Что делать, если в вашей фирме работает сотрудник с тяжелым характером? Знаете, есть такой типаж — ворчливые, прямолинейные, режущие по поводу и без повода правду-матку прямо в лицо... эти ворчуны портят дружескую атмосферу в коллективе, а иногда приводят в бешенство не только коллег, но и клиентов.
На первый взгляд, такой сотрудник — это проблема, ненужная головная боль. Вместе с тем опыт подсказывает, что именно такие сотрудники являются зачастую лучшими специалистами, на которых держится вся работа. Попытаюсь объяснить, почему руководители после увольнения надоевшего всем «ворчуна» иногда сталкиваются с огромными трудностями при попытке заменить его кем-нибудь помягче.
1. Будем откровенны: у нас обычно нет денег на идеальных сотрудников. Поэтому мы можем выбирать — или обаятельный раздолбай, который за годы влипания в неприятности научился умело сглаживать острые углы, или ворчливый зануда, которого терпят за его высокий профессионализм.
Конечно на этом список доступных для выбора недостатков не исчерпывается: кто-то вкладывает отрицательные очки в неряшливость, кто-то в алкоголизм, кто-то в вороватость... вариантов тут много. Однако все же сотрудникам с плохим характером можно обычно платить меньше.
2. Тяжелый характер зачастую является следствием тяжелой работы. Если человек вкалывает как лошадь, у него редко остаются душевные силы на церемониальные расшаркивания и тонкие намёки. Дефицит сна также отнюдь не улучшает характер. Я был вполне серьёзен, когда включал в перечень главных проблем современного человека привычку экономить на своём сне:
http://fritzmorgen.livejournal.com/511528.html
Само собой, глупо хвастаться плохими нервами и несдержанностью — да и привычка перерабатывать также далеко не всегда идёт на пользу общему делу. И тем не менее, «стахановцам» сложнее контролировать свои отрицательные эмоции, чем лентяям.
3. Придирчивость и неуступчивость весьма важны в бизнесе. Там, где мягкий человек спокойно примет бракованную деталь от поставщика, а потом столь же спокойно отгрузит товар в кредит неплатежеспособному клиенту, зануда упрётся рогом и заставит сделать всё правильно.
Учёт и контроль необходимы даже для мелкого бизнеса — про крупный я уж не говорю. И именно людей с плохим характером надо ставить на позиции контролёров: у них хватит жёсткости, чтобы пресекать попытки нарушителей что-нибудь испортить.
4. Ворчливость часто является признаком интеллекта. Там, где недалёкого человека всё устраивает, ворчун видит массу недостатков, которые можно исправить.
Также осознание несовершенства нашего мира заставляет ворчуна быть требовательным не только к окружающим, но и к себе — и «расти над собой» там, где другой давно бы удовлетворённо расслабился.
5. Люди с тяжёлым характером менее склонны к интригам: если им что-то не нравится, они не строят хитрых комбинаций, а озвучивают свои мысли вслух.
Вторая причина, по которой ворчливые люди реже становятся интриганами — малое количество друзей среди коллег.
6. Наконец, как показывает опыт, именно ворчунам можно обычно поручать сложную работу, рассчитывая, что они не бросят её на полпути, а доведут дело до победного конца. Характер у этих людей, как правило, достаточно закалён, чтобы они шли к своей цели, не обращая внимания на мелкие трудности.
Подведу итог
Полагаю, мне не нужно отдельно пояснять, что сам по себе ворчливый характер является безусловным недостатком, с которым — ежели вам повезло им обладать — должно бороться. Ответственность, требовательность и аккуратность вполне возможно проявлять в тактичной и корректной форме.
Вместе с тем, если под вашим руководством работает «ворчун», присмотритесь к нему. Возможно, это обычный склочник, который срывает на окружающих своё недовольство, но, возможно, этот «ворчун» обладает некоторыми достоинствами из перечня, который я обрисовал выше.
Как говорят циничные американцы, самое важное в сотруднике — это сколько он приносит денег. Не могу не отметить, что иногда эта формула и вправду работает.
PS. Это шестнадцатая статья из серии «Размышления о ведении бизнеса в России». Другие статьи серии можно найти вот здесь:
http://fritzmorgen.livejournal.com/tag/Размышления о ведении бизнеса в России
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →