Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Category:

Зачем школьнику смартфон?



С ужасом прочёл о подготовке запрета на мобильные телефоны в школах. На мой взгляд, это крайне вредная инициатива, которая может отбросить наши школы на несколько шагов назад. Мой пессимизм основывается на двух соображениях.

1. Наши школы в кои-то веки, — возможно, впервые в истории, — становятся приличными местами. Люди с короткой памятью жалуются, что в Рунет постоянно уплывают видео со школьниками и с учителями, которые ведут себя как-то особенно гнусно. Однако эти видео служат отличным отрицательным примером, особенно для взрослых, ибо мало кому хочется стать героем «ЮТуба» и страдать потом от последствий испорченной репутации.

Давайте не будем отрицать очевидное: среди педагогов есть как герои-подвижники, так и не вполне здоровые люди, получающие удовольствие от унижения зависимых от них учеников. Так было всегда, и в святые девяностые, и в советские времена, и даже до 1917 года. Сейчас, спасибо, смартфонам, такие негодяи знают, что если перегнут палку, их кто-нибудь снимет на видео. Это дисциплинирует.

Хулиганы из числа школьников также осознают — одно дело скотничать в узком кругу ограниченных людей, и совсем другое — творить разные непотребства прямо под видеокамеру.

Такие соображения останавливают не всех, но очень многих. По отзывам старых педагогов, атмосфера в современных школах становится с каждым годом всё более расслабленной и дружелюбной. Но теперь нам говорят: давайте отмотаем всё обратно, отнимем у школьников мобильники и лишим их чуть ли единственной действенной возможности себя защитить. Плохая, очень плохая идея.

Кстати, к вопросу о том, как глубоко буллинг (травля) проник в нашу культуру. Когда в Рунете кого-то травят, — политика, чиновника, деятеля культуры, кого угодно, — простые граждане неизменно ставят диагнозы по фотографии. В мишенях общественного осуждения опознают евреев, также их обвиняют в гомосексуализме и в невольной девственности: «еврейская морда кирпича просит», «сразу видно содомита», «такому ни одна девушка не даст».

Среди этих понятных обвинений есть обычно и ещё одно — «наверное, его в школе травили». Вы наверняка много раз встречали такие реплики под обсуждениями разных персон.

Так вот, для сколько-нибудь интеллигентного человека такой возглас звучит нелепо, как косноязычная ругань иностранцев, которые путают слова и гневно выкрикивают что-то типа «ты мой дом труба шатал». Если кого-то действительно травили в школе, это навлекает позор не на него, а на школьников, которые участвовали в травле, и на учителей, которые травлю поощряли. И, разумеется, это ещё позорнее для тех, кто сейчас, — будучи уже взрослым, — сознательно ставит себя на сторону травителей.

2. Вторая проблема, которую повлечёт за собой запрет смартфонов в школах, заключается в том, что смартфоны реально нужны для учёбы. Ситуации, когда специалист оказывается без смартфона, в современном мире столь же редки, как ситуации, когда специалист оказывается в диком лесу, без спичек и компаса.

Навык выживания в лесу полезен, а в некоторых регионах нашей огромной страны и вовсе необходим. Однако никто же не предлагает отдать здания школ под креативные пространства и проводить все уроки прямо в лесу?

Так и со смартфонами. Когда школьники вырастут, они будут на постоянной связи друг с другом, с «Википедией», с форумами и с поисковиками. Заставлять их учиться без этих инструментов просто нелепо. Нужно определиться — хотим ли мы выращивать бородатых фанатиков с факелами и в балахонах, или специалистов, способных двигать вперёд высокие технологии? Если второе, то запрещать им пользоваться смартфонами так же странно, как запрещать им пользоваться руками или глазами.

Типичная рабочая ситуация. Появилась проблема, специалист смотрит в свои технические дневники, не встречал ли он уже эту проблему раньше. Если проблема встретилась первый раз, специалист лезет в интернет, ищет решение. Если не нашёл решения и там, спрашивает коллег или просит помощи на специализированном форуме.

Типичная школьная ситуация. Школьника ставят перед проблемой и предлагают решить её самостоятельно, не прибегая ни к помощи друзей, ни тем более к поиску в интернете, но только вспоминая, как ему рассказывали о решении этой проблемы в формате лекции. Спрашивается, к чему мы готовим детей? К работе тайного агента в племени папуасов?

У программистов есть специальный термин для попыток самостоятельно решить проблему — «изобретать велосипед». Про «изобретение велосипеда» говорят, когда какой-нибудь лентяй не хочет напрягать мозг, вникая в существующие уже решения, а тратит в 20 раз больше времени, чтобы кое-как смастерить собственный, плохой и ненадёжный «велосипед». Если мы отнимем у школьников смартфоны, мы направим их как раз по этому ленивому пути — не думать, не напрягаться, но сделать всё самостоятельно из грязи и палок, а потом ещё и гордиться тем, какой ты молодец.

Сейчас школьники, — опять-таки, впервые в истории, — показывают замечательные способности к коллективному творчеству. Многие проблемы они решают даже быстрее, чем взрослые, ибо пока взрослый в недоумении чешет тыковку, школьник уже набирает в интернете «как приготовить ежа» и начинает действовать в соответствии с инструкциями.

Старорежимные зануды на этом месте вспоминают давно уволенного Фурсенко с его вырванной из контекста фразой про «квалифицированного потребителя», однако люди мозгового труда отлично знают — в XXI веке ты или работаешь в коллективе и интернете, или ты двигаешься с такой черепашьей скоростью, что кажется, будто ты не работаешь вовсе.

В своё время меня поразили результаты матча четырёх студентов против Гарри Каспарова, чемпиона мира по шахматам на тот момент. Перворазрядники легко обыграли гроссмейстера, так как их объединённый мозг оказался значительно мощнее мозга одного, пусть даже очень талантливого человека. Вот этому навыку, — объединять мозги для совместной работы, — в наших школах уделяют непростительно много внимания.

Подведу итог

Если спросить далёких от педагогики людей, как нам реорганизовать Рабкрин, они ответят: «раньше было лучше, сделайте как было, верните всё взад. Уберите смартфоны, раньше их не было. Замените шариковые ручки на чернильные. Верните сталинские учебники, а ещё лучше — дореволюционные учебники, причём в дореволюционных же изданиях, вот прямо с ятями и с твёрдыми знаками в конце слов. Снова начните учить детей латинскому и древнегреческому…».

Предложение запретить смартфоны — из этой же серии. «Если у школьника будет смартфон, он учиться не будет». Ха! Наивные души! А взрослый со смартфоном в руке склонен работать? Нет, не склонен, но деньги в конце месяца получить таки хочется, поэтому смартфон с котиками кладётся в карман, а взор силой воли переводится на рабочий стол.

Уверяю скептиков, если у школьника будет нормальная мотивация, — если он будет получать честные двойки за провалы и честные пятёрки за успехи, — смартфоны ему в учёбе только помогут.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 265 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →