Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Переименование Курильских островов, суда-роботы и будет ли Япония атомной



1. На фоне недружественной санкционной политики Японии, претендующей на якобы «незаконно оккупированные» российские острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группу островков Хабомаи, глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин предложил переименовать эти острова на русский манер:

https://lenta.ru/news/2022/05/24/rogozin_ostorva/

Рогозин предложил переименовать один из островов в «Варяг» в честь знаменитого крейсера. Второй, по его мнению, должен носить имя «Кореец» в память о канонерской лодке, героически сражавшейся против японского флота.

Третий остров глава «Роскосмоса» предложил назвать в честь Всеволода Руднева, командира крейсера «Варяг», под его командованием принявшего бой у Чемульпо в 1904 году, героя русско-японской войны. Порядок наименований, по словам гендиректора госкоропорации, смогут выбрать местные жители.

«И, наверное, этот архипелаг назвать архипелагом Русских героев-моряков. Мне кажется, это было бы гораздо логичнее». Дмитрий Рогозин, гендиректор «Роскосмоса».


С одной стороны, предложение интересное, и упомянутые корабли и люди вполне достойны того, чтобы назвать в честь них острова.

С другой стороны, переименование назло кому-то, – в данном случае японцам, – это какое-то варварство в духе коммунистов. Если бы речь шла о возвращении исторических названий, дело другое.

Острова именуются давно устоявшимися в русском языке названиями, происходящими даже не из японского языка, а из айнского – языка народа, который веками угнетался японцами. Переименовывать их, на мой взгляд, было бы не только неправильно, но и бескультурно.


2. Японцы делают ставку на роботов, а не на мигрантов. Они полагают, что именно роботизация поможет им решить проблемы низкой рождаемости и нехватки рабочих рук. Пока что получается плохо, но кое-какой прогресс есть:

https://hightech.plus/2022/05/16/avtonomnoe-gruzovoe-sudno-proshlo-800-km-bez-uchastiya-cheloveka

Сухогруз с полным водоизмещением 750 тонн выполнил рейс по оживленному Токийскому заливу, проделав 99% своего маршрута без вмешательства человека. Управление взял на себя искусственный интеллект Orca AI, который помогал судну избежать сотен возможных столкновений.

Израильская компания Orca AI, основанная в 2018 году двумя экспертами в области военно-морских технологий, занимается разработкой программной платформы для водного транспорта. Навигационная система, сочетающая датчики с существующими бортовыми системами безопасности, обеспечивает повышенную надежность и маневренность в фарватере с активным движением, пишет Electrek. Восемнадцать камер позволяют ИИ вовремя замечать, отслеживать и классифицировать другие суда 24 часа в сутки.


Неплохое достижение, но замена моряков на ИИ далеко не самая актуальная проблема для японцев. Местное население не просто плохо размножается, но и быстро стареет, и японцам скорее нужны роботы-сиделки, роботы-врачи, роботы-соцработники и так далее. Израильтяне поставляют японцам не совсем то, что нужно (кстати, у самих израильтян таких демографических проблем меньше).


3. Японские атомщики сумели воспользоваться энергетическим кризисом, вызванным антироссийскими санкциями, и развернули активную борьбу с укоренившейся в Японии атомофобией:

https://lenta.ru/news/2022/05/16/yup/

Спецоперация на Украине создала «наилучшую возможность» для восстановления японской атомной промышленности после аварии на «Фукусиме» в 2011 году. Об этом заявил глава атомного подразделения Mitsubishi Heavy Industries Акихико Като в интервью Financial Times.

Он добавил, что страна может найти замену российскому газу в атомной энергетике. «В будущем может возникнуть проблема с импортом топлива из России. Люди понимают, что, пока мы закупаем топливо из-за границы, всегда будет страх перед нестабильностью», — сказал Като.

Многие изменили свои взгляды на атомную энергетику, которая является стабильным источником энергии, пояснил он. Сильная зависимость Японии от импорта российского газа вновь разожгла споры по поводу атомной энергетики в стране. Более 10 лет назад регулирующие органы отключили большинство атомных электростанций после одной из самых страшных ядерных катастроф в истории.

Третья по величине экономика мира погрузилась в энергетический кризис, усугубляемый стремительным ростом цен на сжиженный природный газ (СПГ) и нефть. Япония импортирует около девяти процентов своего СПГ из России. Премьер-министр Фумио Кисида ранее заявил инвесторам, что Япония будет использовать ядерную энергию, чтобы «помочь миру добиться дерусификации энергетики». До аварии на «Фукусиме» страна получала около трети своей энергии из 54 ядерных реакторов. Сейчас работают только четыре, а десять получили разрешение на перезапуск.


Атомофобия дорого стоила японцам: 2010-е годы стали одними из худших в экономической истории страны, в том числе из-за дороговизны цен на энергию.

Увы, даже если сейчас японцы начнут запускать старые реакторы, это не поможет им быстро решить все проблемы. После длительного перерыва часть ядерной инфраструктуры уже нельзя заново использовать, где-то были утеряны компетенции, а на восстановление и развитие атомной отрасли требуются огромные новые инвестиции.

Так что теперь Япония, понукаемая бичом Госдепа, будет страдать от «дерусификации энергетики». Возврат к мирному атому японцев не спасёт: слишком много далеко зашла деградация местного атомпрома, слишком много времени требуется на строительство новых АЭС.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 119 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →