Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

Достаточно ли в России магазинов



Торговая сеть «Перекрёсток» требует от торговых центров заморозить ставки по аренде. Эта попытка отжать деньги у контрагентов показывает, что расклад сил на рынке существенно изменился.

Магазин, приходя в торговый центр, вкладывается в ремонт, в оборудование, в найм персонала, в рекламу и в раскрутку новой точки. Если магазин по каким-то причинам закрывается, не отработав хотя бы двух-трёх лет, он или приносит убытки, или как минимум не приносит нормальной прибыли.

Из-за этого договоры с торговыми центрами заключают обычно на несколько лет, причём прописывают там в том числе и цену аренды, чтобы торговый центр не мог ободрать раскрученный магазин, задрав ему аренду выше разумных величин.

Некоторые беспечные предприниматели заключают договор аренды только на 11 месяцев, чтобы нигде его не регистрировать и избежать тем самым бумажной волокиты. Иногда с ними прокручивают примерно такой сценарий:

1. ИП Глупов открыл кофейню «Сладкая булочка», сделал ремонт.
2. ИП Глупов целый год продавал отличный кофе с круассанами, привлёк массу постоянных посетителей.
3. Собственник не продлил договор с ИП Глупов.
4. На следующий день ИП Хитрозадов, родственник собственника помещения, открыл в освободившемся месте кофейню «Мягкая булочка» — на всём готовом.

Справедливости ради, обычно такие фокусы проделывают владельцы отдельных помещений. У торгового центра арендаторов много, так что ему неинтересно хитрить по мелочи — торговому центру и самому нужно, чтобы арендаторы сидели годами, исправно привлекая клиентов и оплачивая арендную плату. Вместе с тем разумные бизнесмены всё же стараются заключать договоры на 3-5 лет: по той же причине, по которой даже во время спокойной поездки по историческому центру города разумный водитель пристёгивается ремнём.

Собственники помещений знают об этом, и потому спокойно соглашаются на односторонние условия, согласно которым магазин может закрыться в любое время, предупредив собственника за месяц, а вот собственник выгнать магазин до окончания договора не имеет права.

Так вот, сеть «Перекрёсток» потребовала у торговых центров, чтобы те убрали из договоров строчку об индексации арендной платы. Обычно она звучит примерно так: «торговый центр имеет право повышать аренду каждый год на 5%». Или так: «имеет право повышать аренду на уровень инфляции согласно данным Росстата». «Перекрёсток» требует эту оговорку исключить:

https://www.bfm.ru/news/487146

Технически торговые центры имеют запас прочности — за счёт своей прибыли они могут снижать цену аренды довольно сильно. Однако за пять лет инфляция вполне может ужать первоначальную сумму аренды на 20-30%. Это уже очень больно — получается ещё не работа за еду, но уже близко к тому.

Так как проблемы «Перекрёстка» никого не волнуют, вопрос заключается не в том, чего хочет «Перекрёсток» (или вся группа Х5, куда он входит), а в том, насколько легко будет найти «Перекрёсткам» замену, если они начнут закрываться. Если замену найти будет сложно, торговым центрам придётся поддаться на шантаж. Если не так сложно, можно будет заменить «Перекрёсток» на условную «Развилку».

Тут надо учесть несколько факторов.

1. Торговые центры в России строятся, строятся и строятся, а вот количество покупателей особо не растёт. Рано или поздно рынок насытится торговыми площадями. Может быть, собственно, и уже насытился — из-за коронавирусной суеты точно подсчитать спрос нельзя.

2. Россия и восточная Европа, спасибо социалистам, страдает от хронической неустроенности городов. Если в условной Франции города непрерывно развивались, на улицах открывались магазинчики и парикмахерские, то в условном Минске торговля и малый бизнес проходили по категории буржуазных излишеств. В бывших соцстранах пространства для торговых центров гораздо больше — торговые центры нужны у нас не столько для покупок, сколько для отдыха, в том числе и семейного.

Визит пыхтящего курьера с потасканным коробом не заменит праздничный поход в торговый центр — курьер вот этого ощущения культурного досуга покупателю не даст.

3. Коронавирус и карантин не уничтожают спрос, но только откладывают его. Как показывает опыт, после эпидемий, кризисов и прочих потрясений люди начинают усиленно заедать стресс, швыряя на ветер заработанные деньги. Если же учесть, что коронавирус сделал заграничные путешествия значительно менее приятными, отечественные магазины могут надеяться на дополнительный приток обеспеченных клиентов.

4. Бизнес-культура в России ещё не сформировалась как следует, поэтому даже лёгкие локдауны выбивают с рынка не умеющих работать с рисками игроков. Арендаторов становится меньше, площади начинают пустовать, цены приходится снижать.


Подведу итог

Мы живём в эпоху перемен. Понятно, что и торговые центры, и офлайновые магазины пока что живы, хоронить их нет никаких оснований. Вместе с тем распределение прибыли может в ближайшие годы стать другим. Конкретно на поведение «Перекрёстка» обращать внимания смысла нет: в конце концов, возможно, сеть просто решила сократить количество магазинов и воспользовалась этим, чтобы заставить торговые центры соревноваться по цене.

Вместе с тем, полагаю, строить новые торговые центры прямо сейчас — не такая хорошая идея. Окупаться они в любом случае будут не меньше 5 лет, а что будет через 5 лет, увы, совершенно неизвестно.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 143 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →