего Университета, владелец нескольких мёртвых языков, человек огромного такта и удивительной корректности, которого любят практически во всех популярных блогах и сообществах.
Блогохостинги представлял Фёдор Вирин, директор по исследованиям Mail.ru. После встречи я собрался было написать ему, чтобы он, наконец, запилил на blogs.mail.ru возможность добавлять файлы .gif, но, как оказалось моя мечта уже сбылась. Так что вместо просьбы пришлось присылать благодарность.
Про монетизацию, коммерциализацию и извлечение профита из блогосферы говорил директор агентства «Грин Пиар» Дамир Халилов. Кстати, мы с Дамиром уже встречались этим летом: на Атомной Станции в Сосновом Бору (ссылка).
Вёл встречу главный редактор Делового Петербурга Олег Третьяков. По понятным причинам, я каждый раз вздрагивал, когда его помощницы произносили рядом со мной «Олег Александрович».
Вот ещё несколько неподписанных фотографий с мероприятия:
Кстати, за снимки я хочу сказать большое спасибо фотографу Геннадию Виноградову. В качестве рекламы вот адрес его электронной почты: foto-l-ru@mail.ru. Обращайтесь.
Теперь по поводу моей речи. Так как в зале собрались представители наших СМИ, говорил я про будущее СМИ и про будущее блогосферы. По моему мнению, будущее это не особо светлое: полагаю, как СМИ, так и блогосфера лет так через десять тихо умрут. Точнее, даже не умрут, а, как тактично выразился один из выступавших до меня, «займут свою нишу».
Почему я так думаю?
Начну издалека. Как правило, когда сравнивают блогосферу и СМИ, говорят про три преимущества блогов.
Преимущество первое — неподцензурность. Если редактора крупного издания можно, при желании, позвать на встречу к Валентине Ивановне для обсуждения творческих планов, то с блоггерами такой фокус уже не пройдёт. И проблема даже не в том, что блоггеры, как тараканы, тысячами лезут изо всех щелей. Проблема в том, что значительная часть Рунета расположена за рубежом. А взять за задницу жителя, например, Эквадора или Израиля — реально непростая задача.
Благодаря этому в блогах у нас «вольница»: блоггеры могут выкладывать в своих дневничках практически всё. За исключением совсем уж гнусных вещей, типа серийных номеров к OpenOffice, порнографии с животными и особо пламенных призывов к экстремизму.
Это было первое преимущество блогосферы. Преимущество второе — технологичность. Читать френдленту и комментарии к ней банально удобнее, чем листать бумажную или даже электронную газету. Хотя бы потому, что в блогах всё удобно сделано по умолчанию, а сбор новостей через RSS ещё надо как-то настраивать.
И, наконец, третье «избитое» преимущество — профессионализм. Классический представитель СМИ, журналист, является профессионалом только в деле журналистики. Поэтому журналисты не особо разбираются в предметной области, но пишут связно, красиво и даже без мата. Их статьи читать легко и приятно.
Статьи блоггеров, напротив, читать часто просто физически тяжело. Орфографические ошибки, рваная простыня бессвязного текста, безыскусный унылый мат... Ну, вы все в курсе. Среднестатистический блоггер, отослав свои посты в редакцию газеты, может довести корректора и верстальщика до нервного срыва.
Но... опыт показывает, что для вменяемых читателей косноязычный профессионал в разы интереснее, чем сладкоголосый дилетант. Мнение же читателей «массовых» значения особого не имеет: они по-любому не читают ничего длиннее надписей на пивных этикетках.
Итак, это были три «классических» преимущества блогосферы.
Я, однако, полагаю, что все эти преимущества являются сугубо второстепенными. Главное в нашей блогосфере вовсе не «свобода слова», техническая продвинутость или наш мифический профессионализм.
Главное преимущество русской блогосферы заключается в том, что она... вообще не является блогосферой.
Блогосфера, как правильно заметил Фёдор, это когда на Гнилом Западе блоггеры пишут про опорос своей собаки и полученную сыном в школе пятёрку. Если же мы присмотримся внимательно ко всем топовым блоггерам, мы заметим, что пишут они вовсе не лытдыбр, а какие-то интересные всем вещи. То есть, «топовые» блоги являются, на самом деле, вовсе не блогами, а, скорее, форумами. Площадками для дискуссий. Поэтому «феномен блогосферы» стоило бы, по-хорошему, называть «феноменом русских форумов».
Пример из жизни. Помните нашу недавнюю Петербургскую комедию про выехавшую на встречку Ауди с номерами три-Анны-ноль-ноль-пять?
Волна народного возмущения зародилась и набрала силу вовсе не в блогах. Дискуссия выплеснулась в блоги из разного рода автомобильных конференций и сообществ, типа spb_auto. Блоги подключились уже потом.
То же самое относится и к большинству других «топовых» событий. Львиную долю рейтинга событиям делают именно сообщества, а не отдельные блоггеры.
В этом нехитром наблюдении, собственно, и заключается приговор для СМИ.
Статья в газете или журнале — это всегда разговор «сверху вниз», с трибуны. В зависимости от целевой аудитории, или лектор выступает перед студентами, или докладчик отчитывается перед коллегами, или уличный демагог пытается выдавить из толпы побольше эмоций.
«Обратная связь» при этом, если она вообще есть, является заведомо неравной. «Передавайте записочки с вопросами» — это, на мой взгляд, крайне жалкая замена живой дискуссии. Хотя бы по той причине, что даже этот вялый поток вопросов направлен исключительно от слушателей к оратору. Общение между самими слушателями форматом лекции не предусматривается.
Кстати, «комментарии к статьям», которые сейчас модно делать на информационных ресурсах, являются именно вот такими записочками. Во всяком случае, лично я пока исключений из правила не видел. В комментариях к статьям и новостям из традционных СМИ дискуссия если завязывается, то качество её находится на уровне гостевых книг образца 90-х годов. Так как модерацией и созданием потока общения там никто не заморачивается, и предоставленные сами себе случайные посетители выдают на-гора бессвязный поток «мусорных» фраз.
Наивно рассчитывать, что огороженный забором участок сам собой внезапно превратится в сад: для этого нужно время, нужны семена, нужна почва и, конечно, нужен садовод.
Так вот. Статья в крупном блоге или на форуме — это уже не односторонняя лекция, а, скорее, рассказанная во время «перекура» байка. Выслушав которую, слушатели вступают в беседу. Причём основной поток информации идёт не вертикально, от рассказчика к слушателям, а «по горизонтали». Идёт общение на равных.
Поэтому и мой блог, если смотреть в корень, следовало бы назвать не «блогом Фрица Моргена», а, скорее, «форумом Фрица Моргена». Форумом, в котором «форумчане» могут спокойно обсудить заинтересовавшую их тему, будь то борьба с пробками, роботопланирование или даже пропаганда сатанизма.
Ровно то же самое можно сказать и про остальные блоги первой десятки. Главное в них — это таки общение. Личность ведущего блога, хотя она и важна, всё же является не более чем катализатором процесса.
Проще говоря, правильная дорога к успеху — это не грамотные статьи, а грамотная модерация. Современных читателей больше не удовлетворяет общение «сверху-вниз». Им хочется быть актёрами, а не зрителями.
Забавная иллюстрация из жизни. Пару дней назад я написал про LISP-робота, который умеет перекачивать данные голосований из Интернета в Excel (ссылка и ссылка). В комментариях к записям отметилась пара удивлённых оппозиционеров: «Зачем, Фриц, ты изобретаешь велосипед, если все данные нами уже давно выкачаны и обработаны?»
В этом наивном вопросе, полагаю, видна вся суть нашей либеральной оппозиции. Народ для неё — зазомбированное телевизором быдло, которое надо перезомбировать в свою пользу. Проверять данные лично? Зачем? Что эти сиволапые крестьяне с залитыми водкой глазами сумеют разглядеть в этих цифрах? Это же серая безмозглая масса, которой сама не понимает, что ей нужно. Надо отметить, что даже коммунисты и ЛДПР в этом плане выглядят гораздо выигрышнее. Они хотя бы разговаривают со своими избирателями как со взрослыми людьми.
Короче, коллеги, общение на равных — это ключ к современному Рунету. Поэтому у традиционной прессы вариантов немного. Или кардинально изменить стиль общения, или
Олдфаги помнят, что на заре Интернета были интернет-каталоги, типа Yahoo, и были поисковые системы, типа Altavista или Lycos.
В каталогах информация собиралась профессионалами, тщательно систематизировалась и выкладывалась в удобном и красивом виде. Поисковые же системы выдавали на каждый вопрос горы мусора, где крохи полезных данных перемежались тысячами ссылок на спам, порнографию и мёртвые сайты.
Однако — где сейчас Yahoo и где сейчас Гугл?
PS: Кстати, петербургских блоггеров уже знают и ждут. После встречи ко мне подошёл мужчина и спросил, не ожидался ли на круглом столе самый известный блоггер Петербурга: kamnevn
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →