Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Category:

Звонок для учителя



Конец урока, звенит звонок. Школьники рвутся на перемену, однако учитель хочет ещё что-то рассказать, и потому задерживает детей стандартным «звонок для учителя». Всем понятно, что означает эта реплика: учителю нужны ещё несколько минут, и он не видит никаких проблем в том, чтобы силой забрать их у учеников.

Дети охотно перенимают такое презрительное отношение к чужому времени. Они вырастут, и сами будут отбирать драгоценные часы у своих коллег, подчинённых, друзей и домочадцев. Закрыть магазин на 15 минут раньше, разрушив планы поздних покупателей? Легко. Растянуть совещание на два часа, хотя все рассчитывали на один час? Пожалуйста. Выступать 30 минут, хотя по регламенту тебе выделили только 10, и ведущий уже настойчиво сверкает глазом, намекая, что пора закругляться? Сплошь и рядом, чуть ли не на каждой конференции.

Ежедневный пример из жизни:

— Привет, это Дорофея звонит, у меня такой-то вопрос.
— Я сейчас не могу говорить, давай созвонимся через два часа.
— Да я недолго, послушай…

Мы не уважаем чужое время. Что ещё более грустно, в нашем обществе принято сочувствовать тем, кто время нагло ворует: возмущается народ только опозданиями.

Преподаватель опоздал на 15 минут? Собираемся и уходим из аудитории. Преподаватель задержал студентов на 15 минут, вдохновлённо рассказывая о своём предмете? Ах, какая глыба, какой матёрый человечище, каким красивым бархатистым голосом он вещает нам про законы физики!

Раньше я регулярно ездил выступать по разным мероприятиям, пересказывая благородной публике статьи из моего блога. Одна из причин, по которой я выступаю сейчас публично далеко не каждый месяц, заключается в чуме организационной импотенции, которая свирепствует как в государстве, так и в частных компаниях.

Представьте: приезжаю без трёх минут двенадцать, как условлено. Двадцать минут пью кофе, так как зал занят предыдущими болтунами, которые никак не могут остановиться. Сажусь, наконец, в президиум, откупориваю бутылку минералки, жду ещё 10 минут, покуда народ лениво затекает вовнутрь. Первый оратор говорит на 5 минут дольше, чем планировалось. Второй тоже. Третий увлекается и крадёт ещё 20 чужих минут.

Организатор, привычно краснея от стыда, тихо просит остальных выступающих ужаться, так как всё их время пожрано долгоносиком, а зал скоро надо освобождать. Матерными словами организатору не отвечают, однако мнение тех, кто выступает дальше, достаточно ясно читается в их понимающих взглядах. В итоге мероприятие комкается, под конец публика начинает стучать креслами и уходить в следующее место, всё выглядит глупо и позорно. Вот типичнейший, хорошо знакомый каждому сценарий.

Хорошие организаторы, которые встречаются в России редко, планируют график с солидными запасами, примерно представляя, сколько времени попытается украсть каждая из приглашённых знаменитостей. Правильное решение проблемы однако другое — попытка влезть в чужое время должна встречаться резким окриком со стороны ведущего и бурным неодобрением публики. Для этого должна измениться наша деловая культура, и начинаться всё должно, конечно же, ещё со школы. На воровство чужого времени под лозунгом «звонок для учителя» следует реагировать примерно с тем же возмущением, с которым родители школьников реагируют сейчас на случайную встречу с классным руководителем в ночном стрип-клубе.

Пожалуй, стоит для полноты картины направить прожектор ещё на один пласт воровства времени, ставший в последние десятилетия настолько привычным, что он воспринимается многими как благо. Некоторые школьники полагают, будто домашние задания придуманы специально для того, чтобы ссорить детей с родителями. К сожалению, иногда домашние задания и вправду дают именно такой эффект.

У школьников есть утверждённая сверху программа: столько-то уроков в школе, столько времени на домашнюю работу дома. Программа неэффективна и перегружена, однако всё же кое-как ложится на рабочий график ученика. Предполагается, что у каждого учителя есть, допустим, 45 минут в неделю на урок и, допустим, 20 минут в неделю на домашнюю работу.

У некоторых учителей есть привычка выдавать детям домашнюю работу, на которую они тратят значительно больше времени, чем отведено на предмет. Это могут быть или объёмные задания, или слишком сложные. Также учитель может особо домашнюю работу не раздувать, но ставить при этом оценки с такой жестокостью, чтобы школьники вынуждены были часами корпеть конкретно над его предметом.

По сути это типичное воровство времени: в одной школе строгий физик ворует таким образом часы у доброго математика, а в другой школе строгий математик ворует таким образом часы у доброго физика. К сожалению, родители и школьники не понимают, что происходит, и потому считают строгих преподавателей… гениальными педагогами. Тот факт, что успехи по их предмету достигаются или ценой провала в соседних дисциплинах, или ценой здоровья ребёнка, совершенно упускается из виду.

Подведу итог

Деятельные люди постоянно жалуются на нехватку времени. Самые грубые подсчёты показывают однако, что наше общество, — от школьников до пенсионеров, — тратит больше половины времени впустую: на опоздания, на очереди, на задержки, на несогласованность, на дела, которые можно было не делать, и на встречи, которые можно было не посещать.

Одно из отличий условной Германии от условного Египта заключается в том, что в Германии время ценят, а в Египте — не ценят. Если мы хотим двигаться в сторону Германии, нам стоит, пожалуй, присмотреться к этой немецкой традиции попристальнее.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 141 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal