Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

Мнение таксиста о роботакси



Пожелавший остаться анонимным читатель прислал мне свои соображения эксперта по поводу массового распространения роботакси в России. Если коротко: есть весьма серьёзные препятствия, преодолеть которые роботам будет нелегко. Вот это письмо.

Здравствуйте, Олег!

Регулярно читаю ваш ЖЖ и, в частности, ваши мысли по поводу скорой замены такси с водителем на беспилотное. Я уже около года серьёзно подрабатываю в такси «Максим» на своём авто, а поскольку за рулём голова относительно свободна, думаю в том числе и на эту тему. Пришел я к выводу, что очень многие аспекты и подводные камни этого процесса остались нерассмотренными (ну, или мне они нигде не попадались). Возможно, вам будет интересен взгляд изнутри.

Аспект 1, административный

Работа водителя, и тем более таксиста, к сожалению, практически невозможна без постоянного нарушения ПДД, хотя бы и по мелочам. При этом, насколько я понимаю, беспилотник в принципе не может быть запрограммирован на небольшие частичные нарушения: либо он нарушает, либо нет. Пример первый — узкая улица с одинарной сплошной разделительной линией. Справа припаркован автомобиль, с нарушением, но припаркован. Ну, или небольшое ДТП. Никто из водителей не будет ждать, когда же освободится проезд и можно будет ехать, не пересекая эту линию (да даже и двойную), все будут проезжать с нарушением.

Подозреваю, что автопилот просто встанет колом и будет стоять до упора. Будет ли доволен пассажир таким сервисом и возьмёт ли он такси с автопилотом второй раз? Второй пример — мне нужно подъехать к некоему зданию забрать пассажира, но все места заняты, встать негде. Мне ничего не остается, как встать вторым рядом с аварийкой и ждать клиента, ибо никто не пойдет меня искать за 200 метров, тем более, что дальше может быть обстановка ещё хуже. Что в такой ситуации будет делать автопилот, даже не представляю.

Пример 3 — плотный поток машин на главной, мне надо выехать со второстепенной. Меня, как правило, пропускают, даже без каких-то дополнительных действий с моей стороны, просто из вежливости. Кто будет пропускать беспилотник? Подозреваю, что никто, а многие будут ещё при этом злорадно улыбаться. И как себя будет чувствовать пассажир и водители, стоящие позади беспилотника? И еще: даже если ему уступят дорогу, поедет ли он? Ведь формально он создаст помеху авто, двигающемуся по главной, а он этого делать не должен и не может.

Пример 4 — я выехал справа на главную в первый крайний правый ряд, и мне нужно на отрезке 300-400 метров переместиться через ещё 2 ряда в четвертый крайний левый и повернуть налево. Сомневаюсь в реальности этого маневра автопилотом без формального нарушения правил. Думаю, таких вариантов можно еще набрать множество.

Аспект 2, психологический

По моим недолгим наблюдениям, есть категории пассажиров, которым в принципе по ряду причин беспилотник не подойдет. Есть категория пассажиров, просто не знающих конечного адреса, которые просто говорят, куда им надо (без точного адреса). Есть люди, которым надо несколько раз остановиться покурить, куда-то заехать по дороге, которые что-то забыли и им надо вернуться, которые просто любят поболтать с водителем и т.д. Случается, что приходится возить несовершеннолетних детей без сопровождения. Возможно ошибаюсь, но предполагаю, что родители предпочтут авто с водителем. Про угрозу, исходящую от вандалов, тут и говорить нечего, она очевидна. Явные наркоманы встречаются регулярно, а сколько еще неявных! Про людей, которые будут просто бояться и не доверять, тоже нет смысла говорить, они будут.

Аспект 3, технический

Отвратительная работа навигаторов или, скорее, проблемы с приёмом сигнала. Это происходит каждый день. Точность сигнала регулярно нарушается. Иногда на метры (а это важно во дворах), иногда на десятки метров (можно обнаружить, что ты едешь прямо по домам), иногда на сотни (это когда едешь посреди реки). Интересно, как поведет себя автопилот, когда обнаружит, что он прямо посреди водоёма? При поездках в некоторые деревни сигнал просто пропадает. Хотя возможно, что проблема самая решаемая из перечисленных.

Аспект 4, просто без названия

Нештатные ситуации, в который автопилот будет просто бессилен, по-моему. Например, гололед на подъеме в горку, глубокая колея где-то на проселочной дороге и еще бог знает что. Сюда же можно отнести и такой момент неопределенности, как гигантская парковка машин на 500 у торгового центра в час пик. Без прямой связи с клиентом и объяснений, где я, и что, и как, не обходится практически никогда. А еще некоторые крупные здания, имея, естественно, один адрес, занимают целый квартал и имеют по нескольку выходов на каждую из четырёх улиц. Каким образом клиент и такси будут отыскивать друг друга в такой ситуации (это если ещё GPS не косячит)?

И, наконец, последнее соображение. Насколько я понимаю, сейчас львиную долю рынка занимают агрегаторы, которые получают свой процент и не имеют особых забот при этом. Нет проблем ни с обслуживанием и ремонтом авто, ни с парковкой, ни с юридическими последствиями ДТП, всё ложится на водителя. Зачем кому-то брать на себя весь этот геморрой? Если бы ситуация была иной: вот он таксопарк с водителями, рембазой, медосвидетельствованием и прочим, а вот рядом такой же, но без водителей, тогда интерес понятен и очевиден. Но в конкуренции с агрегатором-то в чём выигрыш?

Не буду утверждать, что переход на такси-автопилот совершенно невозможен, но, на мой взгляд, это произойдет всё-таки не так скоро, и не везде, и не полностью. Чтобы всё это работало без проблем, нужен новый город, спроектированный именно под такой вид транспорта.

С уважением надеюсь, не зря отнял ваше время, Олег


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 345 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →