Во всех учебниках по бизнесу от предпринимателей требуют составлять подробный бизнес-план. В реальной жизни однако я не видел ещё ни одного сколько-нибудь точного бизнес-плана — практика всегда вносит существенные коррективы в мечты сидящих «на берегу» предпринимателей.
Конечно, красивый, подробный бизнес-план никогда не повредит, особенно если вы собираетесь получить при помощи этого плана деньги у инвестора. Вместе с тем опыт показывает, что куда как разумнее не пытаться прозреть будущее, а соблюдать ряд нехитрых правил планирования.
1. Решайтесь быстро. Нет более печального зрелища, чем будущий предприниматель, который годами, а иногда и десятилетиями донимает друзей и родственников рассказами о том, как он собирается открыть ларёк.
Главная задача владельца бизнеса — принимать решения. Если он думает перед каждым решением по две недели, он подобен землекопу, который собирается по два часа с духом, прежде чем сделать один взмах лопатой. В конце рабочего дня прорабу будет безразлично, правильные землекоп делал взмахи или нет — землекоп в любом случае получит выговор, а работа его оплачена не будет.
2. Менять единожды принятое решение, напротив, стоит только в том случае, если у вас будут на это очень веские основания. Приведу типичный пример из жизни.
Два бизнесмена хотят пообедать. Вокруг куча кафе и ресторанов. Правильным решением будет в течение двух минут выбрать любой и пойти туда. Однако если на входе в ресторан на них как-то косо посмотрит швейцар, если меню будут странные блюда и цены, если в зале будет накурено — это всё не повод разворачиваться и уходить. Правильно будет не менять единожды принятое решение и довести обед до конца.
Мелкие и крупные препятствия встречаются при реализации любого плана, поэтому у бизнесмена должно быть достаточно упрямства, чтобы настаивать на единожды принятых решениях достаточно долго, чтобы добиться какого-то результата.
3. Всегда держите в голове главные риски. Допустим, вы планируете купить станок, чтобы выпускать на нём хвосторезы. Очевидные риски следующие:
— вас кинут при покупке станка;
— станок не будет работать;
— вы не сможете самостоятельно запустить станок;
— работать на станке будет некому;
— хвосторезы будут невостребованы на рынке;
— конкуренты будут продавать хвосторезы дешевле;
— торговлю хвосторезами запретят в России;
— вы не найдёте подходящее помещение под хвосторезное производство;
— вы не получите лицензию на производство хвосторезов;
— вам негде будет закупать сырьё;
— станок сломается, и починить его не удастся;
— станок будет жрать больше электричества, чем у вас есть;
— станок украдут;
— станок окажется краденным, и его заберут бывшие владельцы;
— станок окажется в залоге у банка, и его заберёт банк;
— станок изувечит рабочего, который будет грузить в него проволоку;
— соседи будут возмущаться тем, что станок громко работает;
— вся прибыль будет уходить на зарплату, аренду и налоги;
— вы склеите ласты от голода, прежде чем получите первые деньги.
Прокрутив в голове эти и другие риски, начинайте работать — размышляйте над каждым пунктом и думайте, как вы можете подстраховаться.
Так, например, станок вряд ли окажется краденым, если вы купите его на заводе-производителе. Вместе с тем всё равно разумно будет навести справки о заводе, чтобы убедиться в том, что работает завод честно, и что в состоянии банкротства он не находится.
4. В процессе размышления о рисках разумно будет начать обзвон коллег, поставщиков, покупателей, экспертов и конкурентов. Обсуждайте с ними волнующие вас вопросы, спрашивайте о рисках и о состоянии рынка. Вы получите массу полезной информации и сможете через неделю-другую составить в голове цельную картину будущего хвосторезного бизнеса.
Важный момент: не особо доверяйте пессимистам, которые будут рассказывать вам, что хвосторезный бизнес загибается, и что они уже последний хвост без соли доедают. В России принято жаловаться всем подряд на тяжёлую жизнь: даже если в реальности главными проблемами являются слишком маленький сейф и мозоли на пальцах от постоянного пересчёта денег.
5. Продумайте варианты «Б» на самые неприятные сценарии. Например, заранее договоритесь с бабушкой, что будете приезжать к ней обедать, если ваш бизнес слишком долго будет работать «в ноль», и у вас не будет оставаться денег на еду.
Убедитесь, что сможете быстро закончить хвосторезные курсы и лично встать за станок в том случае, если ваши рабочие внезапно уволятся. Заранее, перед покупкой станка, обзвоните бизнес-центры и приглядите несколько подходящих помещений. Позвоните в мастерскую по ремонту станков и убедитесь, что они смогут обслуживать ту модель станка, которую вы покупаете.
6. На этом месте можно открывать таблицы, чтобы прикидывать конкретные цифры — сколько вы потратите, сколько произведёте, сколько продадите.
На первых порах используйте опыт южных торговцев с овощных рынков: старайтесь, чтобы любое ваше действие было «в плюс». Так, например, на первых порах платите рабочим сдельно, за каждый сделанный хвосторезы. Работайте строго по предоплате, выпускайте хвосторезы исключительно на заказ. Таким образом вы не уйдёте в большой минус, и у вас будет достаточный запас времени, чтобы исправлять ошибки, которые вы обязательно совершите.
Одна из главных проблем малого бизнеса — нестабильность. Добавляйте стабильности, стараясь, чтобы каждый день работы приносил вам прибыль, пусть даже маленькую.
7. Щедро вкладывайтесь в бизнес-разведку. Перед покупкой большого станка, например, имеет смысл или купить маленький ручной станок, или взять большой станок в аренду. Так вы получите ценный опыт, не рискуя всеми своими деньгами.
Вообще, прежде чем потратить куда-либо 10 миллионов, потратьте лучше в том же направлении 100 тысяч. Эксперимент может дать вам очень ценную информацию.
8. Заранее продумывайте точки выхода. Ещё до того, как вы начнёте что-либо делать, прикиньте, как вы будет закрываться — после каких событий вы будете продавать станок, кому вы его продадите и за сколько, хватит ли вырученных денег, чтобы покрыть ваши долги.
Имеет смысл учитывать в этот момент глобальные риски. Так, например, владельцы пунктов проката видеокассет должны были заранее задуматься о том, что будет когда из-за новых технологий их услуги станут никому не нужны.
Как правило, конечно, перемены такого рода проходят очень медленно, и от первых возгласов «видеопрокат гибнет» до момента, когда ваша точка начинает работать в минус, проходит не один год... однако думать об этом всё же стоит заранее. Так, если вы полагаете, что станок окупится через 5 лет, вы должны быть уверены, что хотя бы лет 10 хвосторезы будут ещё востребованы на рынке.
9. Не вдавайтесь в мелкие детали, не пытайтесь сделать план полным и цельным. План должен в итоге состоять из грубого списка ваших пошаговых действий, примерного расчёта ожидаемой прибыли и набора инструкций на случай, если что-то пойдёт не так.
Вот пример типичного рабочего плана:
Август. Провести эксперименты на чужом станке, убедиться, что овчинка стоит свеч.
Сентябрь. Найти деньги, станок, помещение, поставщиков сырья, покупателей и рабочих.
Октябрь. Купить станок, наладить и приступить к работе.
Приложение 1. Финансовые расчёты.
Приложение 2. Инструкции на случай, если что-то пойдёт не так.
Повторю ещё раз самый важный момент. Предвидеть всё «на берегу» невозможно. Излюбленная тактика Наполеона, — «ввязаться в бой, а там посмотрим», — пожалуй, единственная тактика, которая хорошо работает в малом бизнесе. Так что принимайте решения быстро и постарайтесь не попасть в ловушку великого француза, которому не удалось заранее предусмотреть удобные пути отступления.
PS. Это тридцать третья статья из серии «Размышления о ведении бизнеса в России». Предыдущие статьи серии можно найти вот здесь:
http://fritzmorgen.livejournal.com/tag/Размышления о ведении бизнеса в России
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →