Есть старый анекдот про путешествующего купца и двух его помощников. Когда купец заметил неподалёку какой-то обоз с телегами, он послал младшего помощника узнать, откуда этот обоз. Через двадцать минут тот вернулся: «Это обоз из деревни Малые Свищи».
Купец вздохнул и послал тогда с той же задачей старшего помощника. Тот вернулся через полчаса: «Обоз из деревни Малые Свищи, везут зерно, столько-то пудов, такого-то качества, нам уступят за такую-то цену».
В чём суть этого анекдота?
На первый взгляд, кажется, что старший помощник был инициативен, и в этом заключается его заслуга. Дескать, какой хороший помощник, делает всё за купца, а тому остаётся только сидеть и считать денежки.
На самом деле однако ровно никакой инициативы старший помощник не проявлял. Он принимал за купца только те решения, которые были очевидны.
Что лучше, потратить ещё 10 минут, подробно расспросив главу обоза о его товаре, или сразу же скакать назад? Ну, разумеется, лучше потратить немного времени и узнать все детали — собственно, именно поэтому купец помощника и послал. Думать тут не о чем, всё очевидно.
А вот как только помощник добрался до решения неочевидного — покупать зерно или не покупать — он направился назад и предоставил купцу делать его работу, принимать решения.
Отсюда вытекает очень простая инструкция, которую руководитель должен регулярно повторять своим подчинённым. Если вам нужно принять решение, задумайтесь — очевидно оно, или нет. Если очевидно — принимайте его самостоятельно.
Классический пример из жизни программистов. Программисту поручили сделать какую-нибудь мелкую задачу. Начав работу, программист выяснил, что у него нет пароля к базе данных.
Ответственный работник должен на этом месте принять очевидное решение — раздобыть пароль или, если это не получится, доложиться начальству: так и так, пароль мне не дают, распорядитесь, пожалуйста, чтобы пароль мне выдали.
Безответственный работник на этом месте останавливается и сидит в кресле, занимаясь чем-нибудь другим. Когда через три дня начальство спрашивает его, «как там с задачей», программист недоумённо пожимает плечами: «так мне же до сих пор пароль не дали, что я мог сделать».
Для нормальной организации работы фирмы начальство должно хорошо понимать, к какому из двух типов относится каждый сотрудник. Сотрудникам первого типа можно просто сказать «сделай то-то», и забыть об этом, будучи уверенным, что они или сделают, или немедленно доложат о возникших непреодолимых препятствиях. Над сотрудниками второго типа нужно выстраивать систему контроля — давать им подробные письменные инструкции, например, если у вас есть такой навык, или ставить за их спиной надсмотрщика, дабы тот в нужные моменты указывал, куда копать.
Замечу напоследок, что пытаться отбирать себе в команду исключительно людей первого типа нет особого смысла: во-первых, их мало, во-вторых, им нужно платить больше. Достаточно несколько раз объяснить сотрудникам, что очевидные решения они должны принимать сами, а потом мысленно поставить напротив каждой фамилии галочку — понял данный сотрудник ваши объяснения или не понял.
PS. Это двадцать седьмая статья из серии «Размышления о ведении бизнеса в России». Другие статьи серии можно найти вот здесь:
http://fritzmorgen.livejournal.com/tag/Размышления о ведении бизнеса в России
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →