Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

Почему на ценнике не та цена



В западном интернете таких людей называют «Карен». В мемах её изображают как женщину средних лет с вычурной причёской. Карен произносит свою коронную реплику, — «могу я поговорить с менеджером?», — а потом добивается от обслуживающего персонала скидок, возвратов и извинений. В общем, отстаивает свои права.

Вот видео, на котором Карен заходит в компьютерный магазин. Оно на английском, но русские субтитры можно включить:


https://www.youtube.com/watch?v=NfBVMiIfJZU


В российской реальности активисты чаще всего возмущаются цифрами на ценниках. На ценнике указано, что упаковка селёдки стоит 97 рублей, а на кассе её пробивают уже за 140 рублей. Приходится ссылаться на законы, показывать фото ценника, звать управляющего и, наконец, добиваться продажи по изначальной цене. Сотрудники магазина плачут и говорят, что разницу вычтут у них из зарплаты, но активисты только смеются им в лицо.

В Рунете обычно пишут, что путаница с ценниками — целенаправленное жульничество, способ содрать побольше денег с покупателей. На мой взгляд, это не совсем так.

В бизнесе действует правило: выручку приносят постоянные клиенты. Из этого правила есть исключения, — торговые точки в аэропортах, например, — но для обычных супермаркетов оно действует.

Клиент Бедов купил селёдку не по той цене, переплатил 40 рублей. Магазин разово наварил на нём лишние 40 рублей, теперь Бедов ходит в магазин через дорогу.

Клиент Лакин купил селёдку точно по той цене, которая указана на ценнике. Его всё устраивает, он ходит в магазин два раза в неделю, каждый раз оставляя там по 500 рублей. За три года он сделал магазину 150 тысяч рублей выручки, из которых 70 тысяч пошли в доход магазина.

Несложно заметить, что постоянный клиент Лакин неизмеримо выгоднее для магазина, нежели разовый покупатель Бедов. И даже если каким-то образом удастся надуть Бедова на целую тысячу рублей, кассу всё равно будет делать клиент Лакин, с которым обошлись честно.

Некоторые скажут: хорошо, для магазина в целом мутить с ценниками невыгодно. Однако интересы рядовых сотрудников далеко не всегда совпадают с интересами магазина!

Наблюдение верное. Рядовой персонал в супермаркетах обычно не думает о будущем, а если бы думал, то перешёл бы на другую работу — например, в какой-нибудь специализированный магазин, где зарплаты выше, а условия труда лучше. Однако специально на этот случай в конце 19-го века Якоб Ритти — владелец бара в штате Огайо — изобрёл кассовый аппарат. Кассир не может вот так просто положить себе в карман деньги с неправильного ценника, так как он должен в конце дня сдать всю выручку по кассе. Единственный способ надуть магазин и покупателя — взять с покупателя лишнее и не пробивать покупателю чек. При этом надо ещё и заставить покупателя отдать деньги наличными, так как все поступления с карточек также учитываются.

Возможно, и существуют какие-то хитрые схемы, позволяющие рядовому персоналу воровать деньги при помощи манипуляций с ценниками. Однако, на мой взгляд, если уж заморачиваться так сильно, проще будет просто воровать товары с полок, чем, собственно, многие сотрудники супермаркетов и промышляют.

Теперь о том, откуда на самом деле берётся путаница с ценниками. Продуктовые торговые сети, все эти «магазины шаговой доступности», очень сильно экономят на персонале. Зарплаты маленькие, но при этом надо пахать, причём зачастую больше, чем по 8 часов в день. Так как у директоров магазинов зарплаты тоже не очень, кругом бардак. И на этот бардак наслаиваются письма из офиса, в которых постоянно присылают новые цены. Что-то дешевеет, что-то дорожает: чуть ли не каждый день надо запускать и останавливать акции, менять ценники на огромном количестве товаров.

Сотрудники магазина просто не успевают ни делать всё вовремя, ни хотя бы включать мозг во время работы. Из-за этого путаница с ценниками не просто неизбежна: её много, она идёт сплошным потом. Но если товар пробивают на 43 рубля дешевле, покупатель думает, что ему дали скидку, и это нормально. А если товар пробивают на 43 рубля дороже, глаза у покупателя наливаются кровью, и он начинает думать разное нехорошее про магазин.

Полагаю, со временем проблема решится сама собой — когда магазины перейдут на автоматическую выкладку и цифровые ценники. Нужные технологии уже есть, просто пока что они ещё доведены до ума и стоят слишком дорого для массового распространения. Практический же вывод из всего этого следующий. Если вы полностью забьёте на путаницу с ценниками, ваши суммарные расходы в магазинах, вероятно, не изменятся. Особенно в том случае, если вы игнорируете акции и выбираете товары по качеству, а не по цене.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 246 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →