Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

В защиту бухгалтеров



В интернете принято считать, будто бухгалтерия — это такой отстойник «глупых ленивых тёток», что-то типа Чукотки из анекдотов. Активнее всего распространяют этот миф недалёкие системные администраторы, у которых, отмечу, нередко и в самом деле возникают конфликтные ситуации с бухгалтерией.

Сами понимаете, бухгалтерия — женский коллектив, а типичный сисадмин имеет не так уж много опыта общения с противоположным полом и легко поддаётся разного рода поддразниванию и фокусам типа «ах, я такая дурочка, сделай вот эту работу за меня».

Усугубляет ситуацию то обстоятельство, что бухгалтеры часто имеют тяжёлый характер и склонность командовать окружающими — при этом они распоряжаются деньгами и находятся в иерархии фирмы очень близко к руководству. Из-за этого системным администраторам приходится смиренно терпеть повышенную требовательность бухгалтеров и выполнять все их пожелания в первую очередь.

Попытка поссориться с бухгалтерией выливается в отказ пускать в оплату счета сисадмина на новые компьютеры и в болезненные разносы от директора на тему «почему Мария Ивановна не может из-за тебя работать в своей программе». Так что сисадминам приходится как-то компенсировать свои страдания публикацией в интернете анекдотов про глупых бухгалтеров, которые без посторонней помощи не могут якобы даже чайник включить в розетку.

Само собой, я обрисовал сейчас некую карикатурную ситуацию — если и в бухгалтерии и в IT-отделе сидят профессионалы, отношения между ними отличные и обе стороны относятся друг к другу с искренним уважением.

Дело в том, что бухгалтеры — это, как правило, интеллектуальная элита организаций. Если взять наугад какую-нибудь контору и прогнать там сотрудников через тесты на остроту ума, бухгалтерия, вероятно, победит с большим отрывом. Бухгалтеры работают с большими объёмами запутанных данных, при этом у них нет права на ошибку — так как их ошибки вылезают в виде астрономических иногда штрафов и прочих финансовых потерь.

Конечно, бывают дурочки и среди бухгалтеров, я не спорю, однако по умолчанию бухгалтеру светлая голова необходима. Бухгалтеры бывают ленивыми задницами, это да. Сделала всю работу за полчаса, а директору сказала, что работала весь день — такое бывает. Но даже и в этом случае, как вы понимаете, бухгалтеру надо быть всё же умнее директора, иначе его быстро раскусят.

Давайте отсортируем типичные офисные должности по сложности работы.

Вахтёру нужно просто отсиживать нужное количество часов, читая при этом книжку или смотря телевизор. Напрягаться приходится по-минимуму.

Курьеру нужно весь день работать, разъезжая по разным местам, однако работа простая и однотипная, напрягать мозг не нужно вовсе.

Секретарю требуется чётко и быстро справляться с потоком весьма разнообразных, но при этом лёгких и понятных задач. Найти Петра Петровича, заменить в документе одну фамилию на другую, дозвониться до Марии Ивановны и попросить у неё платёжку... секретарь всё время занят, но при этом «плывёт по течению», в каждый конкретный момент времени у него есть простое и короткое дело.

Слесарю по ремонту автомобилей приходится уже напрягать мозг. Иногда неисправность автомобиля видна сразу, однако зачастую приходится очень крепко напрячь мозг, чтобы понять, откуда вылезает неприятный стук и как именно можно исправить проблему с минимальными затратами для клиента.

У бухгалтера следующий уровень сложности: ему требуется держать в голове огромный объём данных и не только вылавливать какие-то ошибки во время сдачи отчётности — хотя и это весьма непросто — но и постоянно размышлять о возможных опасностях. Очень непросто, доложу я вам, организовать движение денег и документов таким образом, чтобы выгода для фирмы была максимальной, а риск — минимальным.

Если бухгалтер расслабляется и перестаёт продумывать ситуацию на годы вперёд, заканчивается это обычно плохо: в итоге организация выясняет, что понесла из-за лени бухгалтера миллионные убытки, и бухгалтера с позором увольняют.

Само собой, я обрисовал вам некую идеальную ситуацию: в реальной жизни бывают и очень умные секретари и крайне безответственные бухгалтеры. Однако всё же опытный директор глупого или ленивого бухгалтера на работу не возьмёт...

Пожалуй, надо вспомнить ещё и историю вопроса. При советской власти типичный бухгалтер был суровым усатым мужчиной в очках. Главная задача бухгалтера состояла в том, чтобы следить за директором — как бы тот чего не украл. Работа была очень ответственной, можно было как получить реальный уголовный срок, так и нажить себе реальных проблем.

В девяностые годы мелкий и средний бизнес работал или вообще по-чёрному, не имея никаких сношений с государством, или очень по-серому, выдавая государству полностью оторванную от реальности отчётность. В этот момент работа бухгалтера стала женской — так как настоящие деньги руководство считало лично, а роль бухгалтера заключалась только в механическом оформлении формальных бумажек.

Довольно быстро однако государство очнулось от либерального наркоза и начало последовательно выводить бизнес из тени. Директора также впитали в себя минимальную бизнес-культуру и осознали, что вести все расчёты лично, в клетчатой тетрадке, уже нельзя: это приводит к большим потерям денег из-за ошибок, которые клетчатая тетрадка не позволяет отловить.

Появилось разделение должностей: бухгалтер готовил отчётность для государства, а финансовый директор занимался реальным расчётами с контрагентами, кредиторами и учредителями. Кстати, в девяностые годы сильнее всего рисковали пасть жертвой киллеров именно финансовые директора, так как у них в головах хранилась самая чувствительная информация, информация о расчётах.

Сейчас, кстати, благословенные девяностые, о которых нам с такой ностальгией последнее время рассказывают граждане Израиля и США, уже позади, бизнес стал гораздо более цивилизованным. Расчёты с государством перестали быть пустой формальностью, а бизнесмены, которые не понимали важность точного учёта своих денег, давно уже разорились. Работа бухгалтера снова стала сложной, важной и ответственной.

Кстати, именно поэтому бухгалтеры часто бывают прямолинейными и раздражительными — тяжёлым грузом висящая над головой ответственность меняет людей.

Наконец, чтобы картина была полной, упомяну ещё одно важное обстоятельство. Законодательство постоянно меняется, а бухгалтерские программы непрерывно совершенствуются — из-за этого бухгалтерам приходится очень много учиться, либо на специальных курсах, либо лично изучая новые нормативные акты. Это тоже весьма помогает бухгалтерам держать мозги в тонусе.

Возможно, я уже рассказывал вам: у меня есть диплом бухгалтера, а также я являюсь владельцем небольшой IT-компании и автором книги по управленческому учёту. Из-за этого на тему бухгалтерии я могу говорить бесконечно — мы ведь ещё не обсудили с вами кадровиков, программистов 1С, сотрудников госучреждений, разницу между маленькими и большими фирмами, западный опыт и много чего ещё.

Поэтому я сейчас принимаю волевое решение и ставлю на этом месте точку. Надеюсь, коллеги, мне удалось сегодня развеять миф о «глупых бухгалтерах» — и, может быть, кто-нибудь из вас даже решит теперь стать бухгалтером. Весьма рекомендую: работа бухгалтера сложна и ответственна, однако при этом она не даст вам ни умереть с голоду, ни заскучать.

PS. Это девятая статья из серии «Размышления о ведении бизнеса в России». Другие статьи серии можно найти вот здесь:

http://fritzmorgen.livejournal.com/tag/Размышления о ведении бизнеса в России

Tags: Размышления о ведении бизнеса в России
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 568 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal