Забавный наблюдение: некоторые полагают, будто девушки, наоборот, водят аккуратнее мужчин и реже попадают в аварии. И, дескать, именно поэтому в некоторых страховых компаниях слабому полу дают скидки.
На самом деле, конечно же, девушки водят хуже мужчин. Мозги немного иначе устроены: это физиологический факт. Сомневающиеся могут открыть перечень пилотов Формулы 1 и убедиться в этом лично. А скидки для женщин предусмотрены по той простой причине, что женщины водят хотя и хуже, но… реже. Достаточно часто в семье одна машина на двоих, при этом муж ездит на ней каждый день, а жена садится за руль два раза в месяц, когда требуется доставить пьяного супруга до дома.
Однако что будет, если мы возьмём наугад какую-нибудь немецкую фрау и какого-нибудь петербургского господина, а потом выпустим поездить их на автодром? Немка, уверен, несмотря на все различия между полами, выиграет с большим отрывом. Чтобы получить права в Германии — нужно уметь водить. Чтобы получить права в России — нужно пару раз прочесть ПДД и заплатить понятно кому несколько тысяч рублей. Если же увеличить сумму вознаграждения сотруднику ГИБДД, можно и правила не читать: всё будет сделано за Вас.
Самое печальное, что с опытом вождения мастерство растёт далеко не всегда. Если человек автомобилями не увлекается, он вполне может оставаться чайником до самой пенсии (если его стиль вождения позволит до пенсии дожить). Шансов же, что не интересующийся машинами человек, неважно какого пола, потратит на нормальные курсы несколько десятков тысяч рублей — сами понимаете, около нуля.
Подведу промежуточный итог. Дороги Петербурга кишмя кишат неумелыми водителями. И причина этому проста — сейчас права выдают всем подряд, практически ничего не проверяя.
Как можно изменить ситуацию?
У меня есть идея. Надо лишить сотрудников ГИБДД возможности принимать экзамены «за деньги». Надо сделать так, чтобы на водительские права можно было сдать только по-честному. Полагаю, это резко поднимет уровень выпускаемых на дороги автолюбителей.
Теперь о том, как осуществить это на практике.
Если за последнее время ничего не поменяли, то водители проходят сейчас три испытания: «правила», «площадку» и «город». Правила сдаются в виде компьютерного теста, «площадка» заключается в демонстрации несложных приёмов езды на площадке рядом со зданием ГИБДД, а «город» — это десятиминутная поездка с инспектором по настоящим улицам Петербурга.
Так вот. Я предлагаю записывать сдачу экзаменов на камеры, а результаты автоматически выкладывать в Интернет. На всеобщее обозрение.
Сделать на сайте госавтоинспекции раздел «Результаты экзаменов». В разделе запилить список всех инспекций России, по городам. По каждой инспекции составить список дат. И по каждой дате выкладывать для скачивания видеофайлы.
Ну, например, собрался я открыть себе в правах категорию D. Доехал до Шоссе Революции, сдал экзамен. Похвастался в блоге.
А Вы заходите на сайт ГИБДД, находите в списке нужную инспекцию Петербурга, открываете 24 сентября. И скачиваете видео «Фриц_Моисеевич_Морген.mpg», чтобы лично убедиться в моих навыках управления автобусами ЛИАЗ. Заметили что-то подозрительное? Можно поднимать шум.
Теперь разберём возражения.
Возражение первое — техническая возможность съёмки. Тут и в самом деле есть тонкости.
Например, снимать сдающих тест — просто бессмысленно. Никто не помешает инспектору встать за спиной сдающего, вне поля зрения камеры, и подсказывать правильные ответы.
А вот снимать вождение в городе и на площадке — сам Б-г велел. Размещаем стационарную камеру за спиной сдающего, между передних сидений. Ставим пару больших зеркал, чтобы было отчётливо видно лицо испытуемого, руки и ноги. Отдельное зеркало направляем на инспектора. И всё: попробуй тут попереключай передачи за пациента.
Возражение второе — возможность варьировать сложность экзамена «город». В самом деле, инспектор может дать Вам проехаться 200 метров по ровному участку, а может заставить разворачиваться через два ряда в толпе незнакомых автомобилей. Как это учесть?
На мой взгляд, нужно заменить тест на знание ПДД нормальным тренажёром. Когда испытуемый будет сидеть за обычным компьютером с широким экраном, вращать «игровой» руль и показывать своё кун-фу в разных хитрых ситуациях, типа неочевидного разъезда на перекрёстке и торможения во внезапное препятствие (помните этот пункт, да?). Одно дело подумать три минуты над схемой и нажать кнопочку «А». Совсем другое дело — вовремя выехать на перекрёсток, пропустить кого надо, и вовремя перекрёсток покинуть.
Поэтому если студент с компьютерным тренажёром справится, экзамен «город» особого значения иметь уже не будет. Какой смысл платить инспектору несколько тысяч, если ты и сам вполне можешь выполнить требования закона?
Возражение третье — вымогательство. Уверен, многие сейчас подумали, что инспектора будут специально заваливать, чтобы получить деньги…
Не знаю, как в других городах, а в Петербурге я про «заваливание» особо не слышал. Кто умеет водить — сдаёт сам, без денег. Кто не умеет — заваливается самостоятельно. Выезжает за линию на площадке, глохнет на горочке или уже в городе быстро проезжает мимо знака 40. А потом, понятно, пишет на форумах о подлых оборотнях, которые «из-за какого-то пустяка» отправили его на пересдачу.
Кроме того, я слабо представляю, как можно завалить студента, если всё пишется на камеру. Разве что, незаметно колоть его отвёрткой в попу во время манёвров?
Возражение четвёртое — приватность. Дескать, я не хочу, чтобы кто-нибудь видел, как я позорюсь…
Знаете, я вот в красках сейчас представил картину. Сидит какой-нибудь пухлощёкий депутат перед камерой и говорит, нахмурив брови: «У меня дочке через неделю исполняется 18 лет. Она всё выучила хорошо, водить умеет замечательно. Я не хочу, чтобы кто-то снимал на камеру, как она сдаёт на права. У человека должна быть личная жизнь».
Отвечу воображаемому депутату. Экзамен на права — стандартная, безличная процедура. Человека там снимают не внезапно и голышом, а в официальной обстановке, в официальной одежде и за официальной процедурой. «Личное» там может начаться только в одном случае: в случае покупки экзамена.
Возражение пятое — высокая стоимость внедрения всего этого.
Полагаю, если моё предложение будет широко обсуждаться, представители ГИБДД сделают основной упор именно на этот пункт.
Предоставлю примерный расчёт. Камера с разрешением 800х600 стоит несколько тысяч рублей. Хороший компьютерный руль и педали — ещё десять тысяч. Всё остальное барахло, типа компьютеров, флешек, зеркал и креплений для камер, тоже стоит недорого. Таким образом, одно «рабочее место сдающего» с лёгкостью уложится в сто тысяч рублей. Для сравнения: взяток с одной группы сдающих, как правило, берётся больше, чем на сто тысяч.
Стоимость разработки сайта, если не слишком сильно наглеть с откатами, никак не сумеет преодолеть планку в пятьсот тысяч рублей. Трафик, опять таки, нынче дёшев. Общая цена вопроса — копейки.
Если у Вас есть ещё возражения — пишите, будем разбирать.
А напоследок я напомню, что министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев объявил сейчас безжалостную войну коррупции. Кроме всего прочего, прозвучала в его речах и идея про «видеодатчики» в местах сдачи экзаменов.
Так вот. Ключевой момент, очевидно, это выкладывание видеозаписей экзаменов в публичный доступ, в Интернет. Если же видеозаписи будут оседать где-то в тайных хранилищах министерства, толку от них, на мой взгляд, будет около нуля.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →