За окном 01 сентября, торжественная линейка. Скоро понедельник, и дети, скорбно покачивая ранцами, дружной толпой пошуруют в школу. Напомню, что это заведение, в котором мы проводим около 10 лет своей жизни, решает две важных задачи:
1. Освобождает родителей от необходимости круглосуточно следить за отпрысками.
2. Даёт детям подготовку ко взрослой жизни.
Если с первой задачей, — удерживать детей в школьных стенах, — справиться относительно несложно, то вот со второй возникают серьёзные, плохо осознаваемые обществом трудности.
Не вполне понятно, например, к какой именно взрослой жизни нужно готовить детей. В конце восьмидесятых и в начале девяностых, допустим, многие школьники мечтали о финансовом успехе — то есть о карьере влиятельного бандита или валютной проститутки. Понятно, что школа должна была показать детям какой-то другой ориентир — достаточно привлекательный, чтобы криминальные мечты отошли на второй план.
К сожалению, на этом фронте у школы как были проблемы, так и остаются. План «стать космонавтом» является очевидно нереалистичным, а ничего другого школа предложить не в состоянии. Мода меняется сама собой: в нулевые бандиты устарели, и школьники начали мечтать о карьере чиновника. Несколько позже весьма популярным стал образ успешного программиста, ну а сейчас каждый второй школьник планирует вести блог в «Ютубе» или в «Инстаграме».
Теоретически в школе есть предмет «литература», на котором как раз и обсуждаются разные сценарии взрослой жизни. На практике, как мы уже обсуждали с вами, положительные примеры в нашей классике практически отсутствуют — герои по большей части состоят или из уголовников с дворянскими титулами, или из вечных страдальцев, просыпающихся и засыпающих со слезами на глазах. Да, согласен, есть кое-какие интересные личности у Льва Толстого, однако давайте всё же будем откровенны — погоды они не делают, хотя бы по той причине, что внимания им в программе почти не уделяется.
Этот провал объясняется довольно просто — нужно обладать невероятным талантом, чтобы писать книги о нормальной жизни нормальных людей. Как утверждает Хорхе Луис Борхес, все сюжеты сводятся в итоге к четырём темам: к штурму и обороне укреплённого города, к долгому возвращению, к поиску и к самоубийству бога. Несложно заметить, что сюжет «хожу на работу, с понедельника по пятницу мотыжа свой участок» в этот короткий список не входит. Чтобы нормальный человек попал в книгу или в фильм, с ним должно произойти что-нибудь ненормальное — убийство, похищение, посадка в тюрьму или, на худой конец, болезненные вздохи по существу другого пола.
На первый взгляд, та же язва разъедает и современные компьютерные игры. Ведьмак Геральт выживает в эпицентре войны, Нико Беллик работает бандитом, а Джим Рейнор и вовсе является врагом общества — революционером. Если мы посмотрим по верхам, мы обнаружим в играх ровно тот же переизбыток страданий с приключениями, что и в традиционной литературе.
Тем не менее в компьютерных играх есть жанр, который позволяет познакомиться со взрослой жизнью со здоровой её стороны — без всех этих поцелуев в гамаке и прочих бессмысленных превозмоганий. Конечно же, речь идёт о симуляторах.
Любимая школьницами серия «Симс» от «Максис» даёт возможность почувствовать себя в шкуре нормального человека: выбирающего цвет обоев для комнаты, покупающего мебель, готовящего себе еду и, вообще, ведущего себя так, как ведём себя мы с вами изо дня в день.
«Тайкуны», — экономические стратегии, — позволяют побыть директором или огромной железнодорожной компании или, к примеру, небольшой компьютерной фирмы:
https://fritzmorgen.livejournal.com/1373383.html
Симуляторы есть уже на любой вкус. Ребята из Серпухова, например, прямо сейчас заканчивают разработку симулятора водителя автобуса, в котором игрок сможет водить автобус по просторам довольно реалистичных подмосковных городов. Симуляторы врачей позволяют рвать зубы и делать операции на сердце. В авиасимуляторах можно летать. В строительных симуляторах — строить здания. В политических — управлять целым государством:
https://fritzmorgen.livejournal.com/594264.html
Компьютерные игры, конечно же, на порядок эффективнее в плане обучения, чем традиционные, морально устаревшие методы. Рано или поздно надёжно застрявшая в прошлых веках школа перейдёт и на них, как перешла она уже с гусиных перьев на шариковые ручки.
Тем не менее главный тормоз прогресса заключается, конечно, не в школах, а... в родителях школьников, которые обычно или не играют в игры вовсе, или играют в откровенно низкопробные игры. Если бы я был сторонником размахивания шашкой, я бы, пожалуй, даже предложил принять программу всероссийского ликбеза — ковровое обучение застрявших в тёмных веках взрослых основам компьютерных игр.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →