Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

Порванные отношения

В виде посткриптума к истории про тележки-убийцы. Во-первых, спасибо master_chel за это документальное видео, где снят похожий инцидент. И, во-вторых, отвечу на один концептуальный вопрос. А именно: почему я не объявил Ленте гордый бойкот, а спокойно продолжил закупаться в ней продуктами.

Немного моей личной истории.

Лет так пять назад, когда я был ещё довольно неопытным бизнесменом, у меня были постоянные проблемы с сотрудниками. И все эти проблемы развивались и заканчивались по одному и тому же сценарию.

Вот сидит передо мной на собеседовании человек. До него я поговорил уже с двадцатью соискателями, и каждого из них забраковал по каким-то причинам. А Петя, вроде как, серьёзных дефектов не имеет. И даже немного занимается спортом, что, конечно, большой плюс. Немного поразмышляв, принимаю я Петю на работу.

Петя работает месяц, работает два месяца, работает год. А потом вдруг р-р-р-раз и... косячит. Совершает что-нибудь нехорошее. Опаздывает, например, на работу на несколько часов. Или отпрашивается якобы «к тёте в больницу», а сам херачит на собеседование к моим конкурентам. Ну или ещё что-нибудь гнусное делает.

На следующий день, расстроенный, выдаю я Пете его трудовую книжку с записью об увольнении, рассчитываюсь под ноль и желаю успехов на новом месте работы. И даю объявление о поиске нового Пети. Круг замыкается.

В чём заключалась моя ошибка?

В том, что я наивно надеялся, будто существуют сотрудники, которые не косячат. И увольнял человека после первого же косяка.

На самом же деле, жизнь так устроена, что косячат все без исключения. Просто иногда бывают долгие периоды, в течение которых эти косяки не видны. Например, обычный человек может очень долго не материться. Но если работать с человеком долго, полгода, год, или несколько лет, то матерное слово непременно выскочит. Если не от удара молотком по пальцу, то от выпитых двухсот грамм водки. А если не выскочит матерного слова, так значит вылезет ещё какой-нибудь недостаток.

Проще говоря, автоматически увольнять сотрудника после первой же конфликтной ситуации — это глупо. Свежепринятый будет ничем не лучше: изредка косячат все люди без исключения. Правильное решение будет другим: пересмотреть после случившегося своё мысленное досье на сотрудника. Добавить туда строку: «матерится после того, как уронит шкаф на ногу». И после этого уже спокойно принять решение: увольнять или нет. К поставщикам, кстати, это тоже относится.

Вернёмся к Ленте.

До инцидента с тележками у меня был в голове некий список её достоинств и недостатков. Ну, например, достоинство «24 часа» и достоинство «удобно расположена» против недостатков «очереди на кассах» и «маленький ассортимент».

Две недели назад произошла трагедия: спланированная умственно отсталым преступником парковка подставила крыло моего автомобиля под удар разогнавшихся металлических тележек. Мне пришлось потратить тринадцать тысяч рублей на перекраску. Что после этого изменилось в моём мысленном досье на Ленту?

В поле «Недостатки» добавились две записи: «На парковке есть опасные места» и «Не возмещает ущерб по-хорошему». Только и всего. Теперь представим себе, что я нахожусь на Васильевском Острове и выбираю, куда поехать за хавчиком. Какие у меня варианты?

Реал на Космонавтов? ОКей на Московском? Метро на Косыгина? Далековато, однако, особенно если в будний день и на машине. Единственный разумный выбор — злосчастная Лента на Уральской. Она близко.

Что же касается вскрывшихся недостатков — их несложно нейтрализовать, грамотно выбирая место для парковки. Да и не факт, что в других гипермаркетов не будет каких-нибудь своих, фирменных проблем. Типа салатов в том же ОКее, с которыми иногда бывают проблемы.

Ладно, подведу итог. Краткая выжимка из всего вышесказанного для тех, кто ведёт бизнес относительно недавно или ещё только собирается открыть свою фирму.

После любого конфликта с поставщиком (или клиентом, или сотрудником) возникает желание разорвать с ним отношения и пойти искать другого. Тем не менее, смотреть нужно таки в будущее, а не в прошлое. Следует задать себе два вопроса:

1. Важна ли для меня эта проблема?
2. Будет ли эта проблема повторяться в дальнейшем?

Если хотя бы на один из вопросов ответ «нет» — имеет смысл воздержаться от резких шагов.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 78 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →