В Москве доводят до логического конца дело товарища Хрущёва — сносят последние пятиэтажки, чтобы построить на их месте более достойные светлого будущего дома. Зачем это делается, можно догадаться: Сергей Собянин намерен построить коммунизм в отдельно взятом городе, сделав тем самым Москву градостроительным образцом для России.
Теоретически можно было бы порадоваться за расселяемых москвичей... однако меня гложут серьёзные сомнения относительно новых домов. Проект не выглядит коммерческим — если бы участки были интересны застройщикам, их давно бы уже расселили в частном порядке. Там надо полностью менять инфраструктуру, строить школы с детскими садами, прокладывать дороги и, наконец, обеспечивать жильём обитателей идущих под снос пятиэтажек. Жильё им будет выдаваться в тех же районах и той же площади — то есть из условной двадцатиэтажки четверть нужно будет сразу же зарезервировать под старых жильцов. Оставшиеся квартиры надо будет ещё кому-то продать, а рынок недвижимости в России от спячки так до сих пор и не проснулся... в Москве уже сейчас выставлено на продажу 7,5 млн квадратов — не удивлюсь, если ввод новых объектов приведёт к падению цен.
Из этого можно сделать вывод — строить будут без фанатизма, лишь бы уложиться в заданные городом стандарты качества. Может получится на выходе стандартное же жильё — в котором комфорт заканчивается сразу после выхода из квартиры на лестничную площадку.
Самое грустное в этом то, что разница между нормальным жильём и хорошим относительно невелика. Однако в России пока что хорошее жильё покупателям не нужно — покупатели просто не знают, как должен выглядеть хороший дом.
Попытаюсь изложить свою версию: в робкой надежде на то, что кто-нибудь из ответственных за строительство новых домов в Москве меня услышит.
1. Дома не должны быть разбросаны по пустырям хаотично, как бык поплевал. Дома должны соединяться фасадами в единую, опоясывающую квартал линию, чтобы пешеходам было вдоль чего прогуливаться. Это заодно обеспечит ту плотность, которую сейчас строители достигают, ставя пятиэтажки «на попа».
2. Первые этажи следует наполнить мелкими магазинчиками, кафе, тренажёрными залами, парикмахерскими, нотариальными конторами, стоматологиями и прочими создающими ощущение городской жизни заведениями. Внешние тротуары следует сделать достаточно широкими, чтобы можно было гулять, не сталкиваясь ежеминутно с другими прохожими.
3. Сплошных парковок вдоль улиц быть не должно. Жителей квартала должна обслуживать одна большая внутренняя парковка. Для гостей магазинов и прочих заведений стоит предусмотреть ограниченное количество парковок на улице — первый час дёшево, второй и последующие достаточно дорого, чтобы парковки не переполнялись.
4. Также имеет смысл зарезервировать на внешнем крае тротуаров место под скамейки и остановки общественного транспорта. Велодорожек делать не нужно — я уже рассказывал раньше, почему я хочу видеть велосипедистов в парках и за городом, но не на городских улицах.
5. Входов и въездов внутрь квартала нужно сделать много, это очень важная составляющая комфорта. Также у жильцов должна быть возможность зайти в кафе и магазины «изнутри» квартала, а при необходимости использовать их даже для входа или выхода на улицу. Спустился на лифте, прошёл под козырьком, зашёл в кафе. Выпил чашку кофе, вернулся домой.
6. Второй-третий этажи зданий я бы сдавал под офисы. Зачем толкаться в пробках, если можно снять квартиру в нужном месте и ездить в офис на лифте? У меня есть знакомые, которые живут в нескольких минутах ходьбы от места работы. Это, знаете ли, делает работу куда как более комфортной... особенно для москвичей, многие из которых ежегодно тратят по 500-1000 часов бесценного времени на бессмысленную дорогу.
7. Кстати, часть квартир изначально стоит профилировать под сдачу в аренду. В противном случае идея с офисами может и не сработать: если снять квартиру «под работу» готовы многие, то вот покупать квартиру рядом с офисом будут разве что владельцы бизнеса.
8. Первый этаж всего квартала логично выделить под парковку для жильцов и сотрудников местных офисов/магазинов. Приехал, припарковался, взял общую тележку на колёсиках и везёшь спокойно груз к лифту, чтобы поднять его к себе домой. Элементарнейшая схема — а удобство пользования автомобилем поднять может невероятно, равно как и размещённая в том же паркинге автоматическая мойка.
9. Вообще, внутри квартала должно быть всё, что регулярно заставляет жильцов вылезать из квартир, включая школу, детский сад, бассейн и сауну. Добиться этого очень просто: нужно не продавать коммерческие помещения всем желающим, а заранее, на этапе планирования дома, продумать, какое помещение будет сдаваться под кафе, какое под цветочный магазин, а какое под небольшой супермаркет.
Я понимаю, в спальном районе выгоднее было бы открыть 10 однотипных магазинов, а магазина канцтоваров не открывать вовсе. Жильцам однако одинаковые магазины не нужны, им нужен хорошо продуманный набор товаров и услуг.
До кучи имеет смысл попросить магазины брать на работу в первую очередь жильцов квартала. Выгодно будет всем — в том числе и самим магазинам, так как сотрудники будут ценить столь удачно для них расположенное место работы.
10. Второй этаж двора — над парковкой — можно сделать полностью пешеходным. Там должно получиться весьма приятное для жизни пространство: с деревьями, скамейками и цветами. Если повесить над каждым входом в квартал видеокамеру, это внутреннее пространство станет по-деревенски безопасным, эдаким дачным посёлком внутри города.
11. Важный момент. Контингент жильцов. С самого начала следует создать ТСЖ — вместо привычных управляющих компаний — и прописать в этом ТСЖ достаточно жёсткие правила, касающиеся времени работы перфоратором, остекленения балконов, выгула собак и метания окурков из окон. Анархия и комфорт несовместимы: опыт Европы, пожалуй, убедительно доказывает эту нехитрую истину.
12. Вишенка на торте. В домах квартала должно быть достаточно открытых комнат для общения жильцов — всяческие бильярдные, курилки, мини-библиотеки и тому подобное. На крышах разумно будет оборудовать площадки для шашлыков — с тем расчётом, чтобы ветер уносил дым в нужную сторону.
Как видите, ничего дорогостоящего в моём плане нет. Я всего лишь предлагаю скомпоновать жилые, офисные и коммерческие помещения немного иначе, чем это делается сейчас. Парковка на огромном первом этаже так и вовсе будет дешевле, чем обычные подземные парковки — копать землю довольно дорого, соорудить прочный навес куда как проще.
Более того. Если у жильцов будет под рукой всё, что им обычно нужно, они будут значительно реже выходить из дома. Нагрузка на городскую инфраструктуру значительно снизится — а для Москвы это, конечно же, очень важно.
В общем, реализовать мои очевидные, опробованные много раз в других странах идеи довольно просто. Достаточно немного подумать о нуждах города и комфорте горожан.
Вместе с тем, коллеги, пока что я настроен достаточно пессимистично. У застройщиков сейчас нет желания сделать хорошо — у них есть желание уложиться в бюджеты и соблюсти все строительные нормативы.
Некоторая надежда однако всё же остаётся. В конце концов, если ответственные за программу сделают по-европейски качественные микрорайоны, это поможет им и в репутационном плане. Жители сносимых пятиэтажек пока что не лучатся восторгом от перспективы поселиться в новых домах. Нужно будет ещё доказать им, что они меняют шило не на мыло, а на что-то действительно стоящее.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →