Не успели англичане проголосовать за выход из Европейского союза, как начались разговоры о европейском «параде суверенитетов» — сепаратистские настроения разного толка усилились невероятно.
Миллиардер Джордж Сорос заявил уже, что «брэксит», выход Британии из Евросоюза, делает распад европейского сообщества практически неизбежным. На этот раз я склонен с ним согласиться:
https://aftershock.news/?q=node/412937
Что говорили противники выхода Британии из ЕС? Что после выхода фондовые рынки рухнут, экономика встанет, начнутся ужас и паника. Чего стоит ждать в реальности? Скорее всего, лондонское метро продолжит ходить, как и прежде, биржи будут качаться на волнах туда-сюда, и средний англичанин даже не заметит каких-то особенных перемен.
Когда же через туннель под Ла-Маншем пойдёт первый эшелон с не получившими на Туманном Альбионе пристанища беженцами, вся континентальная Европа немедленно наполнится завистью к англичанам — проблема беженцев довольно остро стоит по всему Евросоюзу, тут интересы Еврочиновников расходятся с чаяниями простых европейцев кардинально.
Кстати, многие уже говорят, что, дескать, на результаты референдума наложат вето, что референдум ещё ничего не значит, что его можно как-нибудь заболтать или переиграть… лично я нахожу эти попытки сохранить остатки надежды тщетными.
Во-первых, та часть английских элит, которая хотела бы видеть Британию внутри ЕС, состоит отнюдь не из дураков. Она понимает, что любая попытка сжульничать выльется для неё в полную потерю власти на ближайших выборах — после чего Великобритания всё равно выйдет из Евросоюза.
Во-вторых, еврочиновники восприняли выход Великобритании из Евросоюза с плохо сдерживаемой радостью — так как теперь, после ухода сильного игрока, их власть внутри ЕС существенно упрочилась. Проще говоря, даже если бы Британия и хотела отмотать плёнку назад, в Евросоюзе её «камбэка» не ждут.
Конечно, еврочиновники не дураки, они понимают, что выход Британии может спровоцировать волну «Хуэкситов», и что в результате Евросоюз может развалиться целиком. Однако страшное уже произошло, и сепаратистские настроения в Европе будут нарастать вне зависимости от желания еврочиновников удержать или не удерживать Британию.
Кто будет первым кандидатом на выход?
Полагаю, брожения начнутся даже не с национальных государств, а с нацеленных на выход из состава государств регионов. Возьмём, например, северную Ирландию: в этом регионе очень сильны ирредентистские настроения, желание выйти из состава Великобритании с целью объединиться с Республикой Ирландия. Используют они нынешний повод для попытки вырваться из-под власти Короны?
Вне всякий сомнений. И если вы поинтересуетесь историей Ирландии, вы поймёте, почему ирландцы не любят англичан, и почему ирландцы до сих пор не готовы прощать англичанам организованный последними геноцид ирландцев.
Или, скажем, Шотландия. В Шотландии, как вы помните, относительно недавно был уже референдум по выходу из Королевства, и тогда якобы 55% шотландцев проголосовали за то, чтобы остаться в составе Великобритании.
Как шотландские элиты, так и простые шотландцы отлично поняли тогда, что их прокинули с результатами референдума. Теперь, когда у шотландцев появился хороший предлог, чтобы предпринять вторую попытку сбежать от Лондона, будьте уверены, они попытаются этим предлогом воспользоваться.
Наверняка начнутся бурления и в сепаратистски настроенных регионах континентальной Европы — например, в Каталонии, которая, как убеждены каталонцы, «кормит» всю остальную неблагодарную Испанию. Аналогичным образом заволнуется и итальянская (пока что) Венеция.
Конечно, как Лондон, так и еврочиновники начнут сейчас закручивать гайки по-взрослому. Если раньше референдумы воспринимались как некая игра в демократию, способ выпуска пара и узаконивая решений элит, то теперь все понимают, что референдум и вправду стал инструментом для перекраивания границ. Вместе с тем национальные государства пока что достаточно сильны, чтобы сопротивляться власти Брюсселя — если какая-нибудь страна твёрдо решит покинуть Евросоюз, она сможет это сделать.
Повторюсь, про выход из Евросоюза думают и говорят сейчас везде — даже во Франции и Германии количество желающих обособиться исчисляется уже десятками процентов. Однако если у Германии с Францией есть и веские причины остаться, то, например, от Финляндии сама ситуация требует продвигаться потихоньку в сторону выхода.
Финны относительно богаты, кредиты Евросоюза им не нужны. С другой стороны, крепкая евровалюта и, главное, антироссийские санкции не позволяют им играть привычную для них роль — шлюза между Россией и Европой.
Напомню, в советские времена Финляндия играла для СССР примерно ту же роль, которую Белоруссия играет сейчас для России — мы торговали через Финляндию с другими странами. Тем же самым занималась Финляндия и после распада СССР: в некотором смысле роль Финляндии даже выросла, так как Россия потеряла прямой доступ к портам Прибалтики.
Финны с огромной радостью вернули бы марку и удешевили бы её как минимум процентов на 20 — чтобы поддержать свой экспорт, и чтобы привлечь русских туристов. Также финны, если бы у них была такая возможность, немедленно отменили бы все санкции против России, чтобы не подрывать ими важнейшую часть своей экономики. Выход из Евросоюза позволит им это сделать — при этом шведские элиты, которые управляют сейчас Финляндией, также понимают, что хорошие отношения с Россией им сейчас необходимы.
Опять-таки, не будем забывать и фактор беженцев — необходимость принимать беженцев финнов совершенно не радует.
Есть ли у финнов шансы пробить референдум через яростное на этот раз сопротивление еврочиновников? Да, есть. Партия «Истинные финны», которая придерживается евроскептических настроений, достаточно плотно представлена во власти, чтобы пролоббировать референдум. Буду сильно удивлён, если они не прорабатывают уже активно этот вопрос.
Впрочем, конечно же, одной Финляндией дело явно не ограничится. В Евросоюзе после выхода Великобритании останется 26 стран, и у каждой из них, будьте уверены, есть причины распрощаться с мечтой об единой Европе.
Выгодно ли происходящее России?
Не буду скрывать, выгодно. Нам гораздо легче будет найти общий язык с отдельными национальными государствами, а не с единой, управляемой из-за океана организацией. У американцев ситуация обратная — если контролировать Евросоюз, у истоков которого они стояли, американцам относительно несложно, для этого им достаточно иметь «видео со свиньями» на нескольких ключевых чиновников, то контролировать десятки национальных государств — задача практически нерешаемая.
Цитирую Михаила Саакашвили (осторожно, звук):
https://www.facebook.com/SaakashviliMikheil/videos/1220101941353518/
С ужасом думаю о том, какие грязные сделки готовы заключить некоторые лидирующие немецкие, французские и итальянские политики с Путиным в условиях самоустранения Великобритании от европейских дел. Продление европейских санкций против России безусловно дипломатическая победа Президента Порошенко, но сегодня как никогда нужно мобилизоваться и наконец начать реформы. Не устаю это твердить последние два года, но сейчас промедление становится смерти подобно, иначе нас «сольют» и рука не дрогнет.
Пожалуй, господин Саакашвили прав — после выхода Великобритании антироссийские настроения внутри Евросоюза резко ослабнут, и мы, возможно, сумеем уже в ближайшие месяцы восстановить с Евросоюзом нормальные рабочие отношения.
Если же Евросоюз развалится, мы, с одной стороны, испытаем некоторый дискомфорт от проблем у нашего главного торгового партнёра… но, с другой стороны, никакой финансовый, никакой политический кризис не нанесёт нашим отношениям со странами Европы большего вреда, чем уже успела нанести проамерикански настроенная Еврокомиссия.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →