Небольшое предисловие. Школа, по моему мнению, является сейчас «камерой хранения» для детей, куда родители сдают их на время рабочего дня. Так уж устроен наш мир: ребёнку в офисе или на заводе делать нечего, поэтому взять его с собой родитель не может.
К сожалению, кроме собственно хранения, детей в школе подвергают ещё и пытке учёбой. Дрессируют, наказывают, заставляют слушать ненужную и неинтересую им ересь. В результате редкому школьнику после обучения удаётся сохранить психическое и физическое здоровье.
Грамотное решение проблемы, на мой взгляд — посмотреть правде в глаза и использовать школу по назначению. То есть, если нет возможности отказаться от школы полностью, то хотя бы не заставлять своего ребёнка хорошо учиться, делать домашние задания и выполнять прочие нелепые требования надсмотрщиков.
В идеале было бы здорово провести глобальную реформу школ: отменить обязательное посещение уроков и разрешить детям самостоятельно выбирать, к какому преподавателю ходить. Но это, конечно, в ближайшие годы малореально.
Ссылки:
Пол Грэм. За что не любят ботанов. http://fritzmorgen.livejournal.com/38494.html
igni_ss. Как правильно зомбировать детей. http://igni-ss.livejournal.com/72741.html
Воспитанная беспомощность. http://fritzmorgen.livejournal.com/38128.html
Масару Ибука. После трёх уже поздно. http://www.lib.ru/KIDS/after3.txt
Борис Жуков. Школьные годы бесследные. http://www.stengazeta.net/article.html?article=2742
Иван Низгораев. Рецензия на книгу Ивана Иллича "Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир. http://www.polit.ru/science/2006/09/04/illich.html
dmpokrov. Размышления о влиянии советского образования.
Часть 1. http://dmpokrov.livejournal.com/40059.html
Часть 2. http://dmpokrov.livejournal.com/41698.html
Часть 3. http://dmpokrov.livejournal.com/43369.html
Михаил Литвак. Командовать или подчиняться. http://nkozlov.ru/library/psychology/psychology4/
Разбор аргументов школозащитников
В: Школа учит думать и учит учиться
О: Классический приём шарлатанов: заявить что их магические пассы руками делают что-нибудь непроверяемое. Вот, например, говорит шарлатан, что его чудо-методика чистит чакры. И попробуй опровергни: чакры — не уши, их на приёме у ЛОР’а не видно.
Так и со школьным «учит учиться». Если спросить шарлатана чуть подробнее — в чём же заключается разница между умеющим учиться школьником и не умеющим учиться неучем, он ответить не сможет. Заявит, что это никак не измерить.
Неопытные шарлатны, правда, начнут говорить про умение искать в библиотеке книги по алфавиту. Тут ответ простой: учиться искать в библиотеке книги по алфавиту — дело одного часа максимум. Двенадцати лет на это не нужно.
Реально помогло бы детям учиться, например, скорочтение. Также весьма полезна была бы формальная логика. Но этих предметов в школьной программе, разумеется, нет.
«Умение учиться» — это не более чем красивая сказка для скромных лохов, которые стесняются попросить шарлатана доказать свои слова конкретными цифрами.
Ссылки:
Ребёнок убийца из Кирова. http://fritzmorgen.livejournal.com/206913.html
Александр Левитас. Учимся думать? Ой ли… http://kontei.livejournal.com/9414.html
В: Вот в Штатах детей не заставляют учиться в школах, и вырастают у них дебилы
О: Во-первых, надо таки меньше верить Задорнову. Задорнов — артист, и его фельетоны скорее смешные, чем правдивые. В Штатах живёт ничуть не больше дураков, чем в России.
Во-вторых, в Штатах школы — это реальные тюрьмы, не чета нашим. Достаточно сказать, что там в современных школах нет окон, чтобы дети не отвлекались во время уроков.
Ссылки:
Про американские школы из первых рук. http://fritzmorgen.livejournal.com/39851.html
Американские школы. http://nikadubrovsky.livejournal.com/441805.html
В: Школа прививает детям культуру. Не окончивший школу ребёнок вырастет полным дикарём
О: Чтобы поднять культурный уровень детей нужно, чтобы школьные учительницы были более культурны, чем родители учеников. Тогда дети будут тянуться к уровню педагогов. Так было в прошлом веке.
Сейчас, однако, благодаря телевизору, все дети говорят на одном языке. Пропасти между детьми из разных семей больше нет. Если же говорить не про идеальные, а про реальные школы, то культурный уровень педагогов, увы, ниже среднего. «Окультурить» детей они физически не в состоянии.
Ссылка:
Школа и мавры. http://fritzmorgen.livejournal.com/234928.html
В: Но ведь должен же ребёнок где-то социализироваться? Школа даёт ему базовые навыки общения
О: Да, школа даёт ребёнку опыт жизни в коллективе тюремного типа. В призывной армии и в тюрьме такой опыт и в самом деле будет полезен. Если, конечно, закрыть глаза на то обстоятельство, что значительная часть детей получает опыт отрицательный — в коллектив не вписывается. Что бывает с такими детьми в армии или в тюрьме можете почитать в жёлтой прессе.
Однако пусть даже ребёнок в коллектив успешно вписался, и даже через двадцать лет после школы общается с одноклассниками. Давайте задумаемся — нужна ли ребёнку школьная социализация в нормальной взрослой жизни?
Надсмотрщиков у взрослых нет. Общается взрослый с людьми самого разного возраста, а не только с ровесниками. На работе у адекватного взрослого человека задача — хорошо сделать работу, а не просмотреть как можно больше порнухи, пока начальник не засёк. И, главное, по-настоящему взрослый человек должен уметь принимать решения самостоятельно и класть прибор на мнение окружающих. У окончившего школу конформиста с этим обычно проблемы.
Проще говоря, определённую извращённую социализацию школа даёт — но лучше бы она её не давала вовсе. Когда взрослый пытается вести себя как классический школьник, это смотрится скорее печально, чем смешно.
Кроме того, давайте уйдём от школьного чёрно-белого мира. Школа, что бы там ни утверждали «педагоги» — это далеко не единственное место, где ребёнок может общаться. Двор, кружки, компьютерные клубы, Интернет, работа родителей — вот только несколько примеров навскидку.
В: Без школы ребёнок не получит базовых знаний и навыков, необходимых для взрослой жизни
О: Базовых навыков, необходимых для взрослой жизни, существует ровно три: чтение, письмо, и счёт. До революции грамотными были 25% россиян, поэтому школа была ценным источником знаний. Сейчас грамотны практически все взрослые. Если здоровый ребёнок к школе не умеет читать, это значит, что родители просто не нашли времени с ним позаниматься.
Кроме того, вполне очевидно, что чтению, письму и счёту можно обучить довольно быстро. Если бы вопрос ставился как «давайте обяжем всех десятилетних детей сдавать экзамен по чтению, письму и счёту», я бы против этого не возражал. Но тратить на это 12 лет? Извините, это слишком дорого.
Ссылки:
Школа и мавры. http://fritzmorgen.livejournal.com/234928.html
В: Человек, который умеет читать, писать, считать и больше ничего — не может считаться полноценным
О: Некоторые считают, что полноценным не может считаться человек, который не владеет логикой. А ведь люди, которые говорят, что «мало только читать, писать и считать» — с логикой явно не в ладах.
Они полагают, будто из утверждения «не умеющему читать/писать/считать взрослому будет тяжело» следует утверждение «для взрослой жизни вполне достаточно научиться читать, писать и считать».
На самом деле, очевидно, есть третий вариант. Научиться базовым навыкам (таким как чтение) и массе других знаний «на выбор». Например, игре на скрипке и физике. Или плаванию и ботанике. Но не всему сразу и одновременно.
Скрипка, физика, плавание и ботаника, хотя и полезны в жизни, базовыми знаниями никак не являются. Это — продвинутые знания. Знания «на выбор», если угодно.
Ссылки:
Минимальный школьник. http://fritzmorgen.livejournal.com/132832.html
Учебник логики Челпанова. http://fritzmorgen.livejournal.com/49306.html
В: Чем больше у человека «бессмысленных» на первый взгляд знаний, тем лучше он подготовлен к жизни
О: Знания в школе не даются бесплатно. За знания у ребёнка отбирают годы жизни, самостоятельность и здоровье. Как физическое здоровье, так и психическое.
Поставим мысленный эксперимент. Допустим, мы верим в формулу — «больше знаний, лучше подготовлен». Представим себе студента, который учится в разных ВУЗ’ах до 45-ти лет, готовится к будущей работе. В 45 лет он свои университеты заканчивает и к работе, наконец, выходит во взрослую жизнь.
Как полагаете, будет он значительно круче своих менее образованных коллег?
Ссылки:
Пятнадцать лет на скамейке запасных. http://fritzmorgen.livejournal.com/66095.html
Вечный студент. http://fritzmorgen.livejournal.com/155043.html
В: В семь лет ребёнок знает мало. В шестнадцать лет ребёнок знает много. Вывод: школа даёт знания
О: После ещё не значит вследствие. Шестнадцатилетний ребёнок просто старше, поэтому и знает больше. Школа тут вовсе не при делах.
Мы же не говорим, что школа увеличивает член? А ведь у шестнадцатилетнего он тоже длиннее…
Ссылки:
После не значит вследствие. http://fritzmorgen.livejournal.com/133351.html
В: Не посещавший школу ребёнок непременно вырастет необразованным неучем
О: Это только в школе учат, что у каждой задачи есть ровно одно решение. Жизнь устроена несколько сложнее.
Кроме школы знания можно извлекать, например, из книг, из Интернета, из общения с родителями и друзьями, из разного рода кружков и секций.
При этом, что очень важно, ребёнок не получает отвращения к учёбе, так как сам учится добровольно. И, по той же причине, обучение идёт на порядок быстрее, чем за школьной партой. Годовую школьную программу по математике, например, увлекающийся ребёнок проходит меньше чем за две недели.
Ссылки:
Единственная книга. http://fritzmorgen.livejournal.com/132600.html
В: Если дать ребёнку учить, что он хочет, ребёнок вырастет узким специалистом, который не будет знать ничего за пределами его увлечения.
О: Во-первых, крайне редко встречаются дети, которые увлекаются одним и тем же на протяжении десятилетий. Как правило, ребёнку сейчас интересно одно, через год — другое. До совершеннолетия ребёнок успевает немного погрызть гранит науки в самых разных местах.
Во-вторых, узкие специалисты… это миф. Не бывает узких специалистов. Так как каждый хороший специалист должен разбираться не только в своёй области, но и в смежных областях.
Люди, которых ошибочно называют «узкими специалистами» — это, на самом деле, вообще не специалисты. Это просто узкие люди, которые как следует не владеют даже своей специальностью. Люди, которым в школе успешно привили отвращение к учёбе, и которым физически неприятно изучать что бы то ни было за узкими пределами своих служебных обязанностей.
Ссылки:
Узкие специалисты. http://fritzmorgen.livejournal.com/117231.html
В: Каждый предмет нужен. Математика, например, учит логически мыслить, а биология поможет выжить в экстремальной ситуации
О: Преподавателя математики, который говорит, что «математика учит мыслить логически», надо гнать пинками из профессии. Так как этот преподаватель, во-первых, не понимает, что математика ценна сама по себе, а во-вторых сам логически мыслить не умеет.
Если мы хотим научить ребёнка логически мыслить — нужно учить его логически мыслить. Если мы хотим научить ребёнка выживать в экстремальных ситуациях — нужно учить его выживать в экстремальных ситуациях.
В противном случае получится удаление гланд через задницу: дорого, долго и неэффективно. Мы же не берём путёвку в Сочи, чтобы помыться? Чтобы помыться есть ванная. В Сочи нужно ехать, чтобы отдохнуть на море. Так и со школой. Математика полезна, так как это язык науки. И интересна, так как вся она пронизана увлекательными головомками. Логика тут совсем не при делах.
Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и ещё одно обстоятельство. Школа, не может научить детей даже элементарным вещам — многие не отличают «право» от «лево» и не умеют складывать дроби. Чего уж говорить о программе хотя бы пятого класса? «Разносторонние знания» которые даёт школа — это миф. Реальный уровень знаний выпускников школы настолько низок, что его с лёгкостью можно уместить в два-три года.
Ссылки:
Холмс. http://zaykovsky.livejournal.com/53717.html
Гармонично развитый человек в футляре. http://fritzmorgen.livejournal.com/55348.html
Зачет. http://fritzmorgen.livejournal.com/115611.html
Бонусы. http://fritzmorgen.livejournal.com/115893.html
Электрошкольник. http://fritzmorgen.livejournal.com/79228.html
В: Ребёнок в семь лет ещё не знает, что ему понадобится в жизни. Поэтому он не может решать: чему учиться, а чему — нет
О: Именно так. В семь лет ребёнок не может планировать свою жизнь на десятилетия вперёд.
Однако совершенно неважно, что ребёнок будет изучать в семь лет и кем он в итоге станет. Любая профессия и любые знания хороши. Не имеет никакого значения, вырастет ребёнок боксёром или программистом — главное, чтобы он был хорошим специалистом и любил свою профессию.
Кроме того, скорее всего, ребёнок за время взросления несколько раз поменяет увлечения. И попробует всего «по чуть-чуть». То есть, волей-неволей посмотрит на гранитную глыбу науки с разных сторон.
Буриданов школьник. http://fritzmorgen.livejournal.com/79480.html
В: В школе знания даются по определённой системе, «оптом». Самостоятельно такую насыщенную программу не потянуть
О: Во-первых, таки потянуть. Опыт экстерната показывает, что в школе реально дают очень мало знаний, так как учитель всегда ориентируется на самых слабых. Самостоятельно можно изучить эту «насыщенную программу» куда как быстрее.
Во-вторых, набирать про запас всё подряд, в надежде, что «в большом хозяйстве любая дрянь сгодится» — ошибочная тактика. Глупо покупать вилы в городскую квартиру. Они и денег каких-то стоят, и место занимают, и уронить на ногу их случайно можно. Когда поедете в деревню, тогда и купите.
Ссылки:
Жмотематика. http://fritzmorgen.livejournal.com/75296.html
В: Вы хотите лишить ребёнка детства! Когда я учился в школе, там было столько всего интересного
О: Человек — очень выносливое существо. Люди как-то живут и получают удовольствие даже в тюрьме, не говоря уже об армии. Потом разглядывают дембельские альбомы, вспоминают, как прибили сослуживцу сапоги к полу…
Но собственно армия и тюрьма тут не при делах. Жить на свободе было бы гораздо веселее.
Вред школы
В школе ребёнок проводит полновесных 12 лет. Поэтому вред, наносимый детям школами, сложно переоценить. Вот основные болезни, которые дети приобретают по окончании школы.
1. Привычка сидеть и слушать
Одна из главных проблем: школа учит детей быть пассивными и подчиняться: сидеть и слушать, а не действовать. В прошлом веке это было нормально. Во-первых, тогда индустриальному обществу были нужны послушные винтики для работы на заводах. Во-вторых, модель «сиди и слушай» была (в силу технических ограничений) основной моделью поведения даже на отдыхе: люди сидели и смотрели кино, сидели и смотрели телевизор, сидели и слушали радио.
Современный ребёнок уже умеет пользоваться компьютером, где он большую часть времени активен. Поэтому устаревшая система школьного обучения для него — это настоящая пытка. Что-то вроде принудительного кормления для человека, который умеет есть самостоятельно.
Поколение телевизора. http://fritzmorgen.livejournal.com/215625.html
2. Проблемы с психикой
Школьный класс, по сути своей, это замкнутый коллектив тюремного типа: детей там держат насильно, и они вынуждены «общаться» друг с другом. Положение школьника мало чем отличается от положения солдата или заключённого. Вполне очевидно, что разного рода конфликты, неизбежно возникающие в такой среде, не проходят безболезненно.
Не буду вдаваться в конкретные детали (хотя статистика регулярно мелькает в прессе). Упомяну только в качестве иллюстрации забавный факт: любимое место действия разных маньяков — именно школа.
Ссылки:
Любимые места психопатов. http://fritzmorgen.livejournal.com/146647.html
3. Поведение раба
Школа учит детей быть рабами: бояться кнута надсмотрщика, подчиняться старшим, уважать авторитеты и беспрекословно выполнять чужие приказы. Хорошо ли это для общества? Большой вопрос. Хорошо ли это для ребёнка? Очевидно, нет.
Послушный ребёнок выходит из школы с твёрдым намерением найти себе хозяина получше и выполнять его распоряжения. Добровольно и с радостью.
Ссылки:
Уважаемые учителя и уважаемые бандиты. http://fritzmorgen.livejournal.com/55973.html
Девять причин, по которым непременно нужно получить высшее образование. http://fritzmorgen.livejournal.com/72545.html
Дрессированые студенты. http://fritzmorgen.livejournal.com/73063.html
Третья степень рабства. http://fritzmorgen.livejournal.com/139410.html
Они украли у Вас детство. http://www.nbp-info.ru/new/lib/lim_anotherrus/03.html
Культура Страха. http://fritzmorgen.livejournal.com/78280.html
4. Отвращение к учёбе
Стандартный урок ребёнку неинтересен. Так как даёт ему информацию или ненужную, или непонятную, или уже известную школьнику. Или даже всё вместе одновременно.
Таким образом, за 12 лет пребывания в школьных стенах у большинства детей вырабатывается сильное отвращение к учёбе. Этот условный рефлекс настолько стоек, что взрослым потом тяжело заставить себя не то что выучить английский, но даже прочесть инструкцию к новому телефону.
Ссылки:
Юные жертвы детектива. http://fritzmorgen.livejournal.com/79882.html
Баянисты-насильники. http://fritzmorgen.livejournal.com/135982.html
5. Логика гопника
В беседах гопники часто ссылаются на авторитеты. В качестве доказательства своей правоты гопник может сказать, что он, например, знаком с каким-нибудь уголовником.
Ровно так учат детей думать и школьные учителя. Только авторитеты у них другие — учебники, книги. Вместо реплики «Ты Вову Магаданского знаешь?» классический интеллигент спрашивает: «Читали ли Вы Оскара Уайльда?». Подразумевается, что если человек Оскара Уайльда не читал, то и о гомосексуалистах он рассуждать не может. Как выражается Владимир Путин, «что может сказать о музыке Чайковского человек без прописки?»
Реальные знания в школе подменяются на обёртку от знаний. От ребёнка требуют на экзаменах не продемонстировать знания или навыки, а грамотно растопырить пальцы и перечислить покойных авторитетов, с которыми он знаком. Это называется «владеть материалом».
Как следствие, многие взрослые люди не умеют логически мыслить. Они полагают, что рассуждать — это значит сравнивать, чей авторитет круче. По той же причине многие взрослые стыдятся задавать вопросы: им кажется, что вопросы задают только незнакомые с крутыми учёными лохи.
Ссылки:
Почему некоторым стыдно задавать вопросы. http://fritzmorgen.livejournal.com/56172.html
Как обучают ботов. http://fritzmorgen.livejournal.com/79101.html
Хороший спецшкольник. http://krocodl.livejournal.com/140188.html
6. Страх ошибок
Одна из главных болезней учившихся в школе детей — страх ошибок. Детей учат, что главное — это не ошибаться. В школе однозначно лучше написать две контрольных на четыре, чем одну контрольную на пять с плюсом, а вторую — на два.
В реальной жизни всё наоборот. Не ошибаются только беспомощные неудачники, которые ничего не делают.
Ссылки:
У вас ничего не получится. http://fritzmorgen.livejournal.com/71453.html
До характерного щелчка. http://fritzmorgen.livejournal.com/77342.html
Идеальный лузер. http://fritzmorgen.livejournal.com/17099.html
Реальный опыт
1. Опыт экстерната. Школьник nlkr, решивший перейти на экстернат, рассказывает о своём опыте учёбы и опыте сдачи экзаменов. Выводы: без школы учиться гораздо легче.
Ссылка: http://fritzmorgen.livejournal.com/212540.html
2. Опыт «Шведской Парты» в отдельно взятой семье. Как девочке разрешали пропускать школу по желанию, и кто из неё вырос.
Ссылка: http://fritzmorgen.livejournal.com/132125.html
3. Воспоминания «непослушных» детей, отучившихся в обычной школе. Школу вспоминают, по большей части, с ненавистью.
Ссылка: http://fritzmorgen.livejournal.com/37259.html
4. Школа Тубельского. Реально действующая в Москве школа, где детям дали больше свободы.
Ссылка: http://mama.tomsk.ru/education/alternative_education/self-determination/
5. Десять лет каторги. eksray прикидывает, что из школьной программы пригодилось ему в жизни.
Ссылка: http://eksray.livejournal.com/225830.html
6. Биография Юрия Исааковича Неймарка — известного советского учёного, который почти не учился в школе.
Ссылка: http://www.museum.nnov.ru/unn/contfs/paper/2005/2036_2.phtml
7. Воспоминания kvasy_pingvin о бесцельно потраченных школьных годах.
Ссылка: http://kvasy-pingvin.livejournal.com/24497.html
8. Циолковский, как известно, был глух как пень, поэтому не мог учиться в школе. Константин Эдуардович (в юности — Костян) учился самостоятельно, по книгам. Сейчас его именем называют улицы и проспекты.
Ссылка: http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/n_i_j/1936/vel-sam.html
9. Особое мнение о системе образования в Беларуси. Размышления о реальных проблемах школ и институтов. Цитата: «…Классе эдак в седьмом некоторое время я не делал домашних заданий по русскому. Но из благих намерений оставлял пустые страницы, чтобы вписать позднее. Однажды после какой-то работы преподаватель собирала тетради, и я решил мою всё равно сдать. На следующий день утром на физкультуру влетает моя классная преподаватель в бешенстве, устраивает скандал, вызывает родителей. Звучит куча патетики (хоть и 1995 год на дворе) и прочей чепухи. А вот что произошло в учительской. Не знаю в какой форме, но та русичка (ей пойдёт такое название) увидев мою тетрадь, пожаловалась классной, что я её хотел оскорбить такой тетрадкой. Учителя её поддержали. Где-то в этой цепочке (а может и у русички) появилось утверждение, что я специально сделал такую тетрадку, чтобы её оскорбить».
Ссылка: http://magistr.at.tut.by
Пути решения проблемы школ
В: Какой Вы видите нормальную школу, где ребёнка учат, а не калечат?
О: Думаю, хорошо работать будет система «Шведской Парты».
Существенное отличие от современной школы будет только одно: ребёнку разрешат самостоятельно выбирать, когда и чему учиться. То есть, придя в 9-00 на уроки, ребёнок сам будет решать — идти ему в спортзал, на школьный двор или на урок математики.
У учителей, в свою очередь, будет право отказаться учить ребёнка, который не хочет учиться.
Ссылки:
Шведская парта. http://fritzmorgen.livejournal.com/36217.html
Школа: разбор полётов. http://fritzmorgen.livejournal.com/37084.html
В: Что могут сделать родители?
О: На самом деле, школа воздействует на ребёнка именно через родителей. Поэтому если родители не видят смысла гнобить ребёнка и делать из него отличника, школа практически бессильна. Поэтому самое простое решение проблемы школы — в неизбежных конфликтах с учителями вставать на сторону ребёнка, а не на сторону педагогов. Учится на тройки? Ну и Б-г с ним, не выгоняют — и ладно.
Правда, к сожалению, очень часто родители «играют» в ребёнка, как в компьютерную игрушку: «прокачивают его» и следят, чтобы он впитал в себя как можно больше «знаний».
Ссылки:
Что делать со школой. http://fritzmorgen.livejournal.com/55115.html
Обезболивающее для культуристов. http://fritzmorgen.livejournal.com/77028.html
В: Почему бы нам не повысить зарплату учителям?
О: Учителя сейчас получают вполне нормальные деньги для своей работы. Работа современного учителя, по сути, заключается в заботе о ввереном ему на время рабочего дня имуществе — о детях. То есть, это работа кладовщика. И зарплаты учителей примерно соответствуют зарплате кладовщиков.
Однако если мы повысим учителям зарплату, школьникам будет полегче. В школу пойдут более квалифицированные кладовщики, которые будут тщательнее хранить товар. У детей после окончания школы будет меньше «профессиональных» заболеваний.
При прочих равных, высокооплачиваемые надсмотрщики — это лучше, чем низкооплачиваемые.
Ссылки:
Учителя и сторожа. http://fritzmorgen.livejournal.com/177651.html
Update: размышления dilesoft о современных ВУЗ’ах. От себя отмечу, что индустрия 1С действует сейчас в полном соответствии с его планами. http://habrahabr.ru/blogs/i_am_clever/7091
Update 2: рассказ о школе от agent_sm_it: http://agent-sm-it.livejournal.com/218065.html
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →