Блогер dpmmax
Чтобы показать абсурдность предложенных критериев, заменим в списке игры на какое-нибудь социально одобряемое человеческое хобби, например, на сон:
https://dpmmax.livejournal.com/759212.html
1. Пациент много думает обо сне, даже если занимается другими делами, и планирует, когда сможет поспать.
2. Возникает чувство беспокойства, раздражительности, злости или грусти при попытке сократить время сна или в ситуациях, когда нет возможности поспать.
3. Появляется желание спать больше времени и использовать для этого более удобную кровать.
4. Пациент понимает, что должен сократить время сна, но не может себя контролировать.
5. Отказ от других развлечений (хобби, встречи с друзьями) в пользу сна.
6. Пациент продолжает спать, даже если осознает негативные последствия своей зависимости: дефицит времени на компьютерные игры, опоздание в школу или на работу, затёкшие после сна мышцы, конфликты с близкими и пренебрежение важными обязанностями.
7. Пациент лжёт родственникам, друзьям и другим людям о количестве времени, проведённом в кровати.
8. Сон используется для ухода от решения текущих проблем и эмоциональных состояний.
9. Из-за сна есть риск потерять работу, разорвать отношения с близкими или утратить другие возможности.
Смешно, верно? Нет ничего плохого в том, чтобы получать удовольствие от сна, мечтать о новой кровати в тихой комнате и, в конце концов, отказываться от шумных мероприятий ради того, чтобы провести побольше времени в нежных объятьях Морфея. Всё это не делает вас постелеманом.
То же самое верно и для компьютерных игр. Давайте разберём критерии американцев по порядку.
1. Пациент много думает об игре, даже если занимается другими делами, и планирует, когда сможет поиграть.
Абсолютная норма. Нет ничего болезненного в том, чтобы думать о предстоящих удовольствиях.
2. Возникает чувство беспокойства, раздражительности, злости или грусти при попытке сократить время игры или в ситуациях, когда нет возможности поиграть.
Опять-таки, норма. Если я собираюсь пару часов поиграть, однако внезапно выясняется, что мне придётся потратить вечер на неотложное дело, я однозначно буду испытывать и злость, и грусть, и раздражительность.
3. Появляется желание играть больше времени и использовать для этого более мощный компьютер.
Абсолютная норма. Покажите мне чудака, который не хочет тратить больше времени на интересное ему занятие. Я буду держаться от этого человека подальше — от таких людей всего можно ожидать.
4. Пациент понимает, что должен сократить время игры, но не может себя контролировать.
Вот это уже плохо. Если пациент не может себя контролировать, тут явно что-то не так.
5. Отказ от других развлечений (хобби, встречи с друзьями) в пользу компьютерных игр.
Норма. Повторяю, нор-ма. Мы разные. Кому-то нужно ежедневно водить хороводы в шумной компании вокруг шашлыков, кому-то вполне достаточно встречаться с друзьями раз в месяц. Предпочесть одно занятие другому абсолютно нормально.
6. Пациент продолжает играть, даже если осознает негативные последствия своей зависимости: плохой сон, опоздание в школу или на работу, слишком большие денежные траты, конфликты с близкими и пренебрежение важными обязанностями.
В этом пункте смешано в кучу много всего разного. Играть вместо сна, конечно, плохо. Опаздывать — тем более. Денежные траты надо разбирать отдельно. А вот, например, конфликты с близкими вполне могут возникать из-за того, что близкие лезут не в своё дело, руководствуясь дремучими суевериями.
7. Пациент лжёт родственникам, друзьям и другим людям о количестве времени, проведённом в игре.
Пожалуй, норма. Родственники, друзья и другие люди не должны задавать лишних вопросов, тогда им и врать будут пореже. Если взрослый человек знает, что рассказ об играх повлечёт за собой заламывание рук и безграмотную лекцию о вреде игр от человека, который по 5 часов в день смотрит телевизор, он с большой долей вероятности предпочтёт сэкономить свои нервы и соврать.
8. Игра используется для ухода от решения текущих проблем и эмоциональных состояний.
Норма. Хорошая компьютерная игра — это замечательный способ отвлечься от текущих проблем и эмоциональных состояний. Простейший пример: болезнь. Можно лежать в кровати и страдать, а можно погрузиться в компьютерную игру и на время забыть о том, что болеешь. Выбор, на мой взгляд, очевиден.
9. Из-за игры есть риск потерять работу, разорвать отношения с близкими или утратить другие возможности.
Отчасти норма. Если из-за компьютерных игр сотрудник опаздывает на работу или, скажем, приходит невыспавшимся и грубит клиентам — тут есть явный повод задуматься. Однако если близкие высмеивают любителя компьютерных игр или пытаются его «вылечить», тут компьютерные игры не при делах, проблема не в них, а в близких.
Подведу промежуточный итог. Примерно семь из девяти предложенных критериев игровой зависимости вполне могут выстрелить у абсолютно здоровых людей. Американская Психиатрическая Ассоциация составила безграмотный тест, при помощи которого можно признавать геймоголиками всех подряд, даже тех, кто не имеет никаких проблем с компьютерными играми.
Теперь давайте перечислим реальные признаки, которые помогут геймоголику осознать, что ему действительно пора идти к врачу. Как вы увидите ниже, этот перечень составлен человеком, который, в отличие от американских психиатров, кое-что понимает в играх.
Р1. Пациент длительное время (больше месяца) ломает режим дня, или недосыпая, или перенося сон на неподходящее время.
Единовременно потратить несколько ночей на увлекательную игру, пожалуй, нормально, однако регулярное пренебрежение сном наносит очевидный вред здоровью.
Р2. Пациент спускает на игровые покупки (донат) значительные для себя суммы денег.
Важный момент: покупать игры или платить ежемесячную подписку за сетевые игры — это норма. Взрослому игроку сложно спустить на эти цели больше пары тысяч рублей в месяц, подростки же и вовсе могут воспользоваться распродажами на торрентах.
Трата денег на оборудование, — новую видеокарту или новый монитор, — также нормальна. Тут, правда, есть шанс вылезти из семейного бюджета, но если такое произойдёт, винить в этом надо будет не компьютерные игры, а слабую финансовую дисциплину.
Совсем другое дело — донат, покупка предметов в игре. Донат в принципе является нездоровым явлением, которое я с радостью запретил бы законодательно. Это продажа статуса, эксплуатация комплексов игроков.
Если внутриигровые траты не переходят определённых рамок, в них нет ничего особенно неприятного: разово потратить мелкую сумму на красивый скин или забавного компаньона не опаснее, чем купить рожок мороженого. Проблема в том, что зачастую донат определённые рамки всё же переходит, заставляя пациента в тщетной попытке казаться более крутым спускать на выплаты алчным организаторам лохотронов огромные суммы денег.
Важный момент: сейчас некоторые пациенты начинают ещё и играть в азартные игры на предметы из компьютерных игр. Это крайне болезненный симптом, самый тревожный из всех перечисленных в этом посте, но всё же следует понимать, что он относится не к проблеме компьютерных игр, а к проблеме азартных игр. Если рыбак ежедневно приходит домой пьяным, проблема не в рыбалке, а в алкоголизме. Если геймер играет в лотереи на реальные деньги, проблема не в компьютерных играх, проблема в лудомании.
Р3. Пациент регулярно тратит на игры значительно больше времени, чем планирует.
Если утром пациент собирается переделать кучу дел, но вместо этого с утра до вечера сидит в игре, это проблема. Ошибиться так несколько раз подряд нормально, особенно если игра новая и увлекательная. Но если ситуация повторяется регулярно, больше месяца подряд, стоит уже начинать беспокоиться.
Р4. Пациент пропускает важные дела из-за компьютерных игр.
Допустим, надо ехать на работу, идти в школу или писать диплом. Если важные дела срываются из-за того, что пациент заигрался, у пациента есть проблема.
Стоит, правда, отметить, что проблема тут почти всегда связана не с компьютерными играми, а с банальной необязательностью. Безответственный человек будет срывать дела даже в том случае, если у него дома нет компьютера — компьютер тут выступает всего лишь в виде удобного места, в котором можно спрятаться от нудных дел.
Регулярно я слышу что-то типа «студент увлёкся игрой в тетрис и завалил сессию». Конечно же, проблема тут не в тетрисе. Если бы этот студент жил 50 лет назад, он ровно также заваливал бы сессии, только проблемой были бы уже книги, посиделки с друзьями или что-нибудь ещё. Будьте уверены, раздолбай всегда найдёт, куда ему спрятаться от учёбы и работы.
Р5. Пациент занимается играх монотонной деятельностью.
Здоровый игровой процесс разнообразен. Если игрок получает извращённое удовольствие от повторения однотипных действий — или от так называемого «гринда», или, скажем, от раскладывания встроенного в «Windows» пасьянса, он уже не играет в игру, а убивает время.
В некоторых ситуациях это нормально: допустим, для вахтёра, которому нужно как-то скоротать оставшееся до конца рабочего дня время. Однако если монотонной игрой постоянно занят человек, у которого есть и другие дела, за его странным поведением могут стоять довольно неприятные явления.
Р6. Пациент играет только в старые игры, которые он уже много раз проходил.
Разумеется, нет ничего плохого в прохождении новых карт третьих «Героев» — это, по сути, новые игры, только в старом антураже. Нет ничего плохого и в том, чтобы пару раз перепройти шедевры нашей молодости типа «Фаллаута» или «Мастер оф Мэджик». Излишне пояснять, что многолетняя игра в «Доту» не менее нормальна, чем многолетняя игра в хоккей.
Однако в некоторых случаях игрок огораживается внутри старых, комфортных для него игр, не желая напрягаться ради исследования новых неизвестных миров.
Проведу аналогию. Перечитывать книги нормально. Без конца перечитывать несколько любимых книг, отказываясь при этом читать новые книги — уже нет.
Р7. Компьютерные игры вредят здоровью пациента.
Речь идёт прежде всего о двух проблемах — длительной (дольше получаса в день) игре на мобильниках, которая сильно утомляет зрение, и об отсутствии минимальной физической активности.
Если игрок играет, допустим, в «Херстоун» с утра до вечера, но при этом делает с утра десятиминутную зарядку, а раз в час встаёт из-за компьютера, чтобы размять косточки и налить себе чаю, он, вероятно, в порядке. Если утром игрок из кровати переползает в кресло, а вечером перемещается из кресла обратно в кровать, его организм через какое-то время начнёт протестовать.
Р8. Пациент унижается ради игр.
К сожалению, это довольно распространённая ситуация, особенно среди школьников. Дети, не имеющие достаточного доступа к компьютерам или мобильным телефонам, напрашиваются к своим друзьям в гости, чтобы поиграть хотя бы там, или просят у одноклассников мобильники на переменках, дабы урвать десять минут столь желаемой для них игры.
В моё время эти несчастные также выполняли мелкие поручения администраторов игровых клубов, получая взамен «часы» или даже объедки «часов», оставшиеся от более обеспеченных игроков. Конечно, нормальным такое явление назвать нельзя.
То же самое относится и ко взрослым. Если взрослый вынужден прятаться, хитрить и унижаться, чтобы обеспечить себе возможность поиграть, это весьма неприятный симптом.
Р9. Компьютерные игры вызывают агрессию у опытного игрока.
Игра есть игра: в ней можно проиграть. Начинающие игроки впадают обычно в буйство, когда сталкиваются со слишком сильными соперниками, будь то компьютерные персонажи или такие же люди, только более умелые. Это нормально.
Однако если проигрыши и неудачи вызывают чересчур бурную реакцию у опытного игрока, проведшего за играми не один год, тут что-то не так. Сломанные стулья, разбитые мониторы, громкие матерные крики и удары головой о стол должны вас насторожить.
Нормальная реакция на проигрыш — это или сдержанное недовольство поражением, или, если речь идёт о менее культурных людях, обиженное вялое ворчание в адрес «читеров» или «неудобной клавиатуры», примерно такое, какое мы привыкли слышать от плохих водителей.
P10. Другие геймеры указывают пациенту, что он «заигрался».
Если тётя Клуша кудахчет в духе «опять гоняешь своих человечков», это ещё не повод беспокоиться. Если дядя Пивнопуз вздыхает на тему «совсем отупел со своими играми», это опять-таки норма — стандартное неодобрение всего нового и непонятного.
Однако если озабоченность увлечениями пациента выражают его же друзья-геймеры, стоит уже задуматься. Возможно, что-то и вправду не так.
Подведу итог
Компьютерные игры — огромное, важное, очень сильно недооцененное явление современности. Вместе с тем одна из главных проблем компьютерных игр заключается в том, что их регуляцией занимаются дремучие, невежественные люди, которые очень слабо разбираются в предмете.
Это относится и к варварскому «лечению» геймеров, которое периодически приводит к по-настоящему трагическим последствиям, и к дырявому насквозь законодательству, которое позволяет бесчестным производителям компьютерных игр делать безнравственные, а иногда даже опасные для общества вещи.
Тем, кто обеспокоен проблемой компьютерных игр, я хочу дать два совета.
Первый совет — замените мысленно увлечение компьютерными играми на увлечение футболом или шахматами. Играть по четыре часа в день в компьютерные игры ничуть не опаснее, чем играть по четыре часа в день в шахматы или в футбол.
Второй совет — потратьте время на изучение предмета вашего беспокойства, поиграйте лично в главные игровые шедевры. Без должного знания матчасти вы не сможете принимать важные решения иначе, чем наобум.
PS. Кстати, вот вам хороший способ отличить грамотного доктора от шарлатана. Если врач путает компьютерные игры с азартными играми, называя геймеров игроманами, он, скорее всего, вообще не понимает, о чём говорит. Ставить геймера на одну полку с завсегдатаем зала игровых автоматов не менее нелепо, чем предлагать культуристу лечиться от ожирения на том основании, что его масса слишком велика для его роста.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →