Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Category:

Проблемы русского фриланса



В России обмана приходится ожидать и от заказчиков, и от исполнителей. На наших фриланс-биржах есть даже услуга «безопасная сделка», которые теоретически позволяет застраховаться от жуликов. Заказчик перечисляет деньги бирже, потом фрилансер выполняет заказ, и только потом биржа перечисляет деньги фрилансеру.

Если что-то идёт не так, то биржа разбирается, кто прав, или либо отдаёт деньги обратно клиенту (если фрилансер накосячил), или перечисляет их фрилансеру (если клиент пытается зажать справедливую оплату).

Спешу разочаровать тех, кто думает, будто народ только и делает, что работает через «безопасную сделку». У неопытных людей отношения с фрилансерами развиваются примерно так.

Выставляем наш заказ, смотрим список откликнувшихся. Вот, кажется, нормальный кандидат — Иуда Форыч Костылёв, город Бобруйск, 40 положительных отзывов и ни одного отрицательного. Обсуждаем с господином Костылёвым детали, предлагаем ему «безопасную сделку». Господин Костылёв примерно в половине случаев… отказывается наотрез.

Иуда Форыч рассказывает нам, что на бирже сидят жлобы, которые всегда встают на сторону клиента. Говорит, что за снятие денег со счёта биржи ему приходится платить конские комиссии. Говорит, что он солидный программист, и его оскорбляет такое недоверие. Говорит, что 10% за безопасную сделку (или сколько там она стоит на конкретной бирже) — это слишком дорого. В итоге наивные заказчики соглашаются работать напрямую, а более опытные понимают, в чём тут дело, и ищут другого исполнителя.

Если всё же начать работать с господином Костылёвым напрямую, без посредников, события пойдут по одному из трёх сценариев:

1. Самый маловероятный. Иуда Форыч сделает всё точно и в срок.

2. Более вероятный. Иуда Форыч сделает вашу работу тяп-ляп, гораздо хуже, чем в его портфолио, и задержит сдачу на несколько недель от оговоренного срока.

3. Менее вероятный. Иуда Форыч работу не сделает вовсе, аванс не вернёт.

Глядя на этот прогноз, несложно догадаться, почему же господин Костылёв с таким отвращением отворачивается от «безопасной сделки». Пугают его, разумеется, не встающие якобы всегда на сторону заказчика арбитры — во-первых, даже среднего качества арбитры лучше, чем совсем никаких, а во-вторых, до арбитров при нормальной работе обычно и не доходит.

Пугает господина Костылёва осознание того факта, что если он накосячит, то клиент сможет или стрясти с него за эти косяки деньги, или оставить плохой отзыв, который пагубным образом отразится на репутации. Таким образом, дав согласие на работу по «безопасной сделке», Иуда Форыч попадает в тиски, ситуация вынуждает его работать на совесть и выполнять обещанное. Это далеко не самая приятная перспектива для привыкшего к безмятежной жизни фрилансера.

Катастрофа российского фриланса заключается в том, что люди категорически не умеют работать без стоящего за спиной капрала с палкой. Фрилансеры, которые ровно за три дня выполняют работу, которую они сами оценили в три дня — такая редкость, что их довольно быстро заваливают заказами по уши, после чего они становятся недоступны для новых клиентов. Из-за этого на российских биржах остаются преимущественно не способные к самостоятельному труду раздолбаи, которые приманивают к себе таких же клиентов — неохотно расстающихся с деньгами жлобов-самодуров, с которыми ответственные фрилансеры работать отказываются.

Речь идёт не только о программировании — в рисовании, создании текстов, переводах и конструировании наблюдается одно и то же. По умолчанию от фрилансера стоит ждать, что он возьмёт ваш заказ и исчезнет, начав хоть как-то шевелиться только после того, как дедлайн будет безнадёжно пропущен. Забавный факт: в некоторых вакансиях на удалённую работу в перечне требований к удалёнщику пишут первым пунктом и заглавными буквами: «Не исчезать!». Глядя на такое объявление прямо-таки чувствуешь боль, которую испытывал несчастный работодатель, когда очередной фрилансер переставал отвечать на письма и телефонные звонки.

Причин такого варварского поведения у наших фрилансеров несколько.

1. Как мы с вами уже обсуждали, в России в последние века была сформирована культура презрения к труду: «От трудов праведных не наживёшь палат каменных», «Больше всех в колхозе работала лошадь, но председателем она так и не стала», «Работа не волк, в лес не убежит». Человек, который честно и хорошо выполняет свою работу, вызывает по умолчанию не больше уважения, чем человек, который, например, не матерится или не выходит на улицу в нечищенных ботинках:

https://fritzmorgen.livejournal.com/1444672.html

У большей части фрилансеров не возникает никаких душевных переживаний, когда они делают работу плохо или сдают её невовремя. Они могут переживать только из-за материальных вещей — задержки с оплатой или плохого отзыва, например. Также они иногда могут по-человечески посочувствовать, если у клиента из-за них возникнет какая-нибудь серьёзная проблема. Вместе с тем фрилансеры не испытывают никакого морального дискомфорта, когда не сдают в понедельник работу, которую они обещали сдать в понедельник.

2. Аналогичная проблема, резко усугубляющая душевную чёрствость фрилансеров, наблюдается и у многих клиентов. Часто клиенты не видят проблем в том, чтобы взять и кинуть фрилансера на деньги.

Здесь, правда, ситуация несколько лучше — в наших традициях не отдать обещанные деньги всё же чуть более сильный грех, чем не сделать обещанную работу. За двадцать лет работы в IT-бизнесе у меня был ровно один случай, когда клиент не заплатил денег, с формулировкой «потому что могу».

Были клиенты, которые пытались не заплатить, так как «деньги на следующей неделе будут», или «вы плохо нам сделали», или «ой, мне надо у директора подписать», или, например, «вы требуете 500, а тут работы было на 100». Вместе с тем только один клиент за эти годы просто сказал прямым текстом, что платить не будет, так как не хочет. Эта была дочка РЖД, и мы после этого сделали определённые выводы, — возможно, поспешные, — по поводу работы с железнодорожниками.

Беда тут в том, что обман опять-таки не является в нашей культуре чем-то порицаемым. Если человек, допустим, вышвырнет на улицу свою собаку, с ним с большой долей вероятности перестанут общаться как минимум некоторые друзья. Если же он кинет строителей на деньги, не заплатив им под каким-нибудь предлогом, его будут одобрительно хлопать по плечу: «ну ты молоток, норм сэкономил, не боишься, что нагадят как-нибудь?».

3. Мы долгие десятилетия жили в иерархическом обществе, которое подразумевало, что у каждого человека есть начальник. Появление возможности работать «на себя» привело к естественному в такой ситуации ленивому расслабону — начальника нет, можно лежать на диване и смотреть телевизор, никто не заругает.

Мозгами фрилансер даже и понимает, что если будет делать работу качественно и сдавать точно в срок, его заработок возрастёт в разы, причём времени тратить придётся, пожалуй, даже меньше, как на прикреплённом к посту видео. Тем не менее очень немногие способны на элементарный казалось бы поступок: ровно в 10 утра сесть за стол и начать добросовестно работать до 19 вечера.

Большая часть фрилансеров занимается всякой ерундой, тянет до последнего, а потом, когда дедлайн уже загорается багрово-красным, начинает лихорадочные ночные марафоны, пытаясь за пару дней наверстать то, на что были отведены просторные две недели.

Это, кстати, основная проблема фрилансеров. Некоторые думают: «уволюсь с работы, буду делать то же самое и получать втрое больше». Выходит далеко не у всех. Я как-то подсчитал время, которое потратил на наши заказы один перешедший на вольные хлеба программист 1С. За два месяца эксперимента он нашёл в себе силы отработать примерно 25 часов, при этом других клиентов и, вообще, других дел у него в эти месяцы не было, а загрузкой мы его могли обеспечить полной. Подсчитав заработанное, фрилансер решил, что выгоднее всё же «работать на дядю», и снова устроился куда-то на полный рабочий день.

4. Для полноты картины нужно упомянуть и отношение родственников. Вроде как на календаре уже 2018 год, но многих фрилансеров, даже неплохо зарабатывающих, их близкие до сих пор считают какими-то недоделанными — сидят дома, на работу не ходят, оклад на карточку два раза в месяц не получают. Как сказал один неприятный, но острый на язык человек, к писателю в квартире относятся как к тунеядцу: «Ты всё равно целый день сидишь, постирал бы что-нибудь».

Это продолжение той же проблемы отсутствия уважения к труду — у нас не принято уважать тех, кто трудится, у нас уважают только тех, кто страдает или устаёт. Не тратишь по 8 часов в день на работу, значит, не работаешь, а маешься какой-то ерундой.

Справедливости ради, во многом тут виноваты и сами фрилансеры. Придёшь к такому в гости — волосы всклокочены, на майке пятно от кетчупа, на мятых трениках дыра. Рабочее место не лучше: кот, остатки еды и кучи документов. Если бы фрилансер поддерживал опрятный внешний вид и порядок в комнате, отношение к нему было бы иным.

Подведу итог

Фрилансеры весьма полезны для экономики — они являются важнейшей питательной средой для малого бизнеса. Во-первых, иногда из фрилансеров вырастают малые бизнесмены, которые, кстати, зачастую страдают от ровно того же дефицита ответственности, что и их младшие братья фрилансеры. Во-вторых, когда малый бизнес не может позволить себе нанять сотрудника на полный рабочий день, он нанимает фрилансера на 10 часов в месяц, и тем самым решает свои задачи. Без фрилансеров развиваться было бы значительно труднее.

Проблемы, которые я кратко изложил в посте, гораздо серьёзнее, чем кажется со стороны. Рынок фриланса в России тяжело болен — найти хорошего фрилансера или хорошего заказчика довольно сложно. С другой стороны, эта наша проблема является одновременно и нашей возможностью. Огромное количество фрилансеров может зарабатывать значительно больше, если только осознает свои проблемы и начнёт подходить к работе ответственно. Ещё лучше будет, если мы начнём уважать работу на уровне всего общества — однако это, конечно, уже слишком серьёзное изменение, чтобы я рассчитывал увидеть его в ближайшие 5-10 лет.

И, да, на всякий случай. Было бы наивно думать, будто в «развитых капстранах» сплошная пунктуальность и благорастворение воздухов. Уровень ответственности на Западе в среднем значительно выше, однако раздолбаев с большим избытком хватает даже там, не говоря уже про Китай с Индией, у которые в плане отношения к труду много весьма узнаваемых черт.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 186 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →