Хотели как в Европе? Получите, распишитесь. И вот тут ещё подпись. И вот тут. Всё, теперь можете ехать за эвакуированной машиной. Взятка? Ну что вы, гражданин, какая взятка, не в Африке живём. Никаких взяток, всё официально. Как в той истории про даму из Германии, у которой после мелкого ДТП забрали в зачёт эвакуации слегка покоцанный автомобиль. Вроде бы всё по закону, а вроде бы на ровном месте минус несколько тысяч евро. Закон есть закон:
https://fritzmorgen.livejournal.com/749562.html
В Петербурге сейчас эвакуируют автомобили по двум типовым сценариям. Сценарий первый включается, когда машина останавливается в особо охраняемых местах типа "Макдака" на Каменноостровском, мимо которого может в любой момент проехать какое-нибудь особо охраняемое лицо. Там всё густо унавожено запрещающими знаками, и если у водителя забирают из такого места автомобиль, водитель даже не удивляется – знал, чем рисковал.
Сценарий второй, куда как более редкий – забор машины из какого-нибудь неожиданного закоулка, иногда даже из спальных районов города. Кинул машину на парковке перед супермаркетом, вернулся через полчаса… а машины нет. В этот момент водитель бывает фрустрирован и обескуражен донельзя: припарковался, вроде, как надо, никому не мешая, а тут хоп – и забрали машину на штрафстоянку. Мне рассказывали анекдотичный случай: водитель такси при парковке высунул над тротуаром морду, нарушив тем самым правила примерно сантиметров на 30-40. Терять время и отдавать 5 тысяч рублей из-за такого "нарушения" было весьма обидно -- несоразмерно жестокие наказания вызывают в народе справедливый гнев...
Когда несчастный автолюбитель понимает, что его машина больше не с ним, он звонит на горячую линию (004) и ему объясняют: подойти в такое-то отделение ГИБДД, при себе иметь документы на машину. Если документы остались в машине, просят сначала заехать на штрафстоянку, которая расположена обычно в глубокой заднице, и до которой можно добраться только на такси. Если все документы (включая страховку) по счастливой случайности у водителя с собой, он может ехать прямо в отделение.
На этом приключения не заканчиваются. В отделении вполне может или не быть сотрудников вовсе, так как они все были отправлены на какое-нибудь усиление, или работать только один сотрудник. Этот один сотрудник может попросить подождать страждущих на улице, оставив их отплясывать часок-другой на холодом ветру или под дождём.
Попав в отделение, отогревающийся водитель встречается с новой проблемой: инспектор проделывает кучу бумажной работы, заполняя документы от руки. Вместо того, чтоы получить протокол и бежать дальше, водителю приходится ждать значительное время. Наконец, дождавшись заполнения бумаг, водитель едет к штрафстоянке и, заплатив три тысячи рублей за "услугу" эвакуации, возвращает своё средство передвижения обратно.
По пути домой несчастный произносит много негромких выдержанных слов. Водитель думает, будто всё дело тут наверняка в коррупции, и что все участники этого шоу – злобные воры, которые в сговоре друг с другом затягивают процесс, дабы поделить потом выжатые из "нарушителя" деньги.
Открою вам страшную тайну. Коррупция в классическом смысле этого слова играет тут в лучшем случае вторую скрипку. Конкретно в Санкт-Петербурге корень всех проблем -- бюрократический бардак.
1. Инспекторы тратят кучу времени на заполнение протоколов от руки, так как у них банально нет под это нормальной компьютерной системы. Я даже не говорю сейчас про космические технологии типа распознавания водительских прав – понятно, что такие дорогостоящие системы доступны в лучшем случае мелким турфирмам, но никак не ГИБДД города с пятимиллионным населением. Я говорю про элементарный шаблон в Excel, который опытный бухгалтер мог бы подготовить за час другой. Такая система, стоимость внедрения которой в масштабах города навряд ли превысила бы стоимость десятка штрафов за парковку, могла бы сократить выписку протоколов с 30 минут до трёх.
Почему такой системы нет? Видимо, руководство петербургского ГИБДД или не знает о проблеме, или не способно её решить.
2. На один район города приходится обычно всего лишь два эвакуатора. Этого очень мало, и из этого можно заключить, что даже если на эвакуации кто-то и ворует, то ворует по-скромному, без души.
Эвакуаторов, может, и вообще не было бы, однако неправильной парковкой всё нужно было что-то делать, а правительство Петербурга слишком лениво, чтобы решать проблему нормально.
Простой пример: цена часа содержания легковой машины на штрафстоянке установлена в 50 рублей с копейками. Спрашивается, почему нельзя было сделать ровно 50 рублей? Зачем осложнять жизнь водителям и сотрудникам штрафстоянки? Ответ: потому что об этом просто не подумали. Написали первое число, какое в голову пришло.
Пример посложнее: оптовых скидок не предусмотрено. Если вы уедете в отпуск на месяц, и ваша забранная в первый день отпуска машина простоит месяц на штрафстоянке, вам придётся отдать за неё… 36 тысяч рублей. Спрашивается, кто же мешал сделать нормальную шкалу цен – 50 рублей в час, 500 рублей в день, 6 тысяч рублей в месяц? Ответ: да просто никто об этом не подумал. Утвердили по-быстрому документ и забыли.
Повторюсь: я очень сомневаюсь, что эвакуаторщики гребут деньги лопатой. Если бы они могли реально зарабатывать, им было бы где развернуться, в реальности же жизнь на штрафстоянках еле теплится, они существуют для галочки.
3. Сотрудники ГИБДД не получают от эвакуации ничего, кроме головной боли. Да, изредка подбежавший водитель застаёт инспектора в момент совершения эвакуации пытается всучить ему небольшую взятку, однако "заработок" на эвакуации в любом случае ощутимо меньше, чем где-нибудь в полноценной засаде.
Держитесь за стул крепче, я расскажу, почему сотрудники ГИБДД вообще занимаются этой выборочной карательной деятельностью. Сотрудники ГИБДД выезжают… в ответ на обращения граждан. Если у вас со двора постоянно увозят нормально припаркованные машины, значит где-то рядом живёт активист, который отправляет обращения на соответствующие порталы. ГИБДД эти обращения вынуждено отрабатывать.
Почему я говорю "вынуждено"? Потому что неправильная парковка бывает очень разной. Вот так внаглую, прямо на тротуаре или газоне, паркуется у нас мало кто. Основные жертвы эвакуаторов – как раз те, кто формально правила нарушает, а по сути просто исправляет недочёты плохой разметки. Их эвакуируют в том числе и потому, что они не ожидают беды.
Вообще, в нашем ГИБДД царит сейчас бюрократия в худшем европейском смысле этого слова. Палочной системы уже нет, но если у инспектора по плану стоит "операция пешеход", значит он будет ловить пешеходов, и заняться чем-нибудь другим у него не выйдет, так как в конце дня начальство спросит у него пачку протоколов. Регламентируется всё, вплоть до регулярных выездов в случайные места с секундомером и фальшивых сообщений о кражах с последующей фиксацией времени прибытия экипажа. Да, да, не удивляйтесь, сейчас функции ГИБДД несколько, скажем так, расширены.
Кстати, если меня сейчас читает кто-нибудь из высокого начальства. Введите, наконец, в список операций ещё и операцию "Обочечник". Регулярный отлов объезжающих пробки имидж ведомства увеличит значительно, это я вам как эксперт говорю.
4. На всякий случай, проблема эвакуации за неправильную парковку не сводится к люмпенскому "а ты не нарушай". "Не нарушать" сложно даже в той же Германии, где весь асфальт размечен вдоль и поперёк. В Петербурге, к сожалению, часто непонятно, где можно парковаться, а где нельзя. Суровое (для наших зарплат) наказание было бы оправдано только в том случае, если бы нарушение было или явно умышленным, или общественно опасным. Жестоко расправляться с теми, кто просто слегка криво паркуется, это значит, не побоюсь этих слов, разжигать в народе протестные настроения. Так делать нельзя.
Проблему можно было бы решить вводом платной парковки, однако с ней проявилась ровно та же управленческая леность, что и с эвакуаторами. Опытная зона парковки не заработала до сих пор, так как парковщики, по слухам, никак не могут договориться с ГИБДД о том, чтобы штрафы доходили до нарушителей.
Доходит до смешного – некоторые хитрые товарищи встают на платную парковку, закрывают номер бумажкой, и спокойно идут по своим делам. Эту бумажку никто не снимает, так что они могут быть уверены, что штраф не придёт. Я узнавал, в чём тут дело: оказывается, для того, чтобы снять бумажку с номера хитреца, нужно волевое решение. Сверху это решение по каким-то причинам принимать не торопятся.
Размеченные на парковочные места дворы опять-таки, встречаются нечасто. Увы, очень мало у какого управдома в Петербурге хватает воли и таланта, что пробиться через бюрократию и нормально всё организовать хотя бы под своими отдельно взятыми окнами.
5. Самым очевидным решением проблемы эвакуации было бы выполнение примерно такого плана:
– законодательно запретить эвакуировать автомобили, который не мешают проезду/проходу и не опасны;
– напротив, закрепить нормативы на скорость приезда эвакуатора к хитрым перцам, которые ставят машины вторым рядом, блокируя других водителей;
– тех, кто паркуется неправильно, но в безопасном месте, штрафовать по фотографии, безо всякой эвакуации;
– если машина два дня подряд штрафуется на одном месте, звонить владельцу голосом и узнавать в чём дело: может быть, машина в угоне или владелец в командировке;
– в районах, в которых мест на всех не хватает никак, ввести платную парковку c человеческими условиями;
- самозахваченные под парковку места оперативно освобождать от шлагбаумов и цепочек.
Почему ничего из этого не делается? Потому что я, обсудив проблему сразу с несколькими источниками, каждый раз докопался до одного и того же – у руководства нет желания решать проблему. Банально некому взять всё это дело в руки и за год довести если не до идеального, то хотя бы до рабочего состояния.
Подведу итог
Как я и сообщил в начале поста, мы явочным порядком попали в Европу. Взяток на дорогах гаишники больше не вымогают, а сами дороги стали шире и ровнее. Город ощутимо похорошел: если вы летом прогуляетесь по Петербургу в часы рассвета (в 3-4 часа утра), у вас перехватит дыхание от его красоты.
К сожалению, там, где раньше мы страдали от взяток, теперь мы страдаем от бюрократии, в плохом смысле этого слова. Пока что не такой жестокой, как в Европе, но уже весьма и весьма болезненной.
Напоследок дам два совета тем, у кого эвакуируют автомобиль в Петербурге.
Первое: запаситесь хорошей книжкой и тёплой одеждой. Есть шанс, что вам придётся долго ждать, в том числе и прямо на улице.
Второе: в случае любых проблем с ГИБДД, звоните на горячую линию. Эта система контроля, спасибо бюрократии, работает у нас весьма неплохо.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →