Итак, вот у нас есть бизнесмен. Который строит из своих кубиков конструкцию. Берёт пять кубиков «Маляр», прикладывает к ним кубик «Бригадир», добавляет кубик «Сметчик»... Как бизнесмену узнать, правильно ли он проектирует фирму?
Ну, например, жалуются маляры, что много времени уходит у них на покупку всякой всячины в строительных магазинах. Просят завести курьера, чтобы курьер покупал разные кисточки и краски, а потом привозил прямо им на объект.
Нужно, соответственно, выбрать одно из двух: или брать в команду кубик «Курьер», или не брать. Как определить правильный путь?
Способ первый: не выбирать. Ну, подождать недельку-другую, дать проблеме «отлежаться». Авось само как-нибудь всё решится. Или курьер объявится, готовый забесплатно работать, или магазин поближе к объекту перенесут. Или эмир, ишак...
Подобный метод принятия решений, сразу скажу, развитие бизнеса очень сильно тормозит. Выбирать лучше сразу: или «да» или «нет». Если же отсрачивать решения «на потом», то времени на раздумья будет тратиться в разы больше, а число ошибок резко возрастёт.
Это, кстати, я Вам как житель Северной Столицы говорю. В нашем городе, увы, принято «дать проблеме отлежаться». И некоторые бизнесмены даже гордятся тем, что никогда не принимают решений сразу.
Способ второй: «на глазок». Поговорить с малярами, повспоминать, есть ли среди знакомых курьер-автомобилист. Подкинуть монетку и решиться.
Способ, в общем, нормальный, но... варварский. Для весёлых девяностых, с бешенной инфляцией, пустыми рынками, сверхприбылью и прочими прелестями зарождающейся экономики — вполне нормальный способ. Если Вы покупаете помидор за рубль, а продаёте за пять рублей, плюс минус тридцать копеек — это мелочи.
Но если Вы покупаете помидор за рубль, а продаёте за рубль десять — тут уже желательно принимать решения обдуманно, с открытыми глазами. Проще говоря, нужно понимать, во сколько реально обойдётся курьер, и как его наём отразится на фирме.
Способ третий: котловой. Смотрим, сколько денег зарабатывает фирма за месяц. Допустим, двадцать рублей. Смотрим зарплату курьера (включая бензин и мобильник). Допустим, два рубля.
Можем мы себе позволить тратить два рубля на курьера? Очевидно, можем. Решение принято — нанимаем.
Чем опасен этот способ?
Тем, что наши расходы всегда будут следовать за нашими доходами. Ну, принимая решения по принципу «есть ли у нас деньги», мы всегда будем тратить максимум возможного. Зарабатываем двадцать рублей — будем тратить пятнадцать. Зарабатываем сорок — будем тратить тридцать пять. А когда доходы снова упадут с сорока до двадцати схватимся за голову и будем «по живому» их резать, пока они опять не вернутся к пятнадцати.
Вместе с тем, как показывает опыт, расходы обычно можно было оставить на уровне «пятнадцать» и в тот момент, когда фирма зарабатывала сорок.
Способ четвёртый: правильный. Опытный бизнесмен перед принятием решения о курьере берёт листок Excel и считает — сколько денег принесёт ему курьер.
Ну, допустим, маляры выполняют за месяц заказов на сто рублей и забирают себе 40% в виде зарплаты. Если благодаря курьеру фирма выполнит заказов на сто десять рублей, то доход вырастет на шесть рублей: с шестидесяти рублей до шестидесяти шести. Вот эти шесть рублей и являются той суммой, которую курьер принесёт фирме.
Если курьер обходится в два рубля — имеет смысл его нанять. Если курьер обходится в десять рублей — имеет смысл его не нанимать. И, разумеется, в любом случае нужно будет вернуться к вопросу через два-три месяца, чтобы убедиться, что производительность труда маляров и в самом деле возросла.
Вообще, если смотреть в корень, деньги — это язык бизнеса. Ну вот, например, в древности алхимики чахли над своими колбочками, руководствуясь интуицией и жизненным опытом. Они писали пространные обоснования про «кадуцей Меркурия» и «очищение металла от порчи». А потом химики изобрели язык формул. И сейчас совсем необязательно ставить опыт, чтобы понять результат смешения «двух частей ртути и одной части серы». Всё можно просчитать за несколько минут на бумаге.
Так и с бизнесом. В двадцать первом веке при принятии большинства решений уже можно обойтись без исследования фаз Луны и гадания на кофейной гуще. Вполне достаточно «написать формулу», чтобы понять: будет в итоге денег больше или меньше.
На всякий случай, сделаю оговорку. К бизнесу, как и к большинству других занятий, желательно подходить без фанатизма. Кроме денег есть и другие факторы, которые нужно иметь в виду, принимая важные решения. Следует учесть и возможные последствия ошибки, и планы развития фирмы, и боевой дух сотрудников и ещё тысячу мелочей.
Однако, повторюсь, деньги — это язык бизнеса. Поэтому размышления про планы и ошибки можно и нужно вести не на русском языке, а именно на языке денег.
(Читать дальше)
PS: Пиарю сообщество "Прямая Демократия": ddemocracy. Создатели сообщества планируют создать систему, которая позволит упразднить Думу (уволить депутатов в запас) и дать возможность простым избирателям голосовать за или против новых законов напрямую: через Интернет. Немного подробнее я уже писал про это здесь и здесь.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →