Есть два простых способа повысить эффективность обучения – снизить количество учеников на одного учителя и… повысить престиж учителя в глазах учеников. Я вам уже рассказывал о том занимательном эксперименте с обезьянами – учёные проверяли, зависит ли положение животного в стае от его способности учить.
Вначале исследователи обучили какому-то полезному навыку одну из низкоранговых обезьян. Она длительное время на глазах у всей стаи добывала при помощи нового навыка что-то вкусное, однако другие обезьяны не обращали на это никакого внимания. Тогда исследователи обучили тому же навыку лидера стаи. Буквально через пару часов навык освоили все остальные обезьяны.
Люди (включая школьников) устроены аналогичным образом – они быстро и охотно учатся только у тех, кого считают выше себя по званию или положению. Из этого логически вытекает, что в правильной школе учитель должен быть авторитетным, безусловно уважаемым человеком: это столь же необходимо для эффективного обучения, как и, например, поддержание в классе тишины или комфортной температуры.
Теперь буду говорить неприятные вещи. Когда господину Медведеву недавно очередной раз напомнили, что учителя в некоторых регионах получают значительно меньше, чем полицейские, премьер ответил, что в его бытность молодым преподавателем (в СССР) было то же самое – он получал 90 рублей в месяц, а лейтенант милиции – 250 рублей. По его мнению, мы живём в свободной стране, в которой каждый сам выбирает себе профессию. Тем, для кого важнее всего хороший заработок, следует идти туда, где всё под это заточено – например, в бизнес.
Сермяжная правда в этом есть. Уборщицы получают больше секретарей, так как секретарь сидит в красивом платье и работает с бумагами, а уборщица занимается непрестижной физической работой. Если бы зарплата у секретарей была выше, в уборщицы никто бы не шёл, все шли бы в секретари. Аналогичным образом складывается ситуация и с педагогами. Быть учителем легче и приятнее, чем заниматься бизнесом – поэтому вполне логично, что в бизнесе денег таки больше.
Известная реплика Дмитрия Медведева про бизнес и учителей стала всенародным мемом не только из-за резкости нашего премьера, но и из-за очень опасного и нелестного для многих недопонимания. Господин Медведев родился в учительской семье, его отец был профессором в Технологическом институте, а мать преподавала в институте имени Герцена. Сам Дмитрий Медведев читал лекции в петербургском Университете на протяжении доброго десятка лет. Очевидно, в его понимании учитель является эдакой мощной фигурой, которая без труда может пойти в бизнес и добиться там хорошего заработка.
Для общества однако фраза прозвучала как "если у них нет хлеба, пусть едят пирожные". Престиж учительской профессии, к сожалению, за последний век опустился очень низко, и для многих даже мысль о том, что обычный учитель может преуспеть в предпринимательском деле, кажется нелепой.
Это очень нехорошее и опасное заблуждение. Повторю ещё раз тезис из начала статьи – учитель должен быть для детей примером, он должен наглядно демонстрировать силу ума и духа. Если учитель позиционирует себя как слабую, нерешительную фигуру по типу Акакия Акакиевича, единственным достоинством которой является готовность мириться с бытовой неустроенностью, это сказывается на качестве обучения самым плачевным образом.
Плавно перехожу к сути статьи. Представим себя в шкуре учителя – умного, решительного, и вместе с тем недовольного своей зарплатой. Какой бизнес может открыть преподаватель, не меняя радикально сферу деятельности?
Вот, к примеру, реальный план для учителя в небольшом городе.
Пункт первый. Открываем ИП, занимаемся репетиторством. При восьми учениках в день, пятидневке и 400 рублях в час получаем 70 тысяч рублей в месяц. Цены и загрузку я поставил средние: выйти на такие показатели можно довольно быстро, причём выходные, обратите внимание, остаются. Не все, далеко не все бизнесмены могут похвастаться такой роскошью, как два выходных в неделю и восьмичасовой рабочий день.
Из этой суммы в небольшом городе вполне реально откладывать половину, что даст 35 тысяч рублей ежемесячно или 420 тысяч рублей в год.
Пункт второй. Копим 2 млн рублей. Это должно занять примерно 4-5 лет. Само собой, есть риск потерять в процессе свои сбережения – например, вложив их в неудачные активы. Это привычный риск для любого бизнесмена, так как условия игры меняются регулярно, причём не только в России, но и в любой другой стране.
Пункт третий. Открываем собственную небольшую школу, становимся там директором. Я не поленился и запросил цифры у "Юниум", сети центров образования для школьников, репортаж о которой я недавно делал.
Там есть франшиза: можно получить подробные инструкции и открыть свою школу "Юниум" под их контролем. В России уже работает 19 таких центров. Полутора-двух миллионов рублей должно с запасом хватить, чтобы арендовать помещение, сделать там ремонт, закупить мебель, набрать педагогов и пустить рекламу. На окупаемость центры выходят в течение одного-двух лет. Среднемесячный доход, на который можно смело рассчитывать – 150-200 тысяч рублей:
http://fr.unium.ru/
Итак, по прошествии 6-7 лет наш деятельный учитель становится бизнесменом, директором частной школы. Он по-прежнему занимается педагогикой, но зарабатывает уже такие суммы, на которые жаловаться общественности уже неуместно.
Обратите внимание – даже после беглого чтения плана становится ясно, что легко на этом пути не было. Учителю надо было набрать себе кучу учеников, показать им и их родителям, что от занятий есть достойный оплаты результат, а потом ещё и в течение долгого времени копить денежки, постоянно прилагая значительные волевые усилия, чтобы удержаться от необдуманных трат. После открытия своей школы головной боли, будьте уверены, только прибавилось.
Подведу итог
Мы живём в уникальное для России время, когда лозунг "страна возможностей" является не пустыми словами и даже не пожеланием, а суровой реальностью. В девяностые, когда простые граждане пытались выжить, а бизнесменов отстреливали, как лосей в период гона, было не до того. В обозримом будущем, лет через 10 лет, мир также обещает измениться очень сильно, и многие открытые сейчас окна возможностей наверняка закроются наглухо.
В настоящее время однако перед хорошим учителем или преподавателем открыты все дороги, и уж как минимум зарплату в 2-3 раза выше средней по региону он себе однозначно в состоянии обеспечить.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →