Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Category:

Социальный позор



Меня расстраивает социальная реклама в России. Это одна из тех бросающихся в глаза проблем, которые непропорционально сильно портят репутацию нашей страны. Возьмём, к примеру, проект «Всё равно». Посмотрим на типичный плакат из числа развешанных по всему Петербургу — «Сбавь скорость перед зеброй»:

http://vse-ravno.net/campaigns/security/sbav-skorost

С одной стороны, посыл понятен и правилен — водитель, тебе будет очень грустно и больно, если ты собьёшь пешехода на зебре. С другой стороны, сам плакат сделан, мягко говоря, неудачно.

Во-первых, имитация дорожного знака на придорожном рекламном щите — это запрещённый приём, подобный автомобильным гудкам в радиорекламе. Отвлекать и путать водителей нельзя.

Во-вторых, водитель на плакате не пристёгнут ремнём безопасности.

В-третьих, водители не дебилы, они и так знают, что по зебрам ходят пешеходы. Это пришедший на завод рабочий может не понимать, что следует опасаться удара зюзьгой, водитель же, даже начинающий, об опасности зебр осведомлён замечательно.

Наконец, главное, базарный выкрик «всё равно?!» вызывает у нормально человека естественное отторжение. Никто не любит, когда ему читают нотации скандальным тоном, в духе «ходют тут всякие, полы пачкают». Реплика «всё равно?!» сразу вызывает образ неумелой и лицемерной учительницы из начальной школы, которая срывает на детях плохое настроение, и от которой даже первоклассники отмахиваются, как от назойливой мухи.

Хороший учитель не будет кричать «всё равно?!» ни на ребёнка, ни, тем более, на взрослого человека с водительскими правами. Это плохой, негодный способ побудить собеседника задуматься.

Ещё один пример социальной рекламы в Петербурге, уже от другого заказчика, — плохого качества коллаж со школьником, который сидит за ноутбуком, и которого пытаются оттащить от ноутбука характерные дедка с бабкой из сказки «Репка». Слоган звучит примерно как «не воспитывайте детей компьютером».

Этого чудовищного «Всё равно?!» там нет, однако дух рекламы получается ровно таким же: унылое ворчание безнадёжно отставшей от жизни бабки. «Опять своих человечков гоняешь, отошёл бы уже от компьюктера, поиграл в футбол с ребятами». Школьник отмахивается от такой нудятины рефлекторно, так как знает, что ворчать на него будут в любом случае. Пойдёт ребёнок играть в футбол, условная бабка потребует, чтобы тот читал книжки. Начнёт читать книжки — снова будет гнать на свежий воздух.

Проблема отечественной социальной рекламы в том, что её делают случайные люди. Она смотрится убого не только по сравнению с коммерческой рекламой, к созданию которой привлекают высокооплачиваемых специалистов, но и даже по сравнению с самодельными «мемами» из интернета.

Причина такой экономии на авторах, опять-таки, понятна. Платящего деньги придирчивого заказчика нет, следовательно, можно сэкономить. Не нанимать за большие деньги профессиональных психологов и, допустим, студию Артемия Лебедева, а поручить дело какому-нибудь случайному студенту, со всеми его дремучими предрассудками.

Было бы забавно посмотреть, как создатели социальной рекламы попробовали бы подсунуть свои работы «Унилеверу» или «Проктер энд Гэмблу». Полагаю, коммерческие заказчики потратили бы вначале несколько минут, пытаясь понять суть шутки, а потом пришли бы в ужас, осознав, что никакого второго дна тут нет, что создатели социальной рекламы не пытались сымитировать примитивизм, а действительно работают на уровне дизайнеров вывесок для региональных ларьков с шавермой.

Возможно, вы скажете, что я слишком жесток к пианистам, которые играют как умеют, однако я всё же возражу. Заказчик социальной рекламы — общество, и я, будучи представителем общества, хочу, чтобы ко мне проявляли уважение, не пытаясь скармливать под видом благодеяния откровенно негодный продукт.

Скажу больше. У меня есть очевидный рецепт создания отличной социальной рекламы, которым я сейчас поделюсь с чиновниками, выделяющими бюджеты на этот наш позор.

1. Нанимаете за небольшие деньги человека, умеющего пользоваться «Яндексом».

2. Этот человек показывает вам сайты, на которые выкладывают лучшую социальную рекламу в странах Запада.

3. Выбираете оттуда самую мякотку и передираете один в один, меняя иностранные слова на русские и не трогая ничего другого.

4. Наслаждаетесь комплиментами от публики в адрес великолепной социальной рекламы.

Многие полагают, будто лучше делать плохо, чем не делать вообще ничего. Иногда это и вправду так, но всё же бывают ситуации, когда неумелые действия только вредят. Социальная реклама должна быть или хорошей, или никакой. Не хватает профессионализма на хорошую? Размещайте тогда на свободных поверхностях котиков. Больше пользы обществу принесёте.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 187 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →