Владимир Путин призвал правительство готовиться к любому развитию ситуации на фондовых и сырьевых рынках. Что это значит?
С сырьевыми рынками всё понятно — значительную часть валюты мы получаем от экспорта разнообразного сырья и, следовательно, падение цены на нефть довольно грустно отражается на состоянии нашего бюджета и нашего торгового баланса.
Сделаю тут лирическое отступление и отмечу, что производство нефти сильно отличается от, например, производства бананов или даже от производства кроссовок. Для производства нефти сейчас нужны высокие и труднодоступные технологии — причём эти технологии необходимы отнюдь не только для физического извлечения нефти на поверхность (что само по себе непросто).
Добыть нефть — это только полдела. Нужно ещё защитить свою нефть от алчных демократов, а потом нужно выгодно продать нефть за собственную валюту, чтобы получить за неё адекватную цену.
Если присовокупить к этому то обстоятельство, что нефть — ресурс стратегический и дефицитный, становится ясно, что добыча нефти — сложное, но выгодное и перспективное дело.
Впрочем, пока что у России всё хорошо только с защитой нефти: наша армия надёжно оберегает нас от гуманитарных бомбардировок. С технологиями дела обстоят хуже: мы серьёзно зависим от западных технологий в этой области, в случае дальнейшего обострения отношений добыча на некоторых месторождениях будет затруднена.
С нефтерублём мы пока что также только в начале пути — дедолларизация хоть и продвигается неуклонно, однако до полноценного нефтерубля нам ещё работать и работать:
http://ruxpert.ru/Дедолларизация
Таким образом, долларовые котировки нефти пока что для России весьма важны, хотя, конечно, зависимость вовсе не так сильна, как кажется некоторым всепропальщикам. Напомню, год назад всепропальщики почти убедили всех, что рубль намертво привязан к нефти, и что курс рубля вычисляется по формуле 3600 рублей за баррель. Если бы всепропальщики были правы, то доллар стоил бы сейчас 120 рублей: ведь нефть уже прижалась к отметке 30 долларов за баррель и готовится к дальнейшему движению вниз. В реальности же доллар стоит на момент написания статьи не 120, а 76 рублей.
А почему? А потому что кроме нефти мы экспортируем также ещё много всего разного, от зерна и металлов до оружия и АЭС. Потому что у нас положительный торговый баланс и огромные резервы на чёрный день. И потому что у нас хорошо развиты промышленность с сельским хозяйством, что позволяет нам при необходимости сокращать поток импорта:
http://ruxpert.ru/Нефтяная_игла
Плавно возвращаюсь к призыву нашего президента пристально следить за фондовым и сырьевым рынками:
http://tass.ru/ekonomika/2583875
Я знаю, что правительство уже приступило к анализу этой работы, обращаю ваше внимание на то, что это вопросы чрезвычайно важные. Мы должны быть готовыми к любому развитию ситуации на сырьевых рынках, на фондовых рынках, очень внимательно за этим наблюдать и иметь сценарии развития российской экономики на любой вариант.
С сырьевыми рынками, повторюсь, всё понятно: некоторые солидные аналитики предполагают, что нефть может подешеветь ещё сильнее, до 16 долларов за баррель и даже ниже. Нужно готовиться к тому, что в бюджет поступит меньше денег, и правительство вынуждено будет или тратить запасённый жирок, или даже резать по живому важные расходы.
Однако почему же Владимир Путин призвал правительство обратить внимание ещё и на фондовые рынки?
Речь явно не шла про наши посконные индексы РТС и ММВБ — российский рынок акций, пусть простят меня отечественные инвесторы, это такая игрушка «для своих»: наш фондовый рынок довольно мал относительно размеров нашей экономики. Если завтра российские индексы упадут в 10 раз, этого не заметит никто, кроме вложивших туда свои деньги игроков. Предприятия будут работать как работали и, в общем, не изменится почти ничего.
Следовательно, речь в призыве нашего президента шла про фондовые рынки зарубежные. Ну а из зарубежных фондовых рынков реально повлиять на ситуацию в России может только фондовый рынок США — причём только в том случае, если он рухнет в пропасть, запустив тем самым очередной всепланетный финансовый кризис.
На моей памяти это первый случай, когда наш президент призывает правительство следить за фондовым рынком США. Ситуация становится крайне интригующей — и, похоже, в ближайшие недели мы имеем шанс увидеть захватывающую драму.
Обратите внимание, как дружно в последние дни начали говорить о надвигающемся фондовом шторме серьёзные игроки.
Джордж Сорос предрёк повторение экономического кризиса 2008 года:
http://news.sputnik.ru/ekonomika/66f6ef686ac1bf75e2102c22f88d08cc27a085b9
Банк Шотландии (один из крупнейших в мире) посоветовал своим клиентам «продавать всё»:
http://fritzmorgen.livejournal.com/850694.html
Банк Societe General (также один из крупнейших в мире) не исключил, что акции на биржах США обвалятся на 75%:
http://www.rbc.ru/finances/13/01/2016/56965b099a79476bb68f9d73
Для справки — во время Великой рецессии 2008 года котировки акций упали «всего лишь» в два раза, теперь же французский банк прозревает четырёхкратное падение — и многие считают, что это ещё оптимистичный прогноз.
В этот хор предвестников биржевого краха вливаются и голоса ховатского «дуэта судьбы» из JPMorgan Chase — двух аналитиков хорватского происхождения, прогнозы которых в 2015 году сбывались с пугающей точностью.
http://www.zerohedge.com/news/2016-01-13/jpms-head-quant-back-startling-warning-probability-bear-market-50
Дубравко Лакос-Бужас заявил, что работавшая ранее стратегия BTFD — «покупай на низах, так как потом всё равно вырастет» — перестала работать. Мистер Лакос-Бужас предрёк рынку поступательное движение вниз, и призвал пользоваться каждым локальным подъёмом, чтобы скинуть дешевеющие акции.
Вторая половина дуэта — легендарный Марко Коланович, который с лёгкой руки журналистов «Блумберга» получил уважительное прозвище «Гэндальф» — указал, что недавнее повышение ставок Федрезервом может привести или к некоторому снижению стоимости акций или даже к вхождению в полноценный падающий «медвежий» рынок.
Повторю ещё раз, упомянутые выше аналитики работают в крупнейших международных банках планеты — RBS и Societe Generale стабильно входят во вторую десятку, а JPMorgan Chase — в первую:
http://www.accuity.com/useful-links/bank-rankings/
Тот факт, что о грядущем падении биржевых котировок заговорили вслух столь авторитетные источники заставляет предположить, что биржи США уже находятся если не за гранью, то на самой грани сползания в пропасть.
Более того — аналитики дают свои рекомендации для того, чтобы к ним прислушивались. И хор этих «медведей» вполне может запустить «самосбывающееся пророчество» — ситуацию, когда акции падают именно по той причине, что инвесторы продают их в ожидании грядущего падения.
Как видите, пока что всё движется по сценарию, который я 15 декабря обозначил в качестве базового:
http://fritzmorgen.livejournal.com/842112.html
1. ФРС повысил ставку. Есть.
2. На биржах начались паника и брожение. Есть.
3. Биржи просели ниже августовских минимумов. Почти.
4. ФРС включил задний ход и понизил ставку обратно. Ждём.
Держитесь крепче. Самые интересные события ещё впереди.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →