Тут на днях некоторые высказались в том духе, что в очередях и в дефиците нет ничего особенного, и что благодарить капитализм за избавление от очередей не стоит. Очереди, дескать — это даже благо, возможность задёшево получить доступ к нужному товару, за который при капитализме пришлось бы платить дороже.
Давайте однако подсчитаем. Допустим, в некой стране средний трудящийся стоит в очередях по два часа каждый рабочий день.
Восемь часов на сон, восемь часов на работу, два часа на дорогу, три часа на ужин, чистку зубов и прочие житейские дела. Один час берём, чтобы отдохнуть. Итого получается, что «на себя» остаётся всего лишь два часа, и оба этих часа уходят… на очереди. Чудовищная картина, верно?
По выходным, понятно, чуть полегче — даже с учётом очередей можно выделить несколько часов на пожить. Ещё легче в отпуск. Однако всё равно получается, что примерно половину своего свободного времени трудящийся просто сжигает на стояние в очередях.
Если мы рассматриваем людей как рабочий скот или как винтики в машине огромного государственного механизма, ничего особенного тут нет: стояние в очереди, чтение книги или игра в шахматы для государства одинаково бесполезны. Если же мы смотрим на людей как на людей, мы вынуждены признать, что очереди — одно из самых страшных явлений современности, и что уничтожение принудительных очередей — одно из главных достижений капитализма.
Можно подсчитать очереди и иначе. Если восемь человек проводят в очередях по 2 часа в день, это аналогично ситуации, когда 7 человек живут нормально, а восьмой всё свободное ото сна время стоит в очереди, в эдаком бессмысленном, искусственно созданом пыточном лагере. Как вы назовёте страну, в которой каждый восьмой отбывает пожизненное заключение безо всякой вины, просто потому, что государство не считает его жизнь и его время чем-то ценным? Вы назовёте эту страну как угодно, но только не ориентированной на людей.
Разумеется, можно начать сейчас размывать тему, углубляясь в нюансы. Заявить, например, что стоять в очереди можно отправить жену или бабушку, а самому заняться тем временем чем-то полезным. Можно вспомнить, что при капитализме есть очереди за айфонами, и попытаться сделать вид, будто кучка добровольно развлекающихся чудаков — это примерно то же самое, что и стоящая в очередях страна.
Можно заявить, что у правильных людей есть доступ к спецраспределителям, а у неправильных людей есть все возможности подняться на социальном лифте и получить доступ к нужным магазинам. Можно, наконец, вспомнить известный диалог Диогена с философом Аристиппом:
— Если бы ты прославлял тирана, Диоген, тебе бы не пришлось есть чечевицу.
— Если бы ты ел чечевицу, Аристипп, тебе бы не пришлось прославлять тирана.
Действительно — понизив свои запросы до уровня хлеба, каши и воды даже в государстве с тотальным дефицитом можно как-то существовать: стоять или не стоять в очереди, например, за удобной обувью — это сознательный выбор между потерей времени и потерей комфорта.
Все эти отговорки, разумеется, не стоят пикселей, на которых они отображаются. Напомню старую истину: каждая сигарета сокращает жизнь на 15 минут, каждая рюмка водки сокращает жизнь на один час, каждый рабочий день сокращает жизнь на 8 часов.
Если человек хочет жить аскетом, то при капитализме, он может не работать вовсе, и посвящать каждый на 8 часов больше философским размышлениям или тому, что он считает важным. Если человек умеет организовывать своё время, при капитализме он может организовать его на порядок лучше, закупая, например, продукты раз в месяц на оптовом складе и заказывая нужные ему вещи с доставкой по почте.
С какой стороны ни крути, получается, что капитализм оставляет человеку гораздо больше личного времени, и это одно из главных достижений современной эпохи. Конечно, большая часть наших современников предпочитает тратить своё драгоценное время на разную ерунду — однако это время, по крайней мере, у них в распоряжении есть.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →