Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

О станках, культуре и о разрухе в головах



Опубликовав на днях статью про отечественные станки, я, похоже, разворошил осиное гнездо. Этого следовало ожидать — самую бурную реакцию публики вызывают новости о том, что в России не всё так плохо, как принято считать в узких кругах «специалистов». В «Фейсбуке» машиностроительного завода «Кубаньжелдормаш» даже разместили проникновенный пост с резкой критикой моей статьи.

Читатели писали мне, что хотели бы видеть дискуссию о российском станкостроении со специалистами этого завода, однако, увы, дискуссии на этот раз не получится — в «Фейсбуке» завода в качестве главных аргументов используются матерные слова, грязная ругань в мой адрес, а также реплики типа «бред сивой кобылы», «бугага» и «так и помрёт дурачком».

В комментариях к моей статье дискуссии тоже не получилось: мне пришлось забанить с пяток представившихся специалистами пользователей. Я пытался проявлять терпение, однако общение неизменно развивалось примерно по такому сценарию:

— Ты пишешь бред и чепуху, Фриц, а я крутой специалист по станкам.
— Пожалуйста, не переходите на личности, пишите по делу.
— Что, проклятый проплаченный пропагандон, правда глаза колет?

Некоторые блогеры используют ругань в качестве страховки от ответа — они рассчитывают, что опускаться до их уровня оппоненты не будут, и тогда можно будет заявить, что «такому-то нечего ответить на мою аргументированную критику». В этой истории со станками однако явно не тот случай — мы имеем дело с одной из главных проблем нашего образования, с тотальным неумением вести цивилизованную дискуссию.

Сегодня в одной из соцсетей удивлялись манерам некоторых китайцев, привыкших рыгать в ресторанах и кидать объедки прямо на пол. К сожалению, в нашей культуре есть аналогичные пробелы. Так, например, очень многие даже официальные лица считают нормальным начинать любой спор с ругани в адрес оппонента: они не понимают, что тем самым серьёзно портят репутацию той организации, которую представляют.

История из жизни. Небольшая мастерская, к директору приходит сотрудник и начинает с порога почти кричать: всё плохо, вы все уроды, я тут рву горб за копейки, а вы на мне ездите, то не так, это не так, достали уже. Матерных слов нет, но скандал — именно скандал — налицо. Директор спокойно спрашивает: «Паша, чего ты хотел-то?». Сотрудник успокаивается и говорит, что зарплата маленькая, надо повысить. После краткого обсуждения директор предлагает следующее — сотрудник заканчивает такой-то заказ до такого-то числа, после чего ему повышают оклад на четыре тысячи рублей. Сотрудник соглашается и уходит в полном удовлетворении.

На мой немой вопрос директор объясняет — руки у рабочих золотые, а вот с образованием — полный швах. Они не могут зайти и сказать вежливо, «Иван Петрович, давайте обсудим размер моей зарплаты». Единственный доступный им способ коммуникации — кричать и скандалить, пока собеседник не догадается, чего же они хотят. Если бы аналогичная проблема была и у директора, они с сотрудником покричали бы на друг друга и, вероятно, расстались бы.

На загнивающем Западе очень много внимания уделяют навыку элементарного человеческого общения. Школьников и студентов учат спорить цивилизованно, не опускаясь до демагогии и переходов на личности. Полагаю, давно пора внедрять такие уроки в России, причём не в формате какого-нибудь факультатива, который преподаёт случайный учитель по два часа в месяц, а в виде основного предмета, стоящего в одном ряду с русским языком и математикой.

Судите сами. Вот есть завод «Кубаньжелдормаш», который, как я понимаю, продаёт какое-то серьёзное оборудование. Вот клиент хочет купить на этом заводе станок и заходит в интернет, чтобы почитать о потенциальном поставщике. Что клиент видит на официальной странице в «Фейсбуке»? Матерную ругань, сальные шутки, перекидывание грязью...

Это показатель уровня. Вы наверняка читали истории про советских министров, которые начинали инспекции заводов с посещения сортиров. Логика была простая — если начальство не может навести порядок даже в сортирах, то и в цехах порядка тоже не будет, качества от этого завода ждать не стоит.

Сейчас многие с теми же целями смотрят на страницу организации в соцсетях. Если там грязно, то и на заводе, вероятно, тоже бардак.

Подведу итог

Не воспринимайте мою статью как критику «Кубаньжелдормаша»: к сожалению, уровень культуры представителей завода не особо отличается, например, от уровня культуры представителей одного из главных университетов России. Я всего лишь воспользовался поводом, чтобы очередной раз указать на важность соблюдения правил цивилизованной дискуссии. Очень рекомендую прочесть как классическую книгу Сергея Поварнина «Искусство спора», так и остальные материалы с этой страницы:

http://ruxpert.ru/Искусство_спора

Что же касается российского станкостроения, думаю, я ещё буду не один раз о нём писать. Меня просили привести конкретные цифры — полагаю, это требование справедливо. Когда у меня будет больше времени, я сделаю несколько запросов, чтобы более предметно обрисовать то состояние, в котором находится сейчас эта очень важная для России отрасль.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 409 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →