Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

Армия безработных



Грустная новость для профессиональных водителей: в Сингапуре начали работать беспилотные такси. На время испытаний они будут ездить только по одному району города, а для контроля над роботами внутри такси будет сидеть специально обученный инженер. Однако уже ясно, что только инерция мышления мешает сделать беспилотные автомобили массовыми:

https://www.vedomosti.ru/auto/articles/2016/08/25/654466-singapur-pervim-samoupravlyaemie-taksi

На линию выведены шесть такси, которые ездят в определенной для них 6-километровой зоне Сингапура, где расположено немало компаний и государственных институтов, занимающихся научными и технологическими исследованиями, сообщает Financial Times. Машины работают в реальных условиях, передвигаясь как по свободным, так и по загруженным улицам. «Это замечательная возможность собрать отзывы пассажиров, проехавших на [наших] такси в реальных условиях. Эти отзывы дадут nuTonomy уникальные преимущества, которые мы используем для создания к 2018 г. полноценного таксопарка самоуправляемых машин», — цитирует FT Карла Иагнемму, сооснователя компании.


Теперь давайте немного подсчитаем. Робот работает 24 часа в сутки, без отпусков и выходных. Больничные у робота бывают, но значительно реже, чем у гуманоидов. Таким образом, один беспилотный робот заменяет примерно пятерых водителей.

Зарплата таксиста или дальнобойщика составляет, допустим, 50 тысяч рублей. Умножим на пять, добавим социальные налоги и НДС, получим примерно 400 тысяч в месяц. Не дороже этой суммы, надо полагать, будет обходиться и установка автопилота в автомобиль — таким образом, автопилот будет окупаться за один-два месяца.

Как известно, нет такого преступления, на которое не пошёл бы капиталист ради 300% прибыли. Ну а тут даже преступления совершать не нужно — просто водителя уволить... В общем, не удивлюсь, если через 10 лет живые водители будут встречаться не чаще, чем живые лифтёры. Так что, коллеги, если вы профессионально крутите баранку и вам до пенсии осталось больше 10 лет — я бы на вашем месте задумался о получении второй специальности.

Теперь, внимание, только грузовиков в России более 3,5 млн. Как вы понимаете, на каждый грузовик приходится обычно водитель — а то и не один. Плюс такси, плюс личные водители, плюс курьеры, плюс водители скорой помощи, плюс «бомбилы»... у меня нет точной статистики, но вряд ли я сильно ошибусь, если предположу, что всего в России будет уничтожено около 5 млн рабочих мест.

Куда государство может направить эту армию? Строить тоннель через Берингов пролив? Красить облупившиеся хрущёвки, чтобы те выглядели по-европейски? Надо думать об этом уже сейчас: потом можно просто не успеть. Помните, как входили в нашу жизнь мобильники, смартфоны, планшеты, навигаторы и видеорегистраторы? Совсем недавно эти гаджеты вызывали удивление, а потом хлоп — и удивление начали вызывать чудаки, которые этими гаджетами до сих пор не обзавелись.

Сколько у вас знакомых без мобильника? То-то же.

Кстати, о гаджетах. Водитель — далеко не единственная профессия, которая скоро начнёт утекать в прошлое. Вот, например, сторожи, вахтёры и охранники. Чем видеокамеры хуже сторожей? Не спят, не ленятся, смотрят в разные стороны. Могут выдать полиции не словесное описание, а чёткую фотографию преступника. Когда плотность камер на квадратный километр превысит определённый предел, нужда в обычных сторожах и охранниках отпадёт — раскрываемость вандализма и мелких краж приблизится к 100%. Куда после этого пойдут работать уволенные охранники? Вопрос открытый.

В общем, мы стоим на пороге очередной кадровой революции — и, уверен, лёгкой для общества она не будет.

Но, с другой стороны, есть в беспилотных водителях и свои плюсы. Возьмём, допустим, беспилотное такси и попробуем подсчитать рентабельность его работы.

Предположим, что новый автомобиль с автопилотом будет стоить 500 тысяч рублей (столько же, сколько и автомобиль без автопилота). Допустим, робот будет убивать этот автомобиль за год. Тогда один час работы автомобиля будет обходиться... в 60 рублей. Это значит, что такси будут возить пассажиров чуть ли не по цене бензина, очень дёшево.

При таких раскладах многие поставят личные автомобили на вечный прикол и будут передвигаться на комбинации общественного транспорта и такси. Это существенно разгрузит города от пробок.

PS. Хвосты будут, но позже.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 793 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal