Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

Письмо велосипедиста



Мнения по поводу велодорожек разделились. Некоторые велосипедисты согласились со мной по всем пунктам, другие, напротив, начали уверять меня, что велосипед весьма полезен для коленей, а также что они спокойно катаются в минус 20 градусов, при этом их средняя скорость движения составляет около 25 километров в час.

Особенно меня порадовали велосипедисты, заявившие, что во время езды они не потеют...

Отмечу следующее. Поклонники любого вида спорта, от плавания до штанги, дружно уверяют, что никакого вреда, кроме пользы, их спорт никому не приносит. Велосипедный спорт исключением, очевидно, не является.

Вместе с тем — подчеркну особо — я в целом за массовый велосипедный спорт. Просто я считаю, что велодорожкам место в парках, а не на улицах городов.

Теперь хочу дать слово практикующему велосипедисту, который прислал мне письмо с подробным описанием своего опыта. Автора зовут Олег, он занимается разработкой сайтов, велосипед регулярно использует для поездок на работу:

Прочитал ваш пост про велодорожки. Как практикующий поездки на работу велосипедист, опишу вам свои впечатления от поездок по Санкт-Петербургу и по Рязани.

На велосипеде катаюсь с детства. На всем советском ездил года до 2005, потом был перерыв, а в 2010 появился первый горник и понеслось снова.

В целом я достаточно хорошо подготовленный велосипедист: езжу вплоть до минусовых температур. Зимой 2013-2014 годов в Петербурге я не закрывал велосезон вообще, температуры были до −15 градусов примерно, было сухо и достаточно тепло. Температура в −5 градусов для велосипедиста холодной вообще не является, особенно если ветра не особо сильны. Осилить велопробег в 100 км для меня это обычное дело, и с утра я просыпаюсь бодрым после таких мероприятий.

По здоровью я с вашими тезисами не соглашусь: обычный каталец быстро втягивается в соответствующий его физической форме ритм, колени жгут только те, кто хочет достичь больших результатов или имеют неправильную посадку. Например, на ночных велокатаниях в Санкт-Петербурге (pin mix) с пробегом за 6 часов в 50-70 км до финиша доезжают все, кто хотят — даже неподготовленные люди.

Рязань

До центра города с окраины примерно 10-12 км. Велодорожек нет нигде, но есть в большинстве случаев вдоль трасс почти пустые пешеходные дорожки, а также есть большое количество улиц с малым количеством транспорта.

В среднем у меня уходило 25-30 минут, чтобы преодолеть 10-12 километров от дома на окраине до работы. Ездил сначала по дорожкам около трасс, потом по дорогам общего пользования. Была хорошая разметка и широкие дороги, так что ездить было удобно.

В центре в основном приходилось ездить по пешеходным тротуарам. По дорогам ездил ибо просто быстрее: светофоров нет, средняя скорость была около 25 км/ч. Каждую весну рязанские «велоактивисты» поднимали вой про велодорожки, но сами эти «велоактивисты» толком на велосипеде и не передвигались: дескать, сделайте нам велодорожки, вот тогда и будем ездить. То, что их во многих местах просто негде прокладывать этих господ не волнует вообще. 90% реальных велокатальцев ситуация устраивает: кто не хочет по дорогам, ездит по тротуарам, которые часто пешеходами не загружены вовсе.

Санкт Петербург

В Петербурге были такие маршруты:

1. Улица Некрасова — Аптекарская набережная. На велосипеде 8 км за 30-40 минут, на метро и автобусе ровно час.

2. Метро «Комендантский проспект» — Аптекарская набережная. На велосипеде 7 км за 25-30 минут, на метро час десять.

3. Метро «Девяткино» — Аптекарская набережная. На велосипеде 13 км за 50 минут, на метро и автобусе от 50 минут до часа двадцати минут, в зависимости от пробок.

4. Метро «Озерки» — Аптекарская набережная. Туда 20-30 минут, обратно 30-40 минут, ибо в горку. На общественном транспорте более 50 минут.

5. Метро «Приморская» — метро «Горьковская». 6,5 километров за 30 минут. На общественном транспорте около 40 минут. Это самый сложный и напряженный маршрут для велосипедиста, 70% пути приходится ехать по пешеходной зоне и по опасным дорогам.

6. Метро «Парк Победы» — Аптекарская набережная. 14 километров за час на велосипеде, на метро — 50 минут.

В среднем моя скорость передвижения составляла 18 км в час, при этом я особо не гнал. Это в большинстве случаев получалось быстрее, чем на общественном транспорте.

Что в Петербурге сложнее чем в Рязани, и почему средняя скорость передвижения выходит ниже:

1. Очень много светофоров на пути, часто приходится ждать или спешиваться.
2. Петербургские ветра отнимают немало сил.
3. Многие маршруты не позволяют разогнаться — или светофоры, или приходится ехать по пешеходным зонам, а там немало людей.
4. Проблема переезда через мосты в центре: приходится спешиваться переходить и так далее.
5. Немало дорог без разметки для велосипедистов, причем обочины нет и рядом просто высокий бордюр. Движение очень плотное, того и гляди притрут к обочине или собьют.
6. Немало припаркованных машин, как на Литейном, например, приходится сбавлять скорость.

Плюсы:

1. Есть выделенные полосы для общественного транспорта, по ним можно свободно ехать быстро без помех и опасений быть атакованным автомобилем.
2. Есть немало малых улиц, где не такое интенсивное движение или оно просто медленное.
3. Так как постоянно дуют ветра, в Петербурге достаточно чистый воздух: гораздо чище чем в Москве или в центре Рязани.
4. У больших широких улиц есть большие пешеходные зоны, и там часто не так много людей.

На всех моих маршрутах в Петербурге были большие участки, где я просто мог катить по пешеходной зоне с приличной скоростью (особенно если рядом была промзона), но в центре приходилось выбираться на дороги, ибо там людно а тротуары там очень узкие.

Очень выручают набережные: по утрам и вечерам народа там немного. Самый тяжелый на мой взгляд район — Васильевский остров. На Невском и на Петроградке очень много полос для транспорта, там достаточно просто.

В целом езда на велосипеде по дорогам Санкт-Петербурга — это достаточно тяжелое занятие, требующее постоянного внимания и отнимающее немало сил. В центре быстро перемещаться не получается никогда, ибо там куча светофоров, а велосипедист тратит немало сил на то, чтобы разогнаться.

О велодорожках

Велодорожки под нажимом общественности строят, но толку от них нет, ибо пешеходы ходят по ним пешком как по тротуару; также на них куча роллеров, маленьких детей. При таких раскладах проще ехать по проезжей части: 95% автомобилистов чтут правила.

На велодорожке же опасно разгоняться, можно кого-нибудь сбить.

Самые большие проблемы передвижения на велосипеде:

1. Негде оставить. Воруют со страшной силой, не помогают никакие замки. Нельзя спокойно пойти в магазин, когда ты на велосипеде, боишься, что украдут. Страх подпитывается каждый год большим количеством угонов.
2. Погодные условия. Это только в радужных статьях «велоактивистов» всегда светит солнце. В реальной жизни часть идёт дождь, а в дождь ты с головы до пят весь в грязи. Даже если ехать не спеша.
3. Потеешь всегда. Обычно при катании носишь рюкзак, и спина под рюкзаком в любом случае потеет. В редкую погоду не потеешь: идеальная погода для велосипедиста — это 13-15 градусов без ветра (а без ветра в Санкт-Петербурге очень редко бывает).

Нам постоянно ставят в пример опыт европейских городов, однако «велоактивисты» в упор не хотят замечать некоторых нюансов:

1. Население европейских городов невелико. В основном — около 300 тыс населения, городов-миллионников мало.
2. Расстояния там небольшие. Когда тебе до работы 2,5-3 км, на велосипеде их можно преодолеть за 10-15 минут.
3. Общественный транспорт дорогой, жители не могут себе его позволить, о чём часто говорят в интервью: «я езжу на велосипеде ибо экономлю».
4. Климат. Где-то можно ездить на велосипеде круглый год, у нас обычно только с мая по октябрь, да и то не всегда.
5. Почти никогда нет нормального проекта, чтобы кто-нибудь хотя бы начертил маршрут на карте, или произведя разведку местности сказал: «Мы хотим велодорожку тут». Большая часть разговоров о велодорожках — это просто болтовня.


Как только придумают дешевое и компактное индивидуальное устройство, чтобы человек мог передвигаться со средней скоростью в 20 км в час, пробок станет меньше. Тот же сегвей вполне мог бы им стать, или дешевые китайские колеса с гироскопом, когда едешь на одном колесе. Стоят сейчас они около 300-400$.

Однако неясно, что делать в холодное время года даже имея подобное устройство. Наш климат всё равно накладывает свой отпечаток, и в ближайшие 10-20 лет альтернативы общественному транспорту не будет.

Выводы

1. Велодорожки не спасут ситуацию. На них будут парковаться, по ним будут ходить пешеходы, на них будут твориться прочие непотребства. В Нью Йорке очертили велодорожки, так там на них полная анархия. Около каждой велодорожки пост ДПС не поставишь.

2. В больших городах и для широких народных масс велосипед малоприменим — из-за проблем с воровством, специфики нашего климата, специфики устройства городов, больших расстояний.

3. Европейский опыт не так радужен, как нам показывают. Как мне, кажется велодорожки там делаются скорее из политических или «распильных» соображений.

4. Никто не оценивает, сколько ДТП с участием велосипедистов мы получим в результате массовой велосипедизации, как сильно возрастет нагрузка на медицинские службы. С началом сезона травматологи фиксируют немало травм.

Так что на 100 единиц приложенных усилий по велосипедизации мы получим 1 единицу результата. Возможно, для малых городов это не так, но всё равно эффект будет декоративный: даже если каким-то образом удастс решить все проблемы с воровством и с велоинфраструктурой.

Увы, в Санкт-Петербурге перемещение из точки А в точку Б занимает в большинстве случаев примерно час, вне зависимости от того, какой вид транспорта вы выбираете: личное авто, метро, велосипед или что-нибудь ещё.

PS. По поводу разгона велопробега в Санкт-Петербурге.

На мой взгляд, это просто несогласованность властей: кто-то где-то испугался, что велопарад может перерасти в политическую акцию, или просто не состыковались со службой охраны первых лиц, съехавшихся на экономический форум. Возможно, где-то на пути парада мог проходить кортеж, или что-то случилось незапланированное.

Кстати говоря, в ночь с пятницы на субботу всегда проходит ночной велопробег Pin mix, даже зимой для самых сильных и отмороженных:

http://vk.com/topic-3938_34148087

Возможно, отметив активность велосипедистов в пятницу, власти решили запретить велопарад из соображений «кабы чего не вышло». Вообще, за время проживания в Петербурге (с 2013) не припомню каких-либо гонений на велопробеги: тот же Пин Микс существует очень давно. Летом там собирается до 1500 человек, и так каждую пятницу. Согласуют ли они свои мероприятия, я не знаю, но скорее всего нет: согласовывать вело пробег каждую неделю не хватит просто времени и сил.

В Рязани никакие ночные велокатания не регистрировались никогда. В 2011, когда всё было очень политизировано, несколько раз уведомляли администрацию города и всё. Иногда на старте маршрута на Театральной площади бывало усиление полиции, но ничего никогда не отменяли. Впрочем, и организаторы никогда не пытались превратить велопробег в политическую акцию.

Кстати, я не написал, почему я постоянно езжу на велосипеде на работу. Несмотря на все трудности, для меня это просто утренняя зарядка и получение удовольствия от процесса. Когда катаюсь, в течение рабочего дня чувствую себя лучше.


Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 553 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal