Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Category:

Объективность и гуманизм

Читая вчерашнее обсуждение сосуществования людей и собак (ссылка), зацепился мозгом за комментарий френдессы anna_burberry. Цитирую:

«Уж простите, я опять про Эстонию, просто бываю там часто и вижу изменения в сравнении с нами.

На этапе совка и выхода из него все было так же, как и здесь. А потом за короткий срок содержать дворнягу стало катастрофически невыгодно. Обязательные прививки, налоги, лечение — стоит ощутимых денег. Поэтому даже на цепи в хуторах сидят собаки породистые, с документами. А уж если собака у тебя стоит денег, то и обучать ты ее будешь, смотреть за ней. Ну, человек, который купил мопед — он же его как-то содержит. И нет проблемы старушки с десятью кошечками в квартире.

Далее, чисто не там, где не гадят, а там, где убирают. Уборка придомовых территорий — это дело серьезное. За этим жестко смотрят и взыскивают. Ежедневно бригадир объезжает дворы и ставит „зачет“. Нет зачета — нет оплаты. Хоть языком вылизывай. И в интересах дворников знать всех собак в лицо, и вовремя указывать хозяевам на их обязанности. Да хоть на руках неси собаку до лесополосы, либо убирай. И если человек не понимает, то телега в полицию, штраф, который взыщут всенепременно. И штраф этот будет навсегда впечатан в базу данных. А организация выгулочных площадок — это не проблема мэрии, а проблема конкретного дома и его бюджета.

Где взять столько дворников. Рассказываю — рядовой подметальщик это безработный на общественных работах. Этих людей вполне хватает. А они заинтересованы,чтобы никто к их работе не придирался. Поскольку хочется стоять дальше на бирже, получать пособие или льготы, иметь чистое „личное дело“, иметь страховку, иметь возможность обучения на бирже.

В результате я не видела там людей, которые маниакально что-то скребут совочками, но почему-то ничего к тапкам не прилипает».


Видите главное различие между русскими и эстонцами?

Эстонцы — бездушные, бессовестные роботы, которые не прощают нарушителя и не вникают в его проблемы. Студент, пенсионер, инвалид, выпускник детдома — по барабану. Собака должна быть привита и в наморднике. Автомобиль должен стоять на положенном месте. Двор должен быть подметён чисто. Не получилось? Денег нет? Времени нет? Собака не умеет? Ближайшая собачья площадка в десяти километрах от твоего дома?

Подлецу эстонцу с камнем вместо сердца наплевать. Нарушил — плати штраф. Нет денег — продавай квартиру. И будь перед ним хоть одинокая многодетная мать с инвалидностью первой группы, сердце белокурого негодяя не дрогнет. Ни совести, ни чувства справедливости у эстонца нет. «Эт-то Ваши проблемы», и всё.

Совсем не так ведут себя душевные русские. В России задолго до Достоевского принято было жалеть убогих и сострадать им, понимать, что виноваты во всём не они, а жестокие обстоятельства. Поставил нарушитель машину на тротуар? Так больше некуда было. Сформировал президент своим кортежем гигантскую пробку? Так ему иначе нельзя — вражеские снайперы не дремлют. Бегает крупная собака без намордника? Что делать — она с намордником не может, не привыкла. Поцарапал ребёнок совочком дорогой автомобиль? Ну так это же дети, они не могут быть аккуратными!

Проще говоря, у нас есть две национальные установки.

Установка первая — надо прощать и терпеть. Требовать от людей соблюдения правил даже как-то постыдно. В нашей культуре люди, которые не хотят терпеть, например, курение соседей на лестнице считаются мегерами и склочницами. Более того: чтобы заставить человека заплатить штраф нужно, как правило, крепко ухватить его за яйца. Собственно, именно по этой причине сотрудники милиции штрафуют только гастарбайтеров и автомобилистов. Культурных пешеходов и собачников избивать чревато, а отобрать на месте у них нечего. Добровольно же с деньгами они расставаться не будут.

Виновато в этой установке… православие. Точнее, духовные наследники православия — интеллигенты-гуманисты, типа Стругацких и Сахарова. Которые считают, что надо «быть человеком», заботиться о слабых и так далее.

Помните какая волна грязи поднялась в СМИ и в блогосфере во время монетизации льгот?

В этой волне вся суть интеллигенции. Базовая идея гражданского общества — «правила едины для всех» — воспринимается интеллигентами как форменный фашизм. Нельзя заставлять живых людей платить полную цену за квартиру, за машину, за медицинское обслуживание, за образование… Ну, Вы поняли идею. «Кодекс слабого» во всей его красе. Знаете, что будет, если какая-нибудь несчастная старушка пойдёт под суд за то, что её собачка нагадила не там, где надо, а старушка отказалась платить штраф? Кто не догадывается, загляните вот сюда и прочтите комментарии.

Короче, спасибо доброте интеллигентов, требовать от «бедных» соблюдать общие правила в нашей стране считается западло. Наоборот, считается правильным, когда слабые, бедные и больные пользуются льготами. Не платят за проезд в транспорте или за квартиру, например.

Представьте, что больной пенсионер, кормя голубей с балкона, сдуру рассыпал зерно на Ваш автомобиль, и мерзкие летучие твари склевали Вам краски на 20 тысяч рублей. Как полагаете — что скажут о Вас соседи, если Вы подадите на пенсионера в суд?

Перейдём теперь ко второй части проблемы.

У нас считается правильным оценивать ситуацию «объективно». То есть, не быть эгоистом. Думать не только о себе, но и о «товарище».

Однако расскажите мне, пожалуйста, как можно чего-то требовать от людей, вникая при этом в их проблемы?

По моему опыту ведения бизнеса, это совершенно невозможно. Если ты начнёшь вникать в проблемы своих клиентов, сотрудников и партнёров, тебе тут же сядут на шею и, свесив ножки, поедут на тебе. «Фриц Моисеевич, простите за опоздание, надо было маму в больницу отвезти». «Фриц Моисеевич, у нас счёт арестовали, через неделю непременно заплатим». «Фриц Моисеевич, я руку сломал, не получается вовремя проект закончить».

Ровно то же самое и со штрафами. Если слушать жалобы автомобилистов на отстутствие парковок и жалобы собачников на отсутствие площадок для выгула, изменений не будет никогда. Сами подумайте: смысл пенсионеру дяде Васе парковать своё ржавое ведро за двести метров от дома, если можно поставить прямо на тротуар у подъезда? Если предложить дяде Васе убрать машину, он ответит, что платная парковка стоит 4 000 рублей в месяц, а денег таких у него нет. Ставить же машину далеко он не может — ноги больные.

Что характерно, и то и то — чистая правда. Парковка и в самом деле столько стоит. И ходить пожилому человеку действительно тяжело. Но… в этой интеллигентской привычке «быть объективными» есть один серьёзный логический изьян. А именно — тот, кто думает, будто надо вникать в чужие проблемы исходит из ошибочного тезиса, что все люди одинаково важны.

Все люди одинаково важны только для одного существа — для Г-да Б-га. Поэтому если Вы считаете себя Б-гом, тогда, действительно, Вам стоит относиться к проблемам малознакомого пенсионера так же серьёзно, как к своим собственным. Если же мании величия у Вас нет, то не вполне понятно, с каких таких причин Вас должны волновать чужие проблемы. «Поставил машину не там? Убирай и плати штраф. И не надо мне ничего объяснять, меня твои проблемы не интересуют».

Скажете, злой, бесчеловечный подход? Да, согласен. Европейское общество выглядит изнутри именно так. На лицах улыбка, в душах — безразличие. Однако мне, коллеги, почему-то такой стиль жизни представляется весьма комфортным.

Знаете, я всегда раньше удивлялся: почему по нашим улицам не ходят, как в Европе, люди с фотоаппаратами и не оставляют под дворниками штрафов за неправильную парковку. Сегодня я, наконец-то, понял почему. Потому что наши политики не деревянные. И понимают, что введение парковочных автоматов и реальных штрафов за парковку вызовет бурю народного гнева. А вот кортежи и перекрытия целых районов разных городов особого раздражения у людей не вызывают. Привыкшие думать о других русские понимают потребности чиновников и охотно входят в их положение.

Обратите внимание: я вовсе не призываю к каким-то более суровым наказаниям. Отнюдь. Как я уже много раз писал, наши законы и так нечеловечески жестоки, суды — несправедливы, а тюрьмы являются, по сути, пыточными камерами. Не надо ни массовых расстрелов, ни даже массовых посадок. Насилие и жестокость могут родить только насилие и жестокость.

Вместо этого надо осознать, что из красивой идеи Достоевского про «слезинку ребёнка» неминуемо, закономерно следует та вакханалия бардака, которую мы имеем сейчас. Вместо массовых расстрелов надо заставить, наконец, граждан соблюдать простые, бытовые правила. Заставить не резиновыми дубинками и не бригадами бритоголовых юношей. Заставить обычным рублём.

Припарковался на тротуаре? Штраф. Вывел собаку без намордника? Штраф. Включил музыку после 22-х часов? Штраф. Перепрыгнул через турникет в метро? Штраф. И не надо рассказывать, что это у тебя последняя тысяча рублей, и что тебе теперь неделю есть нечего будет. Нарушил — плати.

Посмотрите на Эстонию. Это работает.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 814 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →