Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

Автомобили и путешествия



На «Пикабу» всплыла забавная история про советскую пропаганду. Я, кстати, застал длинный хвост того времени, мне уже в начале нулевых скормили на лекции кусочек антиамериканской пропаганды. Суть была в том, что по американским стандартам на одну семью положено 3 спальни, 2 сортира, 3 автомобиля, по одному телевизору на рыло, два видеомагнитофона, один катер на всех и ещё какой-то набор материальных благ.

Не знаю, что по замыслу автора этого построения мы должны были почувствовать — жгучую зависть, жгучую ненависть или и то и другое одновременно — но я сейчас затрудняюсь определить, в какой именно период родилось это построение. Если в советский, то очень странно, что капиталистических трудящихся выставляют такими богатыми. Если в ельцинский, то не вполне ясно, какой смысл был разжигать вражду к нашим лучшим друзьям из-за океана. Логичнее всего предположить, что эти истории про купающихся в деньгах минионов дядюшки Сэма были придуманы при Горбачёве — с целью показать, как же сладко мы заживём, когда разрушим СССР...

Так вот, на «Пикабу» всплыла история про типичного политрука и его работу. Вот, собственно, она:

http://pikabu.ru/story/vrednaya_istoriya_5144589

Знакомый служил в армии где-то в середине 80-х годов. И как положено, была у них такая вещь, как политподготовка — с лекциями о капиталистах, которые выжимают все соки из рабочего класса. И очень любил политрук историю приводить в качестве примера, о том, что во время кризиса в автомобильной промышленности Генри Форд каждого рабочего своего завода вынудил приобрести автомобиль родной фабрики, а потом в течение года высчитывал его стоимость с процентами из зарплаты.

Выслушивали историю солдатики обычно молча. Но как-то после лекции один из них подошел к политруку:

— Как-то неладно в вашей истории получается. У меня отец, советский рабочий, мечтает о машине, вкалывает, как чёрт, и лет через 15 может на неё и заработает. А у капиталистов получается, что такой же работяга за год отработал стоимость машины, и с голоду ноги не протянул. Вредная какая-то история.

Политрук молча позеленел, но о заводах Генри Форда больше не упоминал.


Эта история заставила меня задуматься. А ведь действительно, коллеги, если судить по соцсетям, то сейчас людей больше всего интересуют две вещи: автомобили и путешествия. Убеждён, ровно то же самое интересовало и граждан прошлых десятилетий. Но если приобрести автомобиль простой советский трудящийся ещё мог, пусть и с несоразмерно большим напряжением сил, то вот с путешествиями по планете тогда наблюдался тотальный провал.

Позволить себе ездить по Ленинграду на иномарках и фотографироваться в живописных местах Парижа могли только звёзды уровня Высоцкого, обычным рабочим эти удовольствия были настолько недоступны, что о них даже не мечтали. На Сочи и «жигули» заработать было сложно, но реально. На Венецию и «опель» — уже нет.

В связи с этим я хочу задать вам вопрос. Представим себе двух рабочих, одного из 1980 года, второго из 2017 года. В каждом времени есть свои плюсы и свои минусы, мы с вами много раз это обсуждали. И всё же: кто кому должен завидовать? Советский рабочий российскому или наоборот?

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 831 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →