В большей части организаций сотрудникам запрещено выпрашивать деньги у клиентов. Предполагается, что клиенты оплачивают счёт, а руководство платит сотрудникам зарплату. В кафе и ресторанах однако традиции иные. Зарплата официантов и поваров обычно сильно зависит от чаевых, а иногда чаевые составляют большую часть их заработка.
Было бы, пожалуй, правильнее, если бы традиция чаевых ушла в прошлое, как ушла в прошлое традиция торговаться в магазинах. Вы, конечно, помните эту историю — в конце XIX века застенчивый продавец Фрэнк Вулворт развесил по товарам ценники от отчаяния, он хотел свести к минимуму необходимость общения с покупателями. В тот же день выяснилось, что покупателям весьма нравится такой подход — выручка магазина выросла в разы.
Тем не менее в ресторанах чаевые всё же не отменяют и вряд ли в ближайшее время отменят — несмотря даже на то, что значительная часть клиентов предпочла бы обходиться без них. На это есть две важные причины.
Во-первых, до последнего времени было довольно сложно оценить качество работы конкретного повара или официанта. Система чаевых давала пусть хлипкую, но всё же гарантию, что официант будет шевелиться в надежде на дополнительный заработок.
Во-вторых, человеческие инстинкты требуют проявлять щедрость, делиться с обществом. Таким образом, чаевые позволяют клиентам удовлетворить свою потребность дарить подарки, и дают тем самым ресторану дополнительную прибыль. Если рассуждать здраво, нужно признать, что стоимость обеда в ресторане складывается из трёх услуг:
1. Плата за сам обед.
2. Плата официанту за обслуживание.
3. Подаяние.
За три услуги клиент готов заплатить несколько больше, чем за две, которые он получает в ресторане, в котором чаевых платить не надо.
Из этого следует нехитрый вывод. Сами по себе рестораны навряд ли захотят отказываться от чаевых — даже в фастфудах, в которых чаевые брать по техническим причинам не получается, устанавливают специальные коробки, в которые можно опустить деньги «на благотворительность».
Проще всего решить проблему чаевых, если запретить их законодательно, как в Японии. Поправьте меня, если я ошибаюсь, но процентов 80-90 наших граждан такой закон одобрят.
Ещё 10 лет назад можно бы сказать, что чаевые нужны, так как без чаевых официанты не будут нормально работать, однако сейчас, к счастью, у нас появился интернет. Опыт Яндекс.Такси показывает, что элементарная система оценки почти моментально подняла уровень таксистов на недосягаемую ранее высоту — они теперь и молчат в дороге, и включают нейтральную музыку, и держат себя с автомобилем в чистоте и, вообще, ведут себя профессионально.
Год назад Минфин пытался уже запретить чаевые из-за того, что с их помощью можно уходить от налогов:
http://gazetacp.ru/obshhestvo/chaevye-hotyat-zapretit/
Судя по тому, что закон принят не был, что-то у Минфина не срослось. Тем не менее государство с каждым годом всё настойчивее просвечивает прожекторами теневые сектора нашей экономики. Я не удивлюсь, если очередная попытка Минфина запретить чаевые окажется удачной.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →