Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

Почему бизнес недоволен государством



Где может ценитель найти самые плохие дороги в России? Опытные люди знают, что худшие дороги находятся на частных территориях, которые используются как промышленные зоны. Возьмём, к примеру, старый завод, который экономно сосредоточил производство в одном-двух цехах, а остальные 10 цехов попилил на помещения и сдал в аренду посторонним предпринимателям.

При заезде на территорию такого завода обычно сразу накатывает ностальгия по святым девяностым: остатки асфальта идут бугристыми волнами, огромные лужи вызывают горячие нежелание соваться в них даже на внедорожнике, а острые края ям невольно заставляют прикинуть местоположение ближайшего шиномонтажа.

Деньги на дороги, что характерно, в стране сейчас есть. Сразу за воротами заводской территории дорога может быть отличной — даже если эта построенная местными властями дорога только к этому заводу и идёт. У неопытного предпринимателя может даже сложиться впечатление, будто завод тоже вскоре собирается взять пример с государства и привести дорогу в порядок — просто у него не доходят до этого руки.

К сожалению, беседы с заинтересованными лицами показывают, что с такого рода дорогами наблюдается классический замкнутый круг. Давайте прикинем, почему никто не выделяет на эти внутренние дороги ни копейки денег.

Клиентам завода и случайным посетителям дороги не так важны, чтобы тратить на них свои личные средства. Голосовать колёсами и ехать на производственную площадку с хорошими дорогами клиенты тоже будут навряд ли: наличие колдобин не является значимым конкурентным преимуществом.

Сам завод рассуждает с точки зрения отдачи вложений. Получится брать с арендаторов больше, если он всё закатает в хороший асфальт? Нет, не получится. Следовательно, и тратить деньги на асфальт нет смысла.

По той же причине не тратят деньги на дороги и арендаторы: какой смысл вкладываться в дорогу, которая тебе даже не принадлежит?

Получается парадокс. Нехитрый расчёт показывает, что приведение дороги в порядок будет выгодно всем, и что разложенная на всех ездоков сумма получается относительно небольшой. Однако каждый по отдельности не видит смысла ни делать дороги лично, ни тратить усилия на то, чтобы организовать сбор денег со всех.

Многие читатели имели удовольствие пережить предприятие по сбору денег, скажем, на установку домофона в парадной. В процессе сбора как правило становится ясно следующее:

1. Часть жильцов скидываться не хочет, и за них приходится платить остальным.
2. Часть жильцов предъявляет сборщикам разнообразные претензии независимо от того, хорошо ли они выпонили свою работу, или нет.
3. Благодарности от жильцов сборщики не получают никакой.

В частном бизнесе, будьте уверены, дела обстоят ещё хуже. Без активного организатора не происходит ничего, организатор же от своей деятельности обычно больше теряет, чем приобретает. Повторюсь, посмотрите на дороги на территориях частных предприятий — там вы наверняка найдёте худшие дороги в вашем городе.

Из всего этого следует нехитрый вывод. Рынок практически не работает в ситуациях, когда бизнесмены должны делать что бы то ни было совместно: строить дорогу, ловить жуликов, устанавливать честные цены или, допустим, оформлять фасады магазинов в едином архитектурном стиле.

Государство, следовательно, должно в некоторых вопросах ограничивать бизнес и обкладывать его налогами — для его же собственной пользы. Ну а тот факт, что бизнес действиями государства обычно недоволен, хорошо иллюстрируется известной песней про воздушного змея. Если змей избавится от удерживающей его веревки, он полетит не вверх, а вниз.

PS. Это тридцать восьмая статья из серии «Размышления о ведении бизнеса в России». Предыдущие статьи серии можно найти вот здесь:

http://fritzmorgen.livejournal.com/tag/Размышления о ведении бизнеса в России

Tags: Размышления о ведении бизнеса в России
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 153 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →