Стенд Новороссийского морского торгового порта: крупнейшего в России (и третьего в Европе) по объему грузооборота. Из порта суда увозят сырую нефть, нефтепродукты, металлы и зерно, а в порт привозят контейнеры с оборудованием и прочими нужными стране товарами. Объемы перевалки нефтепродуктов растут (в России строятся новые НПЗ).
На ПМЭФ вчера Росморпорт и НМТП подписали соглашение о начале работы над строительством новых сухогрузных терминалов: под металлы, зерно, лес и, вообще, все, что нельзя пустить по трубе. Общая стоимость проекта -- 228 млрд рублей, большую часть выделят частные инвесторы. Это крупный проект, можно уже вносить его в число самых крупных строящихся проектов на "Руксперте":
http://ruxpert.ru/Крупные_российские_проекты_(строящиеся)
Откуда возьмутся грузы? Внешняя торговля "изолированной" России растет, заявок поступает больше, чем порт может сейчас обработать. Если вы посмотрите на карту, вы увидите, что у России не так уж много хороших выходов к морю, поэтому сколь бы мощными ни были эти выходы, грузы под них в ближайшее десятилетие найдутся.
По поводу экологии. Представитель порта уверил меня, что пробы воды берутся два раза в день, и что на причале все время стоят толпы рыбаков, которые ловят пеленгас, хамсу и ставридку. Мазут течет на корабли по полностью закрытой системе, а на зерновом терминале в воздух распрыскивается растительное масло, из-за чего привычной для таких терминалов пыли нет вовсе.
PS. В капсуле, которую вы видите на видео к посту, я собираюсь сейчас облететь порт. На этом мой день на ПМЭФ будет окончен.
Обновление. Все, еду в "шаттле" обратно в город. Весьма доволен организацией форума -- никаких очередей, никаких неудобств, полно еды и кресел. Можно не думать о бытовой стороне вопроса, а просто ходить и делать репортажи. Кстати, забыл сказать, видел знаменитый ящик Артемия Лебедева. На ощупь довольно вандалоустойчив.