Вероятно, Вы спросите меня: зачем, Фриц, ты впустил к себе в блог очередного любопытного задавателя вопросов? Отвечу. Потому что интервью — это хорошая возможность одним взмахом пера вскрыть сразу много важных тем. И этой возможностью я прямо сейчас постараюсь воспользоваться.
Юрий: Вы свободный человек? Что для вас вообще означает свобода?
Фриц: Есть такое крылатое выражение: «Деньги дают свободу». Дескать, когда у человека много денег, он может заниматься всем, чем хочет. Может, например, поехать в Мозамбик и курить там гашиш с весёлыми неграми. А может, наоборот, открыть лабораторию, купить белый халат и искать лекарство от некросифилиса. Либо, как вариант, сидеть целыми днями дома и сочинять гениальные стихи.
Так вот. Я считаю, что выражение «деньги дают свободу» не вполне чётко отражает действительность. В реальной жизни дела обстоят с точностью до наоборот. Не деньги дают свободу. Это свобода даёт деньги.
Проще говоря, быть свободным — выгоднее, чем быть несвободным. Раб, в широком смысле этого слова, не имеет возможности делать то, что ему выгодно. Поэтому рабы, включая «узников совести», и умирают в нищете. Были бы свободными — были бы богатыми.
Можно, кстати, сравнить свободу с ногами. Ноги нужны мне, чтобы можно было ими ходить в разные места. Но я не считаю, что ноги — это самое главное в жизни, то, ради чего стоит умирать.
Юрий: Касательное метасатанизма... В жизни у каждого человека бывают такие периоды, когда ну просто не к кому обратиться. Приходится уповать на бога (или еще кого), часто неосознанно. Только потом понимаешь, что и у кого просил. В вашем случае к кому вы обращаетесь? Ответ «таких случаев не было» не принимается. :_)
Фриц: Ну, наверное, если инквизиторы начнут поджаривать меня на вертеле, я буду звать на помощь самых разных людей и существ. В обычной же жизни, к счастью, у меня подобного экстрима не бывает: я не солдат и не наркоман.
Конечно, в некоторые моменты хочется опустить руки и позвать кого-нибудь «кто справится с проблемой». Однако, на мой взгляд, взрослый тем и отличается от ребёнка, что готов решать свои проблемы самостоятельно.
Помните классическую историю про девушку-автомобилиста? Девушка заезжала в арку дома и увидела, что навстречу ей движется другая машина. Что сделала девушка? Закрыла глаза, завизжала и надавила ногой на педаль газа.
Вот это, полагаю, и есть хороший пример «упования на Б-га»: перестать действовать и начать звать на помощь.
Здесь есть маленький нюанс. Если Вас грабит оголодавший учитель физкультуры, разумеется, нужно звать на помощь. Но даже пронзительно вереща, взрослый человек не будет закрывать глаза. Как говорят русские крестьяне, «на Б-га надейся, а сам не плошай».
Юрий: Верите в магию? Черную, белую, любую... Но именно в магию, волшебство.
Фриц: Нет, не верю. Слепая вера, на мой взгляд, слабосовместима с сатанизмом. Поэтому правильнее будет поставить вопрос по-другому: «как Вы относитесь к магии?»
А к магии я отношусь следующим образом.
Принято считать, что есть «точная наука» для мыслящих людей и есть «суеверная магия» для наивных дурачков. По моему же мнению, наши «научные» представления о мире примерно так же далеки от реальности, как и дремучая астрология.
В девятнадцатом веке смеялись над невежеством восемнадцатого. В двадцатом веке смеялись над предрассудками девятнадцатого. Сейчас мы смеёмся уже над ошибками двадцатого века.
Но почему же мы думаем, что именно нам удалось «ухватить Б-га за бороду» и раскрыть секреты мироздания? Человеку свойственно ошибаться. И я готов поспорить, что через сто-двести лет большую часть современных научных трудов можно будет найти на компьютерах потомков в папке «исторические курьёзы».
Поэтому, имхо, для мыслящего человека что магия, что наука — одинаково зыбкая материя, слепо верить в которую — опасно для душевного здоровья.
Юрий: Если верите, то что тогда сильнее — магия человека или магия денег?
Фриц: Тут, как я понимаю, речь идёт уже о другой магии. Вечный вопрос: всё ли можно купить за деньги? Отвечу словами классика. «Тот, кто думает, что деньги могут всё, никогда денег не имел».
Вполне очевидно, что деньги — это заурядный инструмент, а не волшебная палочка и не кольцо всевластья. За деньги, например, нельзя купить здоровье. За деньги нельзя купить себе мозг. За деньги нельзя купить себе друзей и близких.
Почему? Да потому что эти вещи отсутствуют в продаже. Современного миллионера можно сравнить с советским рабочим. Вроде как и есть у рабочего на сберкнижке 500 рублей, и телевизор ему очень хочется иметь. А вот в магазинах телевизоров не продают. Нужно искать.
Так и миллионер. Деньги-то у него есть, и тратить деньги он готов. Вот только счастьем никто не торгует. Сектанты и наркобароны, разумеется, не в счёт.
Юрий: Вы социальный человек? В самом приторном смысле этого слова. То есть, не пройдете мимо честного отъема конфетки у ребенка, подберете какашку за собачкой и т.д.
Фриц: По моему глубокому убеждению, нужно заниматься своими делами и не лезть в чужие. Так будет лучше и для Вас, и для окружающих. Тактично промолчу про ребёнка и конфету, перейду сразу к примеру с собачкой.
Вот идёт по улице старичок и видит, как злая собачка бесстыдно гадит на газон. Старичок начинает возмущаться и требовать, чтобы хозяин собаки собрал навоз питомца лопатой и унёс его с собой. Какой будет результат его действий?
Жизнь показывает, что результат будет отрицательный. Старичка либо пошлют на три классических буквы, либо, что менее вероятно, таки уберут за собакой навоз. Но человек, которого силой заставили наводить чистоту после гадящей собаки, не станет добрее от этого насилия. Он просто нагадит где-нибудь в другом месте.
Вообще, если озвучить настоящие мысли правдоборцев, выяснится, что они не делают добро обиженным, а мстят злодеям. Например, когда водитель пропускает пешеходов, он не всегда думает «надо пропустить двуногих». Часто мысль выглядит иначе: «Пусть уроды сзади подождут. Я хочу, чтобы пешеходы прошли, и я заставлю этих сигналящих уродов подождать, кем бы они ни были». Всё это, конечно же, не увеличивает количество добра в мире.
Короче, добро нужно делать только самому себе. Так будет лучше для всех.
Юрий: Когда впервые задумались о смерти? Как это было, что подвигло.
Фриц: Смерть — вопрос интересный, и занимал он меня с раннего детства. Что будет, если кто-то из моих близких умрёт? Что будет, если я умру? Что будет, если человечество умрёт? Тут есть над чем поразмыслить.
Ответ, впрочем, на все вопросы один. Ничего особенного не будет. Были живые люди, стали трупы. Только и всего. И даже если таки грядёт Коллайдер, ничего из ряда вон выходящего не случится.
Было человечество, кончилось человечество. И хер бы с ним.
Юрий: Про семью. Не вашу, вообще. Как человек опытный, что скажете по поводу семейных скандалов? Вот, если вы неправы, то что происходит — признаете вину спустя какое-то время или доводите все хотя бы до «ничейного» результат (мол, ты виновата, я виноват...)?
Слово «опытный» содержит в себе опасную ловушку. Кто знает про синдром дауна больше: опытный даун, который с рождения страдает этим синдромом, или зелёный врач, который впервые увидел живого дауна неделю назад?
Смею полагать, что врач знает таки больше.
Так и с семейными скандалами. Если я участвовал в нескольких сотнях семейных скандалов, это вовсе не значит, что я достаточно компетентен, чтобы давать советы по этому поводу. Поэтому, пожалуй, не рискну раздавать советы. Задайте лучше этот вопрос действующему психотерапевту.
Юрий: Про ситуацию с Осетией не хотел затрагивать, но что-то... Вы оправдываете смерти наших солдат? Просто, кратко, одним предложением.
Фриц: А откуда эта боязнь длинного ответа? Почему непременно одним предложением? Лично мне эта тема кажется слишком важной, чтобы торопливо зажёвывать её, как сделал вчера ведущий Фокс Ньюс.
Ситуацию с Осетией я вижу так. Россия сочла нужным применить силу. За это решение нам пришлось заплатить, в том числе и жизнями наших солдат. Так уж устроена война: во время боёв солдаты гибнут и получают увечья.
Верное решение принял президент Медведев? История рассудит. Но уже сейчас можно уверенно утверждать одно: пацифизм был бы ошибочной стратегией для современной России.
Юрий: Сейчас парочка вопросов, которые мне нравится задавать. Первый: как относитесь к Егору Летову и Стивену Кингу.
Фриц: Кто такой Егор Летов мне, к стыду моему, пришлось смотреть в Интернете. А со Стивеном Кингом я знаком только по его произведениям, которые, честно говоря, читал уже очень давно.
Поэтому, увы, ничего внятного сказать про этих людей я не могу.
Юрий: Второй: помните ли вы свой самый провальный, тошнотный (в вашем собственном понимании) пост на блоге?
Фриц: Нужно сильно постараться, чтобы сделать провальный пост. Мне даже сложно представить, что такого гнусного надо написать, чтобы потом было неловко перечитывать.
Ошибочные посты у меня были, и таких постов было много. Например, пост про Сингапур. Но можно ли назвать его «провальным»? Имхо, нет. Увидев свою ошибку, я просто дополнил пост новой информацией, только и всего.
Вообще, не ошибается только тот, кто ничего не пишет. Ошибки — это нормально. А вот вырасти своим ошибкам до размера провала я не даю: я исправляю их до этого момента.
Юрий: Какая людская градация вам близка... Вернее, даже не так. Вот где вы находитесь в обществе — над, под? Или все же просто в стороне, на расстоянии. Быть может, в другой плоскости (без обозначения превосходства).
Фриц: Конечно, вне. В этом и состоит идеология метасатанизма: отделиться от общества и стать взрослым.
Обратите внимание: я не говорю, что это — единственный верный путь. Быть частью общества — тоже неплохо. Ведь когда мы являемся частью чего-то большего, то у нас есть цель.
У человеческой руки есть цель — захватывать разные предметы, нужные человеку. Человек без труда может ответить, зачем ему нужна рука. Чтобы чесать задницу, например. А вот если мы отрежем у руки человека — останется ли у руки цель жизни? Нет. Исчезнет. Цель и назначение может быть только у слуг.
Так и с людьми. Пока фашист служит своей нации, у него есть понятные цели и задачи. А если фашист перестанет быть фашистом — как ему жить дальше? Точнее, ради чего ему жить?
Но, впрочем, это всё досужие размышления. Я нахожусь вне общества не потому, что так мне выгоднее. Я нахожусь вне общества потому что я так устроен.
Юрий: Есть поступок, который вы категорически не смогли бы простить в отношении себя?
Фриц: Чтобы простить кого-то, надо сначала на этого кого-то обидеться. А обижаться, на мой взгляд, не очень умно.
Ну, например, неловкий прохожий наступает мне на ногу. Обижусь я на него? Нет. Просто учту на будущее, что от вот этого колхозника нужно держаться подальше.
Разумеется, я тоже живой человек и могу на кого-то обидеться. Но по прошествии небольшого времени я таки осознаю, что обижен, и обижаться перестану.
Поэтому, даже если я сам на себя вдруг и обижусь, через какое-то время я непременно отойду.
Юрий: Что скажете по поводу «осознанных сновидений», кошмаров? У вас есть свой персональный монстр?
Фриц: Да, бывает, снится мне один весёлый сон уже много лет.
В этом сне мне нужно кого-то убить, и у меня каждый раз есть на то какая-нибудь веская причина. Я вступаю с врагом в схватку, одолеваю его, а потом начинаю медленно убивать ослабевшими руками. И каждый раз враг умирает очень долго, а я всё наношу и наношу врагу новые ранения. Либо, как вариант, сдавливаю и сдавливаю горло. Но в итоге мне всегда удаётся додушить или добить гада, и он, наконец умирает.
Что значит этот сон? Не знаю. Знаю одно: с тех пор, как я начал вести свой блог, этот сон меня больше не тревожит. Не удивлюсь, если это не просто совпадение.
Юрий: Национальный вопрос — он важен для вас? То есть, отдавая предпочтение кому-то ИЗ кого-то, вы бы ориентировался на национальность?
Фриц: Важен, обязательно важен. На мой взгляд, очень глупо думать, что все люди одинаковые. Даже если люди мало отличаются физически и умственно, как, например, евреи и арабы, они всё равно имеют разное воспитание и разную культуру.
Поэтому я стараюсь не брать на работу, например, выходцев с Кавказа. На Кавказе принято уделять очень много внимания родственным связям, а для бизнеса это не всегда хорошо.
Кстати, хочу сказать пару слов про миф «все русские — пьющие лентяи». На самом деле, нормальных русских гораздо больше, чем русских «с дефектами характера». Просто нормальные русские, в массе своей, уже где-то работают, поэтому и не ходят на собеседования.
Юрий: Если нет (ну, или да), тогда какие еще признаки в людях заставляют вас выбирать их, как спутников своей судьбы (жизнь, работа, отдых)?
Фриц: Я глубоко убеждён, что каждый человек — очень сложное устройство. И пытаться «прочесть» человека за час или два знакомства — заведомо глупое занятие. Это морального урода можно быстро определить по косвенным признакам. Настоящий же человек опознавательных признаков не имеет.
Проще говоря, хотя «тесты на вшивость» и существуют в большом количестве, «тестов на невшивость» нет. Чтобы узнать человека, нужно съесть с ним шестнадцать кило соли. И, собственно, именно так я и поступаю.
Юрий: Ну, и последний вопрос. Нет ли желания бросить все и начать что-то новое. Не жизнь (а может и ее), но просто освежить привычный ритм повествования собственного существования? Или все нормально?
Фриц: Хороший вопрос. Полагаю, большинство людей регулярно им задаётся. Было бы здорово перенестись лет так на двадцать назад и сделать всё совсем по-другому, верно?
Действительно, «знал бы прикуп — жил бы в Сочи». Например, я мог бы в 1993-м году зарегистрировать домен LiveJournal.com и быть сейчас мультимиллионером. В общем, даже не могу сказать, что мне было бы скучно проживать те же годы заново. Выпуски новостей — это не главное развлечение в моей жизни. И я вполне бы пережил отсутствие политических сюрпризов.
Однако нужно понимать, что, воспользовавшись машиной времени мы... убиваем своих близких. Если я снова стану двадцатилетним — что будет с моими детьми? Их-то двадцать лет назад ещё не было и они, получается, просто исчезнут без следа.
Поэтому, если бы мне сейчас предложили начать свою жизнь с начала, я бы без долгих раздумий отказался. Да и не тянет меня сейчас в бегство от реальности. Правильно сказало то полосатое животное: «Нас и здесь неплохо кормят».
Вопросы задавал Юрий.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →