Итак, Владимир Владимирович оказался прав, а оптимисты оказались неправы. На сланцевой мечте уже практически официально поставлен крест. EIA – статистическое подразделение министерства США – признало, что пик сланцевой нефтедобычи в США был пройден ещё в апреле, и что как минимум до 2016 года ожидается дальнейшее сокращение объёмов добычи нефти:
http://aftershock.su/?q=node/320978
http://aftershock.su/?q=node/321292
Собственно, и раньше было очевидно, что у сланцевой отрасли США большие проблемы. Особенность сланцевых скважин заключается в том, что они очень быстро истощаются, и если не бурить постоянно новые и новые скважины, то объёмы добычи будут закономерным образом стремительно падать:
http://ruxpert.ru/Сланцевый_газ
При этом мы вот уже полгода как следим за резким обвалом количества действующих буровых в США. Если в начале 2015 в США орудовало более 1600 буровых, то к настоящему моменту их число сократилось в два с половиной раза, до 630:
http://ugfx.livejournal.com/1082508.html
Чудес не бывает. Если старые скважины истощаются, а новые скважины не бурятся, значит, объёмы добычи должны падать. В чём, собственно, и призналось нам, наконец, американское EIA.
Однако это ещё только первые ласточки – основные проблемы у американских сланцевиков впереди. Дело в том, что до последнего времени сланцевики продавали нефть по цене в 90 долларов за баррель – так как они ещё в прошлом году подстраховались от падения цен на нефть путём заключения долгосрочных хеджевых контрактов. Сейчас эти контракты начинают массово заканчиваться, и сланцевикам приходится продавать нефть уже по нынешним ценам в 60 долларов за баррель – то есть, себе в убыток:
http://crimsonalter.livejournal.com/67075.html
На всякий случай объясню механизм такой страховки. Пожалуйста, не придирайтесь к деталям: я многое упрощу для краткости.
Так вот, допустим, сейчас идёт лето 2014 года, а у вас есть сланцевая компания в США. Себестоимость добычи нефти составляет для вас 80 долларов за баррель: именно столько нужно отдать в виде налогов, зарплаты, процентов по кредитам и лизинговых платежей за оборудование. Если вы продаёте нефть за 85 долларов, вы в плюсе. Если вы продаёте нефть за 75 долларов, вы в минусе.
Прямо сейчас на календаре август 2014 года, и нефть торгуется по 105 долларов за баррель – и эта цена вас вполне устраивает. Однако в 2010 году средняя цена на нефть составляла 70 долларов за баррель, а в 2009 – 53 доллара за баррель. И если цена опустится в 2015 году, вы обанкротитесь.
Будучи человеком разумным, вы решаете подстраховаться, и хеджируете свой риск. Покупаете на бирже специальный контракт, согласно которому вы обязуетесь продать некому нефтеперерабатывающему заводу нефть по 90 долларов за баррель, а он, в свою очередь, обязуется эту нефть у вас купить. Тем самым вы покупаете себе уверенность в том, что будете работать «в плюс» независимо от колебаний цен на нефть. Нефтеперарабатывающий завод, в свою очередь, получает уверенность, что будет покупать нефть по нормальной цене, и что его расходы не вырастут капитально, если цены на нефть вдруг взлетят.
В реальной жизни нужно было бы ещё обрисовать важную роль спекулянтов во всём этом процессе, однако сейчас нам про них думать не нужно.
Итак, вы извлекаете нефть по 80 долларов за баррель, продаёте по 90 долларов за баррель, ваша компания приносит некоторую прибыль. Всё хорошо. Однако тут наступает лето 2015 года, и вы с ужасом вспоминаете, что срок заключённого вами контракта скоро истекает. И как только он истечёт, вам придётся продавать нефть уже по рыночной цене – по 60 долларов за баррель. Что разумеется, полностью разорит вас.
Процитирую «Блумберг», крупное информационное агентство, которое при всём желании нельзя обвинить в работе на Путина:
http://www.bloomberg.com/news/articles/2015-07-01/shale-driller-losing-their-insurance-against-price-drops
Страховки, которые производители покупали до коллапса нефтяных цен – многие из которых гарантировали минимальную цену в 90 баррелей или выше – истекает. После того как это произойдёт, инвесторам останется только гадать, как эти компании сделают выручку в $3,7 млрд долларов, которую они получили в первом квартале, после того как цены на сырую нефть рухнули ниже $60 за баррель с пика в $107 в середине 2014.
«Год назад вы могли хеджировать ваши риски по ценам от $85 до $90, а сейчас цены упали ниже $60», – говорит Крис Ланг, старший президент компании Asset Risk Management, советник по хеджированию в более чем 100 разведывательных и добывающих компаниях. «В следующем году это действительно назреет».
Как видите, прогноз Владимира Владимировича, который был сделан им в октябре 2014 года, всё же сбылся.
А теперь о лентяях из Newsru.com. В своё время они поленились разобраться в ситуации, и прямо исказили слова нашего президента, написав в статье, что он якобы предрёк не обрушение производства нефти, а обрушение всего производства – от производства кроссовок до производства автомобилей:
http://www.newsru.com/finance/17oct2014/putinn.html
Заголовок это злополучной статьи – «Путин: мировая экономика рухнет при сохранении цены на нефть на уровне 80 долларов» – до сих пор регулярно цитируют прозападные либералы.
Конечно, и внимательному читателю и так понятно, что журналисты исказили слова президента, это следует из приведённой прямо в статье цитате. Однако всё же если меня читают сейчас редактора Newsru.com, я убедительно прошу их привести заголовок и текст той старой статьи в соответствие с реальностью.
Update. В комментариях задали важный вопрос: если цены на нефть взлетят – а они, надо полагать, взлетят, потому что убедительно замены для нефти пока что не придумали – сланцевые скважины снова станут рентабельными?
Отвечу примером. Представьте себе, что вы открыли кафе, а оно разорилось, так как завод по соседству, с которого вам шёл основной поток клиентов, закрылся. Вопрос: значит ли это, что когда завод снова начнёт работать, можно будет снова открыть кафе?
Ответ: да, можно. Вот только к тому моменту вы уже давно зафиксируете убытки и распродадите торговое оборудование, а помещение вашего кафе переоборудуют под парикмахерскую.
Проще говоря, скважины-то можно будет распечатать и через два года. Вот только сланцевые компании США к этому времени, вероятно, успеют уже обанкротиться и повесить мёртвые кредиты на и так находящуюся не в лучшей форме банковскую систему США.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →