По многочисленным просьбам радиослушателей прокомментирую статью spydell, в которой он пишет, что «согласно актуальным данным Росстата в промышленности России убито/уничтожено практически все, что немного сложнее зерна, батона хлеба, энергоресурсов (нефть, газ, уголь) и первичной металлургии».
Для тех, кому лень читать, суть статьи по ссылке: всё очень плохо, мы делаем гораздо меньше тракторов, станков и троллейбусов, чем во времена СССР. Вывод таков:
https://spydell.livejournal.com/650650.html
Как видно, никакого «эпического прострела», «взятия за ум» и «вставания с колен!», которые можно было слышать в пропагандистких речевках не произошло. По крайней мере, если судить по официальной статистике и отраслям, которые относятся с средним, высоким и высшим переделам. По нулевым (зерно, уголь и т.д.) и низшим переделам (пищевое производство, первичная химия и металлургия) мы да, впереди планеты всей.
Резюмируя, отмечу, что технологического производства в современной России не было, нет (если сравнивать с ведущими странами в расчете на душу населения) и по всей видимости не будет с текущими формациями.
Вот несколько моих соображений по этому поводу.
1. В пропагандистских речёвках слова «вставание с колен» практически не употребляются, разве что применительно к началу нулевых, когда эта пафосная метафора достаточно точно отражала политическую ситуацию.
Сейчас, в 2018 году, штамп «вставание с колен» является одним из типичных маркеров, выдающих жертву вражеской пропаганды — наравне с «шубохранилищем», «яхтой Абрамовича» и «святыми депутатами». Статья уважаемого spydell была бы гораздо убедительнее, если бы он воздержался от этой приевшейся уже остроты.
2. На 2017 год Россия находилась по уровню промышленного производства примерно на уровне Японии, которая вместе с тем значительно опережает нас по объёму финансового сектора и сектора услуг:
https://ruxpert.ru/Сферы_лидерства_России
http://finfront.ru/2017/04/10/above-japan/
У России есть слабые относительно других развитых стран места — редкая сеть дорог, например, или низкая продолжительность жизни. Промышленность однако развита у нас весьма хорошо, по этому показателю мы расположены на четвёртом месте в мире.
3. spydell пишет, что всё производство сосредоточено на низких переделах: «все то, что относится к продукции средних и высоких переделов попросту не существует или находится в кризисном положении. Про микроэлектронику и хайтек производство даже не говорю — его вообще нет».
Я не готов согласиться со столь резким суждением. Россия является одной из немногих стран, производящих собственные микропроцессоры, также Россия продолжает занимать ведущие позиции в космической отрасли:
http://ruxpert.ru/Российские_микропроцессоры
Из того, что каждый может увидеть собственными глазами — мы производим огромное количество автомобилей. Назвать автомобиль продуктом низкого передела, разумеется, нельзя:
https://rns.online/industry/Proizvodstvo-avtomobilei-v-Rossii-v-2017-godu-mozhet-virasti-na-18-2017-12-14/
4. Если сравнивать с советскими временами, то на момент ввода санкций (в 2014 году) индекс промышленного производства в России составлял примерно 90% от 1991 года:
https://ruxpert.ru/Промышленность_России
Дальше из-за санкций и вызванного ими кризиса рост индекса прекратился, однако перестройка промышленности продолжилась — заводы строятся, иностранные компоненты замещаются отечественными:
https://ruxpert.ru/Импортозамещение
5. Пара слов о станках. Да, действительно, производство условных сверлильных станков просело очень сильно. Одна из причина этого заключается в том, что современные станки очень сильно отличаются от советских, как день и ночь. В прошлом году я специально расспрашивал об этом руководителя группы СТАН, крупнейшего отечественного производителя станков.
https://www.stan-company.ru/
Краткая суть: там, где в советские времена стоял огромный цех с сотнями примитивных станков, каждый из которых выполнял одну-две простые операции, теперь ставят один огромный автоматизированный обрабатывающий комплекс, заменяющий по производительности эти сотни станков.
Сравнивать современные станки и станки, выпускавшиеся в 1990 году — это как сравнивать карьерный БелАЗ грузоподъёмностью в 450 тонн и ГАЗ-АА «Полуторку» грузоподъёмностью в полторы тонны. Сравнение в штуках будет некорректным, надо вводить какие-то коэффициенты, которые будут учитывать разницу в производительности.
В настоящее время такой системы коэффициентов не разработано, поэтому сколько-нибудь корректно сравнить объёмы производства станков с советскими невозможно.
6. Теперь скажу очень неполиткорректную вещь. Когда мы говорим, что СССР производил столько то штук, например, телевизоров, мы упускаем из виду две важнейших характеристики товара — качество и цену.
Если сейчас выдать мне кучу денег и соответствующие полномочия, будьте уверены, за несколько лет я построю завод по производству телевизоров и буду выдавать на склад нужное количество штук в месяц — хоть миллион штук. Другой вопрос, что покупать эти телевизоры у меня никто не будет, так как у «Самсунга» есть завод в Калуге, на котором он делает свои телевизоры с хорошим качеством и по нормальной цене. Вот так сходу конкурировать с ним я, конечно же, не смогу:
http://investkaluga.com/media/news/kaluzhskiy-zavod-samsung-zapuskaet-proizvodstvo-qled-televizorov/
Однако если закрыть остальные заводы в стране и запретить импорт телевизоров из-за рубежа, мои телевизоры тоже будет кто-то покупать — какими бы плохими они ни были.
При сравнении советских объёмов выпуска и современных нужно помнить, что в 1990 году конкуренции по большей части товаров просто не было, что самым печальным образом сказывалось на качестве этих товаров. Поставьте любой наш современный завод в условия СССР, и он моментально нарастит вам объёмы выпуска в разы — если только, конечно, сумеет договориться с закупкой комплектующих у смежников. Перенесите любой советский завод в 2018 год (с поправкой на новые технологии), и он обанкротится в течение года, так как его продукция будет слишком дорогой и слишком низкокачественной.
Мы с вами можем сейчас выбрать 11 человек из читающих эту статью любителей экономики и отправить их на пустое футбольное поле. Будьте уверены, они забьют кучу голов в стоящие без вратаря ворота. Однако если выпустить против команды блогеров сборную Португалии, я не уверен, что им удастся подобраться к вражеским воротам хотя бы на расстояние прицельного удара.
7. Само собой, я ни в коей мере не умаляю заслуг американских советников в деле создания разрухи 1990 годов. Советская промышленность была объективно слабой, однако вместо того, чтобы последовательно укреплять её, власти тех лет начали промышленность практически целенаправленно уничтожать — допуская, например, демпинг со стороны наших западных друзей и партнёров.
Адекватная работа с промышленностью началась только в нулевые годы. Удобнее всего показать её на нашем автопроме. Уровень жизни в России тогда быстро вырос, и наш автомобильный рынок стал очень привлекательным для западных заводов.
Напомню, что большая часть автомобильных заводов в СССР традиционно была построена по западным технологиям и на западные кредиты. Вначале эти заводы производили весьма интересные машины, потом из-за политики протекционизма и общего низкого инженерного уровня автозаводы скатывались к моделям типа ВАЗ-2105 и ГАЗ-24.
Специально для ура-патриотов замечу, что у России (и у СССР) есть, как у любой другой страны, сильные и слабые стороны. Мы делаем, например, лучшие в мире системы радиоэлектронной борьбы, однако сказать то же самое о наших автомобилях я не могу, в этой сфере мы как отставали, так и отстаём от Запада — все наши прорывы в этой области являются достаточно нишевыми.
Так вот, в нулевые годы Владимир Путин пригласил «Форд», «Фолксваген» и прочих западных автогигантов в Россию. Сталин или Хрущёв сделали бы просто — купили бы завод полного цикла и на этом остановились бы, так как задача конкурировать с Западом по производству автомобилей в те годы была заведомо невыполнимой.
Путин однако сделал иначе:
А. Попросил западных автогигантов строить автозаводы не на бюджетные, а на собственные деньги.
Б. Ввёл такие требования по локализации производства, что отвёрточная сборка уже через 2-3 года работы завода становилась невыгодной.
План сработал. Вслед за заводами, в которых производились сами автомобили, начали строить заводы по производству автомобильных двигателей и прочих автозапчастей. Благодаря этому мы имеем сейчас весьма развитую автомобильную промышленность:
http://ruxpert.ru/Российский_автопром
Если бы Горбачёв и Ельцин проводили свои реформы таким образом, модернизация советской промышленности прошла бы гораздо менее болезненнее.
8. Теперь пара слов о нефти. Когда Россию сравнивают с какой-нибудь «банановой республикой», слабо разбирающиеся в вопросе политики и журналисты обычно представляют производство нефти весьма упрощённо: воткнул трубу в землю, по трубе пошла нефть. Примерно как водопровод на даче, только труба пошире, да насосы помощнее.
В реальной жизни производство нефти — один из самых сложных в мире процессов, который можно сравнить разве что с производством современных микросхем. Представьте себе пропитанный нефтью кирпич, закопанный на глубину в несколько километров. Теперь возьмите в руку мотыгу, обвяжитесь набедренной повязкой из пальмовых листьев и попытайтесь добыть из этого кирпича нефть. Не получилось? Но как же так, это ведь низкий передел, любой папуас справится с такой лёгкой задачей...
Повторюсь, извлечение нефти из земных недр — куда как более сложное дело, чем, например, сборка айфонов, которой так гордятся некоторые американофилы. Россия нефть добывает по большей части сама (при некоторой помощи иностранцев), и это показатель высокого уровня развития наших технологий.
Отдельного упоминания заслуживают активно строящиеся последние годы нефтеперерабатывающие заводы. Хоть и сырая нефть сама по себе уже является в наши годы продуктом довольно высокого передела, Россия на добыче нефти не останавливается. С каждым годом всё больше нефти перерабатывается в бензин и в полипропилен, например. На графиках видно, что объёмы экспорта сырой нефти падают, а объёмы экспорта нефтеродуктов, напротив, растут:
http://ruxpert.ru/Нефтяная_игла
9. В качестве завершения разбора дам ссылку на спискок самых крупных российских проектов, построенных только за текущий срок Владимира Путина, с 2012 по 2018 год:
http://ruxpert.ru/Крупные_российские_проекты_(Владимир_Путин,_2012-2018)
Полагаю, достаточно будет бегло пробежаться глазами по разделу «Нефте- и газоперерабатывающая, нефте- и газохимическая промышленность» или по разделу «Машиностроение», чтобы понять — слухи о смерти нашей промышленности сильно преувеличены.
PS. Необходимое, к сожалению, пояснение. В перечне «Крупные российские проекты» собраны только самые крупные проекты, объёмом больше 10 млрд рублей в ценах 2012 года. Проекты средних размеров и крупные проекты размером, допустим, в 5 млрд рублей в этот список не попали.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →