К вопросу об обществе потребления. Недавно попытался поставить себе Яндекс.Драйв, чтобы лично протестировать каршеринг от «Яндекса». Задача провалилась — мой телефон был выпущен в 2013 году, и приложение «Яндекса» на него уже не ставится.
С грустью осознаю, что большая часть людей меняет телефоны так часто, что бизнесу уже нет смысла ориентироваться на ретролюбов типа меня. Аналогичное разочарование я испытал, когда понял, что менять автомобиль раз в 3-5 лет — это норма для современной России.
Многие до сих пор удивляются, почему я не меняю свою машину на новую. Вопроса «зачем» в их картине мира даже не возникает, так как непрерывно покупать новые вещи для них столь же естественно, как и разнообразно питаться, например. Если вас совсем нет денег, вы можете жить и на макаронах с кашами, однако если у вас есть деньги, такая экономная диета будет выглядеть чем-то странным, почти неприличным. Деньги у меня есть, поэтому мой автомобиль, которому в этом году исполнилось 16 лет, вызывает недоумение — зачем ездить на старой машине, если можно пойти в автосалон и купить новую?
Мы вот уже больше 100 лет живём в обществе потребления. И политики, и общественные деятели подразумевают, что нашей основной задачей является «полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей». Эти потребности выражаются в новых машинах, новых мобильниках и в новых впечатлениях от поездок на зарубежные курорты. Лукавые персоны добавляют к этому списку ещё и яблони на Марсе, однако если чуть копнуть, выясняется, что яблони на Марсе нужны либо для того, чтобы заменить новую машину на новый звездолёт, либо для того, чтобы заменить отдых в Турции на отдых у Ацидалийского моря.
В рамках такой системы ценностей постоянное потребление является абсолютно логичным поведением. Как сказал классик, «жизнь надо прожить так, чтобы ни разу за бессмысленно прожитые годы не было мучительно больно».
Наверное, тут мне следовало бы встать в лицемерную позу и сравнить потребителей с кадавром профессора Выбегалло, однако я даже не собираюсь делать вид, будто лично меня потребление не интересует вовсе. У меня тоже есть потребности, и материальные, и духовные, и если кто-то скажет мне, будто у него таких потребностей нет, я посмотрю на этого человека с большим недоверием.
Повторюсь, практически все сколько-нибудь популярные современные идеологии основаны на идее потребления. К аскетизму громко призывают разве что радикальные экоактивисты, однако и они, по факту, всего лишь пытаются распределить имеющиеся блага на более длительный срок и на меньшее число людей.
Теперь, когда мы вгляделись в этот плохо замаскированный двигатель человеческого общества, можно поговорить и о том, почему покупка нового айфона в кредит — плохая идея.
Покупки такого рода делают по трём основным причинам. Во-первых, ради удовольствия. Во-вторых, для поддержания статуса. В-третьих, для инвестиций в себя. Разберём каждую из составляющих отдельно.
1. Удовольствие
Мы радуемся, когда наше положение становится лучше и огорчаемся, когда оно становится хуже. Если посадить меня в тюрьму, я расстроюсь и какое-то время буду печален. Однако через год я привыкну к своему новому положению, и начну радоваться простым вещам типа вкусной передачи из дома или интересной книги из библиотеки.
Если выдать мне триллион рублей, я обрадуюсь и какое-то время буду наслаждаться новыми возможностями. Однако через год я опять-таки привыкну, и бытовая роскошь станет мне мне более-менее безразлична.
Сейчас я обрисовал это правило очень грубо, однако даже такой грубой картины достаточно, чтобы понять, почему покупка нового айфона даёт куда как меньше радости, чем кажется в очереди в кассу. Вначале мы испытываем эйфорию, потом просто радуемся покупке, а через неделю привыкаем и перестаём замечать.
Так как удовольствие, как я указал выше, понятие относительное, мы сами можем задать любую удобную нам точку отсчёта. Если мы едим шоколад редко, каждая шоколадная конфета будет доставлять нам массу радости. Если мы каждый день съедаем по полтортика, эти полтортика будут проглатываться чуть ли не через силу, без особого удовольствия.
Одним из самых известных оптимизаторов радости был Диоген. Он жил в огромной бочке, жевал чечевицу и пил обычную воду, извлекая из своей простой жизни, пожалуй, больше положительных эмоций, чем какой-нибудь пресыщенный коринфский гражданин с неподъёмным брюхом и с кучей забот в голове.
2. Статус
Брать Диогена в качестве образца для подражания, впрочем, не стоит — хотя бы по той причине, что неумеренный аскетизм ведёт к одиночеству, а одиночество подходит только людям определённого склада характера. Обычному человеку хочется быть частью общества, а для этого нужно «соответствовать».
Можно поддерживать свой статус хорошей должностью, престижным дипломом, списком опубликованных книг или, например, округлыми бицепсами. Самый лёгкий способ повысить статус — так называемое «статусное потребление», то есть покупка вещей, которые в конкретной компании считаются признаком успешности. В одних компаниях это новый айфон, в других — новая «ауди», в третьих — кроссовки определённой фирмы.
Особенно склонны к статусным покупкам школьники (в силу своего низкого культурного уровня) и бедные люди (в силу закрытости для них других путей повышения статуса). Продающие запредельно дорогие пылесосы мошенники считают своей целевой аудиторией как раз тех, кто живёт бедно: обеспеченному человеку нет нужды подтверждать свой статус, покупая шумный пылесос по цене подержанного автомобиля.
Статусное потребление обычно выгодно только в том случае, если вы покупаете статусную вещь без напряжения, с карманных денег. Если вы покупаете статусную вещь в кредит, отдавая за неё в итоге свою зарплату за несколько месяцев или лет, то ваш статус одновременно и повышается (ибо у вас теперь есть айфон), и понижается (ибо вы становитесь значительно беднее).
Помните историю, как паренёк привёл в автосалон свою бабушку? Бабушка согласилась продать однушку, в которой жила, и переехать в комнату в коммуналке, так как очень любила своего внука, а тот прямо жить не мог без новой иномарки того же класса, что у его друзей. Полагаю, после этой комбинации его репутация в компании мажоров повысилась не слишком существенно.
Когда окружающие видят, что у Василия есть новый айфон, но при этом он явно экономит на стоматологе, статус Василия становится даже ниже чем если бы у него айфона не было. Статусное потребление работает только в том случае, если окружающие не замечают тех усилий, которые приложил покупатель для добычи вожделенной вещи.
3. Инвестиции
Разумеется, продавцы говорят не только про статус и про удовольствие, но и про реальную пользу от покупки нового мобильника. Например, заявляют, что айфон быстрее неайфона, и благодаря этому покупатель будет экономить кучу времени.
Давайте, как говорит Владимир Владимирович, подсчитаем. Допустим новый айфон экономит обладателю 5 минут в день, при этом за кредит счастливый айфоновладелец отдаёт по 5 тысяч рублей в месяц. Несложно подсчитать, что нужно для окупаемости: нужно, чтобы заработок любителя яблок составлял 2 тысячи рублей в час или 320 тысяч рублей в месяц. Вот примерная зарплата, которая позволяет уже задумываться о преимуществах айфонов перед неайфонами.
Проблема в том, что люди с такой зарплатой обычно покупают кроме айфонов ещё и более дорогие игрушки в виде автомобилей. Там подсчёты столь же безрадостны — «порше макан» комфортнее «рено логана», но не настолько комфортнее, чтобы стоило отдавать за этот комфорт треть зарплаты ежемесячно.
Подведу итог
Мы все являемся жертвами рекламы. Вместе с тем простой расчёт показывает, что покупка дорогих вещей обычно невыгодна — ни в разрезе удовольствий, ни в разрезе статуса, ни в разрезе инвестиций в будущее. Это относится и к пресловутым айфонам, и к автомобилям, и даже к ежегодным отпускам за границей, которые многим кажутся чем-то невероятно важным.
Простые расчёты показывают, что куда как выгоднее тратить время и деньги на другое: на книги, на музыку, на компьютерные игры, на повышение собственной квалификации и на поддержание в рабочем состоянии собственного организма.
Наконец, отдельных тёплых слов заслуживают потребительские кредиты, суть которых заключается в покупке у банка времени.
Если мы сравним условного Торопыжку, покупающего всё в кредит, и условного Пончика, покупающего ровно ту же самую ерунду, но за наличные, мы обнаружим, что уже через несколько лет «гонки» Пончик будет покупать новые вещи раньше, чем его нетерпеливый товарищ. Торопыжка постоянно отдаёт банку часть своего дохода, поэтому, выгадав пару лет на старте, он потом отстаёт от Пончика всю оставшуюся жизнь.
PS. Спасибо за советы, кстати. Как вы и предлагали, я сменил свой мобильник на Honor 20. Яндекс.Драйв встал, проблема решена. Первые пару дней я не мог нарадоваться на новый телефон, теперь уже привык и достаю его не особо чаще, чем старый.
Из сюрпризов — камера делает снимки лучше, чем моя старая зеркалка в автоматическом режиме. Можно снимать текст, можно снимать мелкие предметы, всё получается идеально.
Из проблем — дурацкий фитнес-браслет, который выдали мне вместе с телефоном в нагрузку. Выкинуть жалко, а пользоваться им совершенно невозможно. Мой внутренний Плюшкин страдает.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →