Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

Люблю учиться



Случайный таксист грустно рассказал мне, что крутит баранку от отчаяния. Здоровье уже не то, для его спины было бы куда как лучше работать в офисе. Однако устроиться на работу по специальности — инженером — таксисту не удалось, несмотря на 20 лет стажа и полгода попыток найти подходящую вакансию.

Водителям такси, вообще, сейчас не позавидуешь. У них и всегда-то работа была довольно тяжелой, но раньше они хотя бы большую часть времени проводили в праздном ожидании клиентов, а не в разъездах. Теперь же, спасибо развитию технологий, клиенты идут практически сплошным потоком, ну а заработок таксистов, напротив, только просел.

Я спросил водителя такси, пробовал ли он переучиться на смежную специальность, на того же программиста, например. Как оказалось, пробовал... но вот как-то не пошло, да и не в том он уже возрасте, чтобы учиться чему-то новому. Компьютер, как он объяснил мне, это не его.

Меня этот рассказ совершенно не удивил. Когда люди приходят на собеседования, они непременно рассказывают, что «быстро учатся». Я не видел ещё ни одного соискателя, который сказал бы, что учится медленно или хотя бы с обычной скоростью. Тем не менее в реальной жизни статистика обратная: попытки побудить сотрудника изучить что-нибудь новое заканчиваются обычно провалом.

Сотрудник или сразу прямым текстом объясняет руководству, что он учиться не будет, или выражает на словах готовность учиться, но устраивает при этом что-то типа итальянской забастовки: «дорогой начальник, за прошлую неделю я ничего не сделал, так как был очень занят, скачивал из интернета учебник. На следующей неделе я собираюсь распечатать первую страницу учебника и прочесть её».

Бывает и обратная ситуация — когда сотрудник охотно хватается за все новое, но при этом быстро охладевает к столь интересной ещё вчера теме, чтобы опять куда-нибудь переключиться. С этой категорией граждан также непросто, так как без умения ковырять стиснув зубы скучные до зевоты вещи ни в одной профессии не обойтись. Учиться-то эти господа учатся... да вот только не тому, что нужно, а тому, что им в данный момент легко и интересно.

Таким образом, если вы нанимаете сотрудника в надежде, что он в процессе работы шустро освоит новую для себя область, исходите всё же из пессимистичных сценариев. А именно: предполагайте, что и через год, и через три года в будете работать с профессионалом примерно того же уровня, которого видите сейчас перед собой.

Бывают ли исключения? Бывает ли так, что человек владеет кучей профессий, и в каждой добивается значительных успехов?

Да, бывает. Скажем, Леонардо да Винчи, чтобы далеко не ходить за примерами... В России «мастеров на все руки» достаточно много, если задаться целью, найти такого мастера не так уж сложно, особенно если у вас выделен под это дело толстый бюджет.

Главное, понимать, что взятый наугад на среднюю зарплату соискатель таковым мастером, вероятно, не будет. Следовательно, во время собеседования разумно будет пропустить мимо ушей шаблонное «я легко учусь» и предположить, что перед вами или относительно узкий специалист или, может быть, широкий любитель.

PS. Это двадцатая статья из серии «Размышления о ведении бизнеса в России». Другие статьи серии можно найти вот здесь:

http://fritzmorgen.livejournal.com/tag/Размышления о ведении бизнеса в России

Tags: Размышления о ведении бизнеса в России
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 631 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →