Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Category:

Почему молодёжь на самом деле хочет уехать



Вчера один известный блогер, на которого я не буду показывать пальцем, заявил, будто наше будущее «мечтает свалить из России». Дескать, молодёжь категорически не хочет жить в тоталитарном Мордоре, где к человеку могут прийти домой из-за комментария «ВКонтакте», и где автомобили паркуются прямо во дворах жилых домов.

Отчасти я с этой оценкой ситуации в стране, пожалуй, даже согласен. Так, к примеру, на Западе и вправду можно свободно оставлять комментарии «ВКонтакте»: там обычно проводят обыски и сажают в тюрьму не из-за комментариев «ВКонтакте», а из-за комментариев в «Твиттере» и «Фейсбуке». С парковками блогер и вовсе прав: у нас тут на большей части территории России действительно бардак, безо всякого сарказма, тут мы от Запада из-за известных исторических причин серьёзно отстаём.

Вместе с тем, будучи бухгалтером, я привык, что люди мне врут. Когда я слышу страшные слова и вижу, как менеджер с хитрым выражением на лице тычет открытой ладонью в разноцветный график, у меня в голове загорается предупреждающая лампочка. Загорелась она и на этот раз: тем более, что как российская оппозиция, так и уважаемая «Левада» давно уже заслужили вполне определённую репутацию.

Посмотрите, пожалуйста, на график, который показывает, что российская молодёжь, якобы, руками и ногами ломится на выход из страны:



Если вы привыкли работать с такого рода диаграммами, вам сразу бросилось в глаза, что кружок «53» как-то слишком уж высоко забрался наверх относительно кружка «48», например. Чтобы убедиться, что оппозиционный блогер ничего не подкрутил в фотошопе, я первым делом проследовал по ссылке на сайт «Левады» и убедился, что блогер скопировал картинку верно:

https://www.levada.ru/2019/11/26/emigratsionnye-nastroeniya-4/

Я напитонил несколько строчек кода, чтобы посмотреть, где на самом деле должны были быть расположены кружки. Желающие могут скачать мой скрипт, чтобы проверить мои расчёты:

http://files.olegmakarenko.ru/piglets.py

Вот итог проверки — дизайнер поставил кружок «53» значительно выше, чем он реально должен был быть, создав тем самым впечатление, будто показатель ужас как вырос. Я отметил чёрными окружностями правильные места.

Злого умысла за этим, полагаю, нет. Просто в серьёзных местах такие диаграммы рисуют автоматически, скриптами, и всё получается точно, а необразованные дизайнеры лепят кружки «на глазок», и получается идейно выдержано, но криво.




Теперь несколько моих комментариев к этим «ужасным» процентам.


1. Для молодёжи абсолютно нормально мечтать о перемене мест. Уйти из родительского дома, отпочковаться, завести собственную семью, сделать всё иначе и по-другому, чем у старшего поколения — это в определённом возрасте чуть ли не инстинктивное желание для большей части молодых людей. Кому-то при этом вполне достаточно переехать в соседний дом, кто-то думает о переезде в другой город, кто-то мечтает о переезде в другую страну.

Это, повторюсь, абсолютно нормально для любой страны. Так, цитирую, «согласно данным газеты Evening Standart, в 2013 году около 65 % молодых британцев думали о том, чтобы уехать из Великобритании, а 52 % всерьёз планировали переезд»:

https://ruxpert.ru/Эмиграция_из_России


2. Данные опросов даны за 10 лет, с 2009 года. Это типичный «Обрез Блумберга». Давайте посмотрим данные хотя бы с 2000 года, а лучше с 1980 года. Здорово подозреваю, что миграционные настроения сейчас находятся на исторических минимумах за очень долгое время, и что даже нынешние 53% — это очень и очень немного по сравнению с тем, что наблюдалось в 1999, 1993 или 1989 годах, например.

Если мы проведём аналогичные опросы в соседних республиках бСССР, там результаты наверняка будут однозначно хуже. Как показывает опыт, значительно хуже будут результаты и в странах западной Европы, и даже в богоспасаемых США.

Нельзя вот так брать маленький кусочек данных и кидать его на стол: «смотрите, как плохо». Дайте для сравнения все данные, тогда и будем решать, плохо это или хорошо.


3. Желание уехать и реальная эмиграция — две большие разницы. Опыт показывает, что у молодёжи в головах одновременно теснится целый список противоречивых целей, от «стать известным режиссёром» до «уехать в Индию и заняться йогой». Большая часть этих целей потихоньку отпадает сама собой, и вчерашний мечтатель потихоньку превращается в сегодняшнего клерка, который одной рукой держит кружку с остывающем кофе, а другой рукой прижимает к уху мобильник с заказывающим канцтовары клиентом.


4. Наконец, главное. Посмотрите, пожалуйста, на даты опросов. Большая часть опросов проводилась в апреле и в мае, весной, когда гормоны бурлят в крови, и мысли студентов заняты сами помните чем. Один из майских опросов, правда показал необычно высокие 48%, но этому есть объяснение: он пришёлся на 2011 год, когда отовсюду неслась оранжевая пропаганда в духе «мы живём в стране жуликов и воров». Ещё один опрос провели в декабре. Там настроение у молодёжи было не столь хорошим, — зима, холодно, темно, — но всё же близость Нового года не дала результатам слишком сильно выбиться из колеи.

Так вот. Последний опрос «Левада» провела… в сентябре. Представьте, студентота вернулась в постылые стены вузов, чтобы подчиняться угнетающему учебному процессу. Молодые специалисты, греясь воспоминаниями об ушедшем лете, работают на низовых должностях за маленькие зарплаты, постепенно понимая, что их мечты занять кресло начальника если и осуществятся, то не сразу. Жёлтые листья медленно опадают с деревьев… Русская осень, знаете, и дикого медведя может вогнать в хандру.

Как тут не задуматься о том, что в другой стране всё могло бы сложиться совершенно иначе? Что там и лекции были бы в радость, и домашних заданий бы не задавали, и начальник Сидоров не смотрел бы презрительно, как на практиканта, и не ругал бы так нудно за каждое мелкое опоздание на 40 минут…

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 373 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Та пусть едут, господи. А потом стоят с плакатиками около берлинского общежития «помогите нам защититься от клопов» уезжают гомосеки, эмо-дегенераты и криминал. Криминал в основном в Укроугил.

А не потому что там платят в разы больше?

ogon_777

4 years ago

Vitalis703

4 years ago

ogon_777

4 years ago

olegmakarenko.ru

4 years ago

ogon_777

4 years ago

Vitalis703

4 years ago

Vitalis703

4 years ago

chaos218

4 years ago

Vitalis703

4 years ago

raskrushitel

4 years ago

Vitalis703

4 years ago

raskrushitel

4 years ago

Vitalis703

4 years ago

raskrushitel

4 years ago

ace_rimmer_ural

4 years ago

ogon_777

4 years ago

Vitalis703

4 years ago

ogon_777

4 years ago

Vitalis703

4 years ago

raskrushitel

4 years ago

Vitalis703

4 years ago

raskrushitel

4 years ago

Vitalis703

4 years ago

raskrushitel

4 years ago

Vitalis703

4 years ago

raskrushitel

4 years ago

ace_rimmer_ural

4 years ago

ogon_777

4 years ago

Vitalis703

4 years ago

raskrushitel

4 years ago

Vitalis703

4 years ago

raskrushitel

4 years ago

Vitalis703

4 years ago

raskrushitel

4 years ago

Vitalis703

4 years ago

raskrushitel

4 years ago

seregaklevakin

4 years ago

Vitalis703

4 years ago

seregaklevakin

4 years ago

Vitalis703

4 years ago

seregaklevakin

4 years ago

Vitalis703

4 years ago

seregaklevakin

4 years ago

Vitalis703

4 years ago

seregaklevakin

4 years ago

Vitalis703

4 years ago

seregaklevakin

4 years ago

bishop88

4 years ago

Vitalis703

4 years ago

raskrushitel

4 years ago

Vitalis703

4 years ago

raskrushitel

4 years ago

bishop88

4 years ago

ace_rimmer_ural

4 years ago

Vitalis703

4 years ago

chaos218

4 years ago

chaos218

4 years ago

Vitalis703

4 years ago

chaos218

4 years ago

Vitalis703

4 years ago

chaos218

4 years ago

petrucchio

4 years ago

marian_baidek

4 years ago

Vitalis703

4 years ago

raskrushitel

4 years ago

Vitalis703

4 years ago

raskrushitel

4 years ago

Vitalis703

4 years ago

raskrushitel

4 years ago

Vitalis703

4 years ago

raskrushitel

4 years ago

Vitalis703

4 years ago

raskrushitel

4 years ago

Vitalis703

4 years ago

raskrushitel

4 years ago

Vitalis703

4 years ago

raskrushitel

4 years ago

escho_razok

4 years ago

Ивано Иванов

November 27 2019, 08:13:08 UTC 4 years ago Edited:  November 27 2019, 08:18:31 UTC

Про социальные лифты, кстати. А то всё камлают, камлают страдальцы наши, советчики-русолюбы. Самая фишечка камланий в том, что это такое понятие, которое каждый понимает, как ему больше нравится. На то и расчёт.

Один пишет, де, у него бабка при благословенных большевиках приехала из деревни в город, получила образование, стала специалистом - вот как работали социальные лифты при СССР! Другой пишет, что вот де если ребёночек из бедненькой семеечки не может стать министром-миллиардером, то значит социальные лифты не работают, шах и мат, охранители!

Никто не понимает, а отрабатывающая методичку ботва и подхватывающие их бредни рядовые зомби об этом скромненько молчит, что социальные лифты называются социальными не просто так. Не финансовыми, чтобы за красивые глаза "талантливым и способным" выдавали миллиард баксов (бакс - любимая валюта советчика-русолюба, почему-то), ни карьёрными, чтобы точно так же за красивые глаза назначали сразу министром.

Социальный - это когда мои любимые древнеримские рабы выкупали свою свободы, и римское государство вместе с римским народом признавало их новый статус. Это когда ты из крестьян топаешь в университет, получаешь образование, проявляешь способности - и становишься учёным, с которым не стыдно за одним столом сидеть никакому дворянину. Это когда ты из бедности выкарабкиваешься, зарабатываешь деньги, затеваешь свой бизнес - и становишься представителем бизнес-элиты, и эта бизнес-элита тебя за своего признаёт. В общем, это исключительно переход из одного социального статуса в другой.

И никто не говорит, что тебе должны подарить свободу, а там уж ты развернёшься, или подарить учёную степень, и тут уж у тебя открытия попрут, или выдать тёплое место в министерстве и 10 миллиардов баксов, и тут уж ты покажешь, как страной управлять. Это как раз таки делать надлежит своими силами. Но нам пытаются рассказывать, что нет, что это и есть "социальный лифт", когда оно само на тебя валиться, ведь ты же и так такой хороший и способный.

п.с. Интересно, какой катаклизм произошёл между маем и сентябрём 19 года, что желание уехать в молодёжи выросло с вполне средних 37 сразу до 53, аж на 16 процентов? Начало учебного года?
Полагаю, так. Начало учебного года. Маленькое событие для человечества, огромное событие для Василия Пупкина.

stagla

4 years ago

Ивано Иванов

4 years ago

stagla

4 years ago

hippopotam_beg

4 years ago

stagla

4 years ago

hippopotam_beg

4 years ago

stagla

4 years ago

hippopotam_beg

4 years ago

Deleted comment

Анимированная картинка 2048х2048? В самом деле, почему бы и нет.

Ивано Иванов

4 years ago

olegmakarenko.ru

4 years ago

Из моих знакомых много уехало, в том числе и помоложе. Есть работа с оплатой, будут туда стремиться. В РФ сейчас тоже места появились для людей с образованием, в Яндексе где нибудь, но всё равно едут многие. Раньше вообще настрой на отъезд был поголовный, тут практически нечего ловить было.
А у меня многие вернулись в итоге.
Часто из-за жён, детей.

Потому что там классно когда ты молодой и здоровый, с хорошим российским образованием, платят отличную зарплату.
А когда жена начинает ныть, что ей нечем заняться, потому что её никуда не берут на работу нормальную - она ж не программист, когда к детям в обществе начинаю относиться как у нас к детям узбеков, потому что у них словарный запас ниже и буквы они неправильно выговаривают... Вот тогда люди начинают задумываться так ли сладок берег кисельный.
Много вернулись в общем. Да, часто работают на западные фирмы до сих пор. Но из России, с близкими людьми под боком и так же с довольно приличными зарплатами.

glenbrosse

4 years ago

vedun_nn

4 years ago

Дон Перельман

4 years ago

konyuk

4 years ago

spapipap

4 years ago

Вы конечно правы, и диктаторы всего мира пока могут не напрягаться, чтобы сделать жизнь народа лучше.
Но я верю, что когда-нибудь границы для профессионалов падут, и в странах похуже останутся только люди единственное умение которых - набирать информацию из телефона в компьютер.

Например Германия и Новая зеландия практически отменили какой-либо отбор, немцы предоставляют профессионалам визы "для поиска работы"
Проблема в том что эти страны сами по себе "похуже".
Проблема в том, что молодёжь с одной стороны ленива, а с другой стороны имеет весьма широкие запросы. От того, что "падут границы" ленивые, с широко раскатанной губой не поимеют плюшки автоматически. Всё равно работать придётся. Только на Западе придётся конкурировать в более жёстких условиях.

ogon_777

4 years ago

"там обычно проводят обыски и сажают в тюрьму не из-за комментариев «ВКонтакте», а из-за комментариев в «Твиттере» и «Фейсбуке»."
обычно.. в тюрьму... на Западе... за Фейсбук...
really? или пареллельная реальность проявилась?
"Вместе с тем, будучи бухгалтером, я привык, что люди мне врут."
Лучшее подтверждение, что из такой страны надо валить!

olegmakarenko.ru

4 years ago

despeinado

4 years ago

olegmakarenko.ru

4 years ago

despeinado

4 years ago

dims55

4 years ago

glenbrosse

4 years ago

olegmakarenko.ru

4 years ago

glenbrosse

4 years ago

olegmakarenko.ru

4 years ago

glenbrosse

4 years ago

Suspended comment

cheshuyastick

4 years ago

Deleted comment

cheshuyastick

4 years ago

fgup48

4 years ago

fgup48

4 years ago

fgup48

4 years ago

olegmakarenko.ru

4 years ago

glenbrosse

4 years ago

olegmakarenko.ru

4 years ago

glenbrosse

4 years ago

hippopotam_beg

4 years ago

hardsign

4 years ago

glenbrosse

4 years ago

hardsign

4 years ago

glenbrosse

4 years ago

fgup48

4 years ago

seregaklevakin

4 years ago

glenbrosse

4 years ago

seregaklevakin

4 years ago

glenbrosse

4 years ago

seregaklevakin

4 years ago

plumber_ivanov

4 years ago

Страшно даже подумать, какие бы были бы в холодную зиму, или слякотную зиму, или в холодное лето, или в иссушающее лето. Наверняка бы результаты взлетели бы на полпроцента!

Deleted comment

sergfalendysh

4 years ago

Моя аргументация была такая:
"В Германии 57% молодых людей хотят уехать из страны, в Великобритании вообще 62%. Удивили прям. Молодые и на Кайли Дженнер жениться хотят, и миллиардерами стать. А чо б не хотеть-то, для этого ж делать ничего не надо."

Потом я ещё стебанулся - к графику желаемой миграции я предложил приложить график реальной миграции) упс, получается забавно: хотение никак не влияет на реальную миграцию)
Казалось бы, в 2011-м году 48% хотели уехать. Прошло 8 лет, и что? Много уехали? Около нуля.
самое интересное, что эти молодые регулярно туда выезжают. в отпуск или венскую перу. но возвращаются обратно. с чего бы это?

vdesyatke2

4 years ago

smartello

4 years ago

vdesyatke2

4 years ago

Deleted comment

vdesyatke2

4 years ago

yacc11

November 27 2019, 08:29:19 UTC 4 years ago Edited:  November 27 2019, 08:29:45 UTC

>Данные опросов даны за 10 лет, с 2009 года. Это типичный «Обрез Блумберга».
Нет.
Вы спекулятивно путаете 10 мест с 10 последними годами, которые составляют скользящее окно, широко применяющееся в тех же финансовых отчетах.
Просто надо смотреть не на абсолютные цифры, а на динамику - скользящее окно именно для этого и предназначено.
И динамика очевидна.

>Желание уехать и реальная эмиграция — две большие разницы.
Разумеется, но благодаря тем же МФЦ рутина с документами сильно упростилась, а число молодежи, побывавшей в зарубежных странах - увеличилось.
Переезд для молодежи сейчас составляет меньшую проблему.

>Наконец, главное. Посмотрите, пожалуйста, на даты опросов. Большая часть опросов проводилась в апреле и в мае, весной, когда гормоны бурлят в крови, и мысли студентов заняты сами помните чем.
Вообще вторично. Гормоны у студентов бурлят круглый год, а уж весной мысли как раз не о переезде, если уж на то пошло...
Да всё полная ерунда. Начиная с кругляш ей, которые люди со светлыми лицами имеют полное право рисовать не точно по графику, а на покирпича выше или ниже.

yacc11

4 years ago

olegmakarenko.ru

4 years ago

yacc11

4 years ago

olegmakarenko.ru

4 years ago

yacc11

4 years ago

olegmakarenko.ru

4 years ago

yacc11

4 years ago

fgup48

4 years ago

IngBar

4 years ago

stagla

4 years ago

yacc11

4 years ago

yacc11

4 years ago

olegmakarenko.ru

4 years ago

b00_the_hamster

4 years ago

Ивано Иванов

4 years ago

yacc11

4 years ago

kgbeast

4 years ago

Deleted comment

yacc11

4 years ago

Гормональные весенние сбои всё объясняют.

frankenstain1

November 27 2019, 08:32:48 UTC 4 years ago Edited:  November 27 2019, 08:34:30 UTC

Олег, это кто-то шпарит по старой методичке! В 2013 году то же самое по поводу отъезда молодёжи шпарили майданутые. И твои слова про то, что для молодёжи нормально стремиться посмотреть мир тогда писал в своём блоге Олесь Бузина! Помню и про байки про Сингапур он разоблачал, и про "одну картофелину". Короче стряхнули пыль со старой методички.
А новых методичек-то нет. Не завезли. Работают с тем, что есть.
Как говорят социологи, "важен не показатель сам по себе, а его динамика". Так-то понятно, что и климат у нас плохой, и гормоны у молодежи бурлят, и даже десятая часть мечтающих не уедет, и из ЮК многие мечтают свалить (хрена ли там жить, если можно жить на побережье Коста-Бланки или в Лимасоле?), но динамика есть и она свидетельствует о том, как молодежь оценивает происходящее в стране (климат же не изменился, и гормоны бурлят не больше и не меньше, чем раньше). А докапываться до "кружок не там поставили" - это уж совсем.
> А докапываться до "кружок не там поставили" - это уж совсем.

В самом деле. Какая разница, что 53, что 49. Что выбивается из ряда показатель, что не выбивается. Пусть врут, пускай, но в главном-то они правы!

arbroath01

4 years ago

olegmakarenko.ru

4 years ago

arbroath01

4 years ago

b00_the_hamster

4 years ago

olegmakarenko.ru

4 years ago

Если бы молодость знала, если бы старость могла.
Естественная гиперактивность молодёжи требует от неокрепшего ума вырваться на простор, добиться успеха, реализовать себя любой ценой. Оттого экстремизм, рискованные, необдуманные поступки, но жизнь диктует свои суровые законы, охлаждая горячечность юности.
Вот, скажем, герой и кумир " красного мая " 1968 года в Париже тогдашний студент Даниэль Кон-Бендикт. Бунт против системы затхлого, душного мира, демонстрации, баррикады, бои с полицией. Прошло время, страсти поостыли, Кон-Бендикт плавно перешёл в статус добропорядочного буржуа в костюме с галстуком, сотрудника Еврокомиссии по экологии. Сейчас он, вероятно, с недоумением смотрит на безумства " жёлтых жилетов " в том же Париже.

despeinado

November 27 2019, 08:46:41 UTC 4 years ago Edited:  November 27 2019, 08:47:01 UTC

Сестра жены заканчивает медвуз во Владивостоке. Хотела уехать. В Канаду или в Москву. Но, обсудив со старшим поколением, поняла, что специалист её уровня гораздо большие перспективы имеет в развивающемся Владивостоке, чем в переполненной конкурентами Москве, и неясные перспективы в Канаде.

Deleted comment

spapipap

4 years ago

sergfalendysh

4 years ago

spapipap

4 years ago

spapipap

4 years ago

despeinado

4 years ago

spapipap

4 years ago

despeinado

4 years ago

Общаюсь с нашей молодежью достаточно. И, знаете, да, подавляющее большинство мечтает свалить из России. Как правило, в Москву.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →