Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

Почему водка дешёвая, а рыба и одежда – дорогие



1. Многих даже вполне пророссийских зрителей в рекламном ролике о переезде в Россию задело слово «водка». Конечно, про водку там тоже чистая правда: в России она сравнительно доступная и при желании её можно легко приобрести качественную. Но это-то и беспокоит многих россиян. Успешную антиалкогольную политику последних 15-20 лет, которая привела к резкому сокращению потребления алкоголя, надо продолжать. Напомню, что падение потребления вдвое, с 18 до 9 литров на душу населения, стало одной из главных причин мощного роста продолжительности жизни российских мужчин.

Этот впечатляющий тренд был прерван в 2020-21 годах ковидом. Теперь эпидемия ослабла, однако в дело вступили другие факторы.

Спиртное с начала года подорожало меньше, чем продукты питания. В данный момент потребление водки и других алкогольных напитков заметно растёт (ссылка):
 
В июне 2022 года уровень продаж водки вырос на 10,6 процента по сравнению с тем же периодом прошлого года, до 6,05 миллиона декалитров. Об этом со ссылкой на Национальный союз защиты прав потребителей сообщает «Интерфакс».

Всего в первом полугодии продано 36,7 миллиона декалитров водки, что на 7,5 процента больше, чем в 2021 году. Таким образом, скорость роста потребления водки продолжает увеличиваться.

Усиление продаж фиксируется по большинству позиций рынка. Лучше всего дела идут у алкоголя крепостью до 9 градусов. Его реализация выросла в 1,8 раза за полугодие (7,04 миллиона декалитров) и в 1,6 раза в июне (1,2 миллиона декалитров).

Потребление коньяка в июне увеличилось на 8,9 процента, до 0,92 миллиона декалитров, а за шесть месяцев — на 3,5 процента, до 5,8 миллиона декалитров. Шампанского и игристых вин россияне в июне приобрели 1,4 миллиона декалитров — на 10,1 процента больше, чем годом ранее, а за полгода — на 6,3 процента больше (8,1 миллиона декалитров).

Продажа тихих вин показала умеренный рост — плюс 1 процент в июне (4,5 миллиона декалитров) и плюс 1,6 процента за полгода (25,7 миллиона декалитров). В общей сложности в июне продано 17,2 миллиона декалитров алкогольной продукции без учета пива и напитков на основе пива, сидра, пуаре и медовухи. Рост в годовом выражении составил 5,8 процента. <…>

Ранее опрос фонда «Общественное мнение» показал, что рост цен в магазинах затронул алкоголь гораздо меньше, чем другие товары. Если о существенном росте цен на хлеб, растительное масло, рыбы и морепродуктов, яиц и плодоовощной продукции говорит каждый третий или каждый четвертый, то повышение цен на спиртное заметил только каждый десятый.


Есть и другие причины роста продаж алкоголя, не только цена:

– после двух лет ковидного карантина народ расслабился, повалил в бары и рестораны (это может быть временным явлением);
— россияне в этом году резко сократили число поездок за рубеж (на шопинг и курорты), поэтому алкоголь теперь потребляют, не выезжая за границу;
– средний возраст россиян продолжает медленно увеличиваться, число потенциальных потребителей старше 18 лет растёт, часть молодёжи из спортзалов перетекает в бары;
– население России выросло примерно на 1% после прибытия беженцев с Украины;
– из-за перехода 15% россиян на удалённую работу многие отказались от личных авто или сократили их использование, что дало возможность чаще принимать горячительное.

С учётом перечисленных факторов, скачок продаж водки выглядит уже чуть менее угрожающим. Тем не менее, нашим законодателям стоит крепко задуматься: не пора ли принять какие-то действенные меры.
 

2. Дзен-канал, посвящённый рыболовству, пишет о том, почему рыба в России такая дорогая (ссылка):
 
Очень странная ситуация складывается с ценам на рыбу и морепродукты в России. В стране, которая омывается множеством морей, в которой находиться огромное количество рек, озёр, прудов и других различных водоёмов, чьи водные биоресурсы являются одними из самых больших в мире, стоимость рыбы на полках и прилавках в магазинах в 2-3 раза превышает цену мяса и 4-5 раз превышает цену курицы, это при том, что для того чтобы получить мясо, живность необходимо кормит довольно длительный период, неся затраты на корма и содержание, а рыба водиться в открытых водоёмах и растёт питаясь естественным путём. Так например 1 кг красной рыбы (лосося, форели, нерки и др. может стоить от 700 рублей до 1000: цена морского, палтуса доходит до 500 рублей; скумбрия и сельдь от 300 до 400; хек, треска, минтай до 300 рублей, а корюшка и вовсе может обрадовать ценником от 900 руб. При этом высокие цены не только в Центральной и других регионах России, куда рыбу ещё необходимо доставить, но и в регионах, где её непосредственно вылавливают.

Как рассказал Александр Фомин, который является вице-президентом Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка: «Основную роль в формировании цен играет сама рыночная экономика. Да, мы добываем много рыбы и занимаем одни из лидирующих позиций в мире, добывая более 5 млн тонн в год. Даже если убрать неликвидный товар, то в продажу, всё равно должно идти около 4,5 млн тонн. А это, ни много, ни мало, по 24 кг на душу населения! Это даже больше, чем рекомендовано Минздравом к употреблению. Казалось бы, что ещё остаётся людям, ешь – да радуйся. Но главная проблема в том, что сами рыбаки её потребителю не продадут – ни 24 кг, ни 4,5 млн тонн. Этим занимается продавец, который и устанавливает цены на продукт и который прекрасно осведомлён о том, сколько получит за эту партию рыбы на внутреннем рынке, а сколько – если отправит её на экспорт, в ту же Европу или Японию, где покупательная способность населения выше, и принимает решение в пользу экспорта. Из-за этого, к примеру, треска у нас всегда в дефиците. А значит, из-за недостаточной конкуренции (особенно в регионах) и цена на неё всегда будет очень высокой.»

Ещё одна причина дороговизны рыбы на наших прилавках – это длинная цепочка посредников, которая выстраивается по пути следования рыбы от рыбаков в центральную часть страны. Так, если минтай в месте вылова стоит 50-65 рублей за 1 кг, то в процессе транспортировки он несколько раз перепродаётся и его цена вырастает в 3-4 раза. И на прилавках мы получаем его уже от 170 руб. и выше за 1 кг. И это дешёвый минтай! А у дорогих лососёвых видов рыб наценка ещё больше.


Большая часть потребителей в России живёт далеко от морей, поэтому перевозка рыбы стоит денег, это нормально. Сами рыбаки далеко не всегда стремятся работать на внутренний рынок: им зачастую куда проще отвезти свежепойманную рыбу в порты соседних стран (Японии, Кореи и Норвегии), чем заниматься вопросами транспортировки с Севера и Дальнего Востока куда-нибудь на Урал или в Москву.

Посмотрим, изменится ли ситуация на фоне западных санкций. Теперь, по идее, экспортировать рыбу на Запад стало сложнее, а судам под российским флагом ограничен вход в европейские порты.


3. Ещё к вопросу об импортозамещении. Российские производители одежды и обуви заявляют, что их продукция столь же качественная, сколь и зарубежная. Но пока что условий для расширения производства нет (ссылка):

В России есть возможность производить качественную одежду, но остается острым вопрос ее стоимости и доступности. Генеральный директор Российского союза кожевников и обувщиков Александра Андрунакиевич назвала основной причиной невозможности конкуренции с иностранными марками слишком высокие налоги, говорится в статье MK.RU.

По ее словам, в Китае налог на добавленную стоимость (НДС) составляет 13 процентов, в Турции — 8 процентов, а в России — 20 процентов. «Ну и как тут побеждать в конкурентной борьбе?!» — задала она риторический вопрос.

Сказывается на невозможности делать в России одновременно качественную и дешевую одежду и отсутствие дешевых кредитов для предприятий — в таких условиях быстро произвести импортозамещение не получится. По словам эксперта, помимо сложности выхода на конкурентный рынок, остается вопрос и закупок комплектующих. В настоящее время поставки из Европы, которые оборвались из-за санкций, введенных в результате украинского кризиса, российские производители пытаются заместить через сотрудничество с Китаем и Индией, но из-за сложностей с логистикой это получается в 3-4 раза дороже.

Андрунакиевич объяснила, что отечественная обувь не проигрывает в качестве, но поскольку она дороже зарубежной, люди ее не покупают, предпочитая произведенное в Китае и Вьетнаме. «Правительство должно об этом как-то позаботиться. Если мы сейчас на это не обратим внимание, то наши производители будут работать себе в убыток», — заключила она.


Лично мой опыт подсказывает, что проблема наших производителей отнюдь не в кредитах и не в налогах. Вот взять хотя бы то же качество. Сделать пару качественных ботинок несложно. Делать по 10 тысяч пар в месяц, причём выдерживать стабильное качество на протяжении нескольких лет… вот это даётся отечественному производителю с куда как большим трудом.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 158 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →