Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

Отчаяние и уныние

Как и обещал, разберу сегодня ещё один отрывок из Иоанна Златоуста. С полным текстом, кстати, можно ознакомиться вот здесь.

2. Итак, зная это, не станем и мы отчаиваться, но и не будем совершенно беспечны: то и другое пагубно. Отчаяние не позволяет встать лежащему, а от беспечности падает и стоящий; то обыкновенно лишает приобретенных благ, эта не позволяет избавиться от постигших зол. Нерадение низвергает и с самого неба, а отчаяние сводит в самую бездну зла, тогда как отсутствие отчаяния скоро изводит и оттуда.

К слову, по поводу «молодёжного» ролика (ссылка), который якобы «заставляет задуматься». Согласно замыслу авторов, существует некая глупая и беспечная молодёжь, которая учится в институтах и пьянствует в клубах, совершенно ни о чём ни думая. Эту «беспечную» молодёжь создатели ролика желают сделать менее беспечной.

Получается, однако, не очень здорово. Беспечность нельзя вылечить унынием. Примерно по тем же причинам нельзя согреть замёрзающего человека, тыкая в него раскалённой кочергой. Замёрзший получит ожоги дополнительно к обморожениям, только и всего.

Чтобы вылечить беспечность нужно говорить не только про опасность (падающие с крыш сосульки), но и про защиту от этой опасности (носить каску, ездить в автомобиле).

Вот, смотри на силу того и другого. Дьявол прежде был добр; но, сделавшись беспечным и отчаявшись, пал в такую злобу, что после уже и не восстал. А что он был добр, — так послушай, что (Христос) говорит: видех сатану, яко молнию с небесе спадша (Лук. X, 18). Сравнение с молнией показывает и светлость прежнего состояния, и быстроту падения. Павел был хулитель, и гонитель, и обидчик; но как возревновал и не предался отчаянию, то и восстал и сделался равным ангелам. Напротив, Иуда был апостолом, но, предавшись беспечности, сделался предателем. Опять, разбойник, так как не отчаялся и после такой злой жизни, то прежде всех других вошел в рай; фарисей, по самонадеянности, упал с самого верха добродетели; мытарь, не поддавшись отчаянию, так исправился, что упредил и того (фарисея). Хочешь, покажу тебе и целый город, сделавший это? Так спасся целый город ниневитян. Хотя приговор повергал их в отчаяние, — так как (пророк) не сказал, что, если они покаются, то спасутся, но просто: еще три дни, и Ниневия превратится (Ион. III, 4), — однакож, не смотря на то, что Бог угрожал, и пророк вопиял, и приговор не допускал ни отсрочки, ни ограничения, они не упали духом, и не потеряли доброй надежды. Бог для того не сделал (в этом приговоре) ограничения и не сказал: если покаются, то спасутся, чтобы и мы, когда услышим Божий приговор, произносимый без ограничения, тоже не отчаивались и не унывали, взирая на этот пример (ниневитян).

По поводу отменённого в последнюю секунду приговора, кстати, есть и более близкие к нашему времени примеры. Император Николай I, например, как-то решил пошутить и устроил инсценировку казни Достоевского и ещё нескольких дворян. Их привезли на площадь, подготовили к расстрелу, и в самую последнюю минуту объявили о помиловании. Сам Фёдор Михайлович как-то справился с нервами и написал после этого ещё несколько гениальных книг. А вот один из его товарищей, некий Григорьев, от ужаса сошёл с ума.

Но человеколюбие Бога видно не из того только, что Он, хотя и не сделал ограничения в приговоре, однакож примирился с покаявшимися, а даже из того, что произнес безусловный приговор. Он сделал это, чтобы увеличить (в ниневитянах) страх и поразить великую их беспечность. Да и самое время покаяния показывает неизреченное Его человеколюбие: что такое могли значить три дня, чтобы загладить столь великие пороки? Не видишь ли, как и отсюда открывается Божия попечительность? Она-то преимущественно и содействовала спасению этого города.

Помните, как мальчик кричал «Волки», «Волки»? Была не так давно история с таким мальчиком. На одном из небольших островов, не помню уж где именно, росла себе маленькая деревня, на несколько десятков крестьян. Однажды к ним приехал с материка врач, с плановым осмотром. И... обнаружил у всех жителей деревни СПИД!

Тогда про СПИД знали довольно мало, поэтому обитатели деревни поняли одно: им всем скоро хана. Ну, соотвественно, начали «доживать» оставшееся время. Сняли с банковских счетов все накопления и пустились в безудержное веселье: наркотики внутривенно, свальный грех всей деревней, матерщина и поножовщина. А через три месяца доктор приехал ещё раз, назначать курс лечения. Взял контрольный тест. И выяснилось... что нет у них никакого СПИДа. Чего-то там напутал в первый раз эскулап.

А крестьяне поверили и поддались отчаянию, да. Впрочем, как я понял из статьи, кое-кому из молодёжи даже понравилось.

Итак, зная это, не будем никогда отчаиваться, потому что нет ни одного столь сильного оружия у дьявола, как отчаяние. И мы не так радуем его, когда грешим, как — когда отчаиваемся. Можешь видеть на блуднике, как Павел страшился отчаяния больше греха. Пиша к коринфянам, он так говорил: отнюдь слышится в вас блужение, и таково блужение, яковоже ни во языцех именуется (1 Кор. V, 1). Не сказал: на каковое не решаются даже между язычниками, но: ниже именуется, то есть, что у них не терпимо даже по имени, на то у вас дерзнули самым делом. И вы разгордесте. Не сказал: и он (блудник) разгорделся; но, оставив согрешившего, обращается к здоровым, подобно тому, как поступают врачи, которые, оставив больного, много говорят с родными его. С другой стороны, и сами (здоровые) были причиною гордости его, потому что не осуждали и не устрашали его. Поэтому Павел сделал вину общею, чтобы удобнее было лечение раны.

Для любопытных, процитирую слова Павла целиком. «Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего».

Худо грешить, но гораздо хуже еще гордиться грехами. Если надмение праведностью уничтожает праведность, тем более надмение грехами причинит нам крайний вред, и будет гораздо виновнее самых грехов. Поэтому (Господь) говорит: егда сотворите вся повеленная, глаголите, яко раби неключими есмы (Лук. XVII, 10). Если же сотворившие все должны уничижать себя, тем более грешнику прилично и плакать, и считать себя между последними.

Здесь забавное место. В современном переводе соответствующее место (Лук. 17:10) звучит так: «Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать».

Получается, что положительный эпитет «стоящий» можно применить не ко всякому человеку, а только к рабу, который дорого стоит. «Повесть о настоящем человеке», да.

На это именно указывая тогда, (апостол) говорил: и не паче плакасте (1 Кор. V, 2). Что говоришь? Другой согрешил, а я буду плакать? Да, говорит, потому что все мы связаны между собою на подобие тела и членов, а в теле мы видим, что, если и нога получит рану, то склоняется голова. Что, кажется, почетнее головы? Но она не смотрит на (свое) достоинство во время несчастия; так и ты поступи.

Поэтому и Павел увещевает: радоватися с радующимися, и плакати с плачущими (Рим. XII, 15). Поэтому и коринфянам он говорит: и не паче плакасте, да измется от среды вас содеявый дело сие (1 Кор. V, 2). Не сказал: и вы не постарались, — но что? Не паче плакасте, как будто всеобщая болезнь и зараза постигла город. Как бы так говорит он: потребны молитва и исповедь, и усердные моления, чтобы эта болезнь изгнана была из всего города. Видишь, какой навел на них страх? Они думали, что зло остановилось только на согрешившем, и потому апостол возбуждает в них беспокойство, говоря: не весте ли, яко мал квас все смешение квасит (1 Кор. V, 6)? А это значит вот что: зло, распространяясь мало по малу, касается и прочих членов; поэтому тебе нужно озаботиться, как подобает пекущемуся об общем бедствии. Не говори мне, что он согрешил один; посмотри на то, что этот грех есть некоторого рода яд, и (от одного члена) распространяется по всему остальному телу.


Вот здесь я под словами И.З. готов подписаться. Меня часто спрашивают: а что это тебя вдруг волнует мнение Зюганова, Шендеровича и остальных жопоголиков (1, 2) калибром помельче? Ну, пишут они, будто Россия Гибнет, а тебе-то, Фриц, что за дело?

Увы, дело есть. Отчаяние — оно как бытовой сифилис. Имеет тенденцию распространяться среди тех, кто не соблюдает элементарную гигиену головного мозга. А я потом среди таких отчаявшихся живу, отдыхаю и работаю.

Грустный пример из жизни. Одна отчаявшаяся девушка выпрыгнула из окна. Приземлилась на идущую по своим делам женщину, сломала ей своим весом шею (убила). Сама девушка, кстати, выжила, из всех повреждений — перелом ноги.

Впрочем, большинство отчаявшихся в качестве способа самоубийства выбирают наше национальное оружие — водку. Чем это грозит окружающим, полагаю, объяснять излишне.

И как во время пожара, и те, которые еще не пострадали от него, суетятся не менее подвергшихся уже этому несчастию, и употребляют все усилия, чтобы огонь, распространяясь, не дошел и до их дверей; так и Павел возбуждает коринфян, говоря: пожар занялся; предупредим несчастие; погасим пожар, прежде чем он объял церковь. Если же ты не обращаешь внимания на грех, потому что он совершился в теле другого, то и в этом случае поступаешь весьма худо: ведь согрешивший есть член всего тела (церкви).

Напоследок отвечу на незаданный вопрос. Я разбираю Иоанна Златоуста потому что он пишет интересные вещи. А что касается его убеждений... сатанизм как раз тем и хорош, что предоставляет своим адептам полную свободу мысли.

Тексты для сатаниста — чья бы подпись под ними ни стояла — это пища для размышлений, а не объект поклонения или ненависти.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 87 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →