Кирпичи сами по себе не построятся в стены дома. Куски металла и пластика, оставленные лежать грудой на полу гаража, не соберутся сами собой в автомобиль. Если выплеснуть на холст краски, они не смогут самостоятельно лечь в виде картины.
Я знаю, кто-то уже хищно занёс пальцы над клавиатурой, чтобы рассказать мне о современном западном искусстве, в котором полотна иногда рисуются удивительно креативным образом. Не нужно. Всё же мы сейчас рассуждаем о бизнесе, а в бизнесе постмодернизма собственно картина – это далеко не самая важная составляющая.
Помните, у Носова, в книге «Незнайка на Луне»?
— Ты, братец, лучше на эту картину не смотри, — говорил ему Козлик. Не ломай голову зря. Тут все равно ничего понять нельзя. У нас все художники так рисуют, потому что богачи только такие картины и покупают. Один намалюет такие вот загогулинки, другой изобразит какие-то непонятные закорючечки, третий вовсе нальет жидкой краски в лохань и хватит ею посреди холста, так что получится какое-то несуразное, бессмысленное пятно. Ты на это пятно смотришь и ничего не можешь понять — просто мерзость какая-то! А богачи смотрят да еще и похваливают. «Нам, говорят, и не нужно, чтоб картина была понятная. Мы вовсе не хотим, чтоб какой-то художник чему-то там нас учил. Богатый и без художника все понимает, а бедняку и не нужно ничего понимать. На то он и бедняк, чтоб ничего не понимать и в темноте жить».
Впрочем, искусство – это отдельный большой разговор. Вернёмся к автомобилю, который по понятным причинам не может сам собой собраться из кучи запчастей в единое целое. Для сборки автомобиля нужен квалифицированный механик, который будет несколько месяцев привинчивать детали одну к другой, пока из них не родится готовое авто.
Так вот. Бизнесмен, который открывает новый бизнес, выполняет ту же работу, что и этот механик – организует свеженанятых сотрудников в команду, которая работает как единый (пусть обычно и немного бестолковый) организм. При этом задача бизнесмена даже более сложна, чем задача нашего механика: ведь ему мало собрать свою «машину», ему ещё нужно, чтобы эта «машина» получилась в итоге дешевле «машины» заводской сборки.
То есть, бизнесмен должен выполнить свою работу более эффективно, чем выполняют её огромные фабрики.
Попробуйте поконкурировать с монстрами типа Макдональдса или IKEA, над отладкой бизнес-процессов в которых работают лучшие специалисты своего дела, и которые имеют возможность давить вас ценами, масштабами и ковровой телерекламой. Это не так-то просто.
Конечно, и у монстров есть свои слабые места – так, например, у Макдональдса это дурная репутация и сомнительная в плане здоровья еда, а у шведов – фирменная скандинавская экономность, которая отвращает от них значительную долю покупателей. Тем не менее эти слабые места нужно ещё уметь использовать.
Добавим к этому ещё одно обстоятельство. Бизнесмен, в отличие от большинства специалистов, серьёзно рискует своими деньгами. Это важно.
Был такой анекдот в советские времена. Выкуренная сигарета сокращает продолжительность жизни на 15 минут. Рюмка водки сокращает продолжительность жизни на 1 час. Рабочий день сокращает продолжительность жизни на 8 часов.
Казалось бы, просто анекдот… но вот представьте себе двух рабочих-фасовщиков, которые складывают в цеху пирожные в коробки. Работа эта, как вы понимаете, не особо творческая: из жизни потраченное на неё время можно смело вычёркивать.
Теперь представьте себе, что первый фасовщик попадает в серьёзную автокатастрофу, несколько месяцев валяется в больнице, а потом получает от виновника аварии компенсацию, которая равняется его заработку за 20 лет. Второй фасовщик спокойно работает 20 лет на фабрике.
Денег у первого фасовщика, как вы понимаете, больше: ведь ему не надо было на протяжении 20 лет кушать и платить за квартиру. А теперь провокационный вопрос – у кого лучше здоровье? У того, кто пролежал несколько месяцев в больнице и вышел оттуда относительно здоровым человеком? Или у его коллеги, который старше его на 20 лет?
Вы уже поняли, куда я веду. Когда люди говорят, что за деньги здоровья не купить, они сильно лукавят. Покуда врачи не изобрели рецепт бессмертия, время медленно убивает нас, и, следовательно, каждый работающий человек вынужденно распродаёт своё здоровье за деньги: даже если он работает не в шахте или на каком-нибудь подобном вредном производстве, а в чистом и хорошо отапливаемом офисе.
Так вот. Надо понимать, что когда бизнесмен рискует своими деньгами, он ставит на кон месяцы, годы, а иногда и десятилетия своей жизни. Казалось бы, что такого, потерять пару десятков миллионов, когда у тебя всё равно достаточно денег на хлеб со страусиным маслом и с чёрной икрой?
Однако исследования показывают, что продолжительность жизни бизнесменов значительно ниже средней. Известны случаи, когда бизнесмены переживают потерю денег крайне тяжело, вплоть до больничной койки или даже до могильной оградки. Работа у бизнесменов нервная и тяжёлая.
Подведём промежуточный итог. Бизнесмен выполняет весьма непростую и довольно вредную для здоровья работу по строительству бизнеса. Поэтому называть бизнесмена «паразитом» на том основании, что он только сидит и руководит, в то время как всю работу выполняют его подчинённые, нельзя.
Вернёмся к сравнению с нашим механиком, который собрал автомобиль из запчастей. Попытаемся разобрать его полезность с точки зрения эдакого наивного коммуниста, который называет всех бизнесменов паразитами.
Кто двигает автомобиль? Двигатель. Помогают двигателю в этом коробка передач, карданный вал, колёса и прочие составные части автомобиля.
Кто управляет автомобилем? Шофёр. Механик может вообще уехать на месяц на Гавайи, автомобиль будет замечательно ездить без механика.
Так зачем же нам нужен этот паразит, механик?
Ответ очевиден. Во-первых, автомобиль через какое-то время непременно сломается, и тогда кому-то придётся его чинить. Справится ли с этим шофёр? Далеко не факт.
Во-вторых, механик потратил значительное количество времени и денег на то, чтобы купить запчасти для автомобиля, а потом собрать из них целый автомобиль. Выгонять механика, не заплатив ему предварительно за проделанную работу, несколько нечестно. А то, знаете, можно докатиться и до того, чтобы назвать паразитами пенсионеров: они тоже ведь не выполняют полезной работы…
В общем, в капиталистическом обществе бизнесмены играют понятную и даже общественно-полезную роль: роль строителей сложных структур из станков и живых людей. Однако это ещё не значит, что высокое самомнение предпринимателей, многие из которых считают себя эдакой капиталистической аристократией духа, всегда имеет под собой реальные основания.
Возьмём, к примеру, понятный и распространённый бизнес – автосервис. Каждый в команде занят там своим делом. Слесари крутят гайки, менеджеры заполняют бумаги и заказывают запчасти, кассир пересчитывает выручку, а владелец бизнеса вкладывает свои деньги и следит, чтобы всё работало нормально.
Ещё раз остановлюсь на неочевидном моменте «вкладывает деньги». Допустим, запуск нашего автосервиса обошёлся в несколько миллионов рублей. Подъёмники, автомойка, разные там стеллажи и некий базовый набор запчастей, расходы на начальную рекламу и тому подобное.
Допустим, владелец автосервиса работал до того 5 лет простым слесарем, откладывал по 80 тысяч рублей с каждой зарплаты, и жил за счёт жены, которая все эти годы его кормила и содержала. И вот счастливый день позади: владелец автосервиса снял со сберкнижки накопленные несколько миллионов, открыл автосервис, и сидит теперь там в кожаном кресле босса.
Так вот. Если мы подсчитаем общий вклад в копилку трудового времени, мы увидим, что как минимум первые пять лет босс будет впереди всех: потому что он свои виртуальные пять лет уже ударно оттарабанил: раньше всех, и не получая за это зарплаты. Поэтому рядовой слесарь получит право называть босса лентяем только после того, как стахановским трудом скопит достаточно денег, чтобы компенсировать боссу потраченное за годы накопления стартового капитала время.
Впрочем, вернёмся к подсчёту вклада каждого члена нашей команды. Бизнесмен – герой, мы уже это с вами определили. Но… будет ли работать автосервис без слесарей? Без менеджеров? Без кассиров?
Аргумент «нового кассира можно всегда нанять» не катит: ведь ровно так же и нового владельца бизнеса всегда можно найти, и ровно так же всегда можно пойти работать в какую-нибудь другую команду. Аргумент «я вкладывался» также не катит: так как и слесарь тоже вкладывался – в собственное образование и умение крутить гайки. Все вкладывались. Остаются только два аргумента:
1. Я главный.
2. Я богаче.
С одной стороны, система кажется справедливой. Каждый сам выбирает себе роль. Хочешь, копи денежки и открывай собственный бизнес. Примерно так, как я про это писал в прошлых статьях серии. Не хочешь копить? Живи сегодняшним днём, но тогда не жалуйся, что тобой управляют более волевые и расчётливые люди.
Эдакий лубочный либерализм, в котором каждый имеет равные возможности, и сам решает, будет ли он тратить силы на восхождение к вершине или же спокойно посидит в таверне у подножия горы, пока его более амбициозные товарищи будут срывать пальцы в кровь, карабкаясь наверх.
Однако не всё так просто. Справедливость бывает очень разной.
В дикой природе тоже есть своя справедливость. Шансы там тоже у всех формально равны. Выживает сильнейший, а если кто не хочет выживать, а хочет спокойно щипать травку и мычать на луну по вечерам – ну так это его личный выбор, никто не заставлял рождаться травоядным.
То же самое и с нашими бизнесменами. При нынешнем государственном строе главным в команде считается тот, кому принадлежат средства производства. Бизнесмен. А при советской власти, например, средства производства принадлежали государству, поэтому главным считался тот, кто сидит в кресле директора. И советская система тоже была по-своему вполне справедливой.
Либералы, конечно же, полагают, будто советская система была крайне неэффективной, и что капитализм должен был сменить её хотя бы по праву сильного… однако это вопрос крайне дискуссионный, который мы сейчас поднимать не будем. Я ограничусь констатацией факта: как либерализм звериный, так и либерализм «цивилизованный» – весьма несовершенные системы государственного устройства.
И если при либерализме бизнесмены имеют значительно больше прав, нежели, скажем, рабочие, из этого ещё не следует, что бизнесмены чем-то лучше рабочих. На улицах условного Гарлема торговец наркотиками будет куда как более уважаемым человеком, чем мойщик окон. Но это не значит, что торговец наркотиками может гордиться на этом основании выбором своей профессии или хотя бы считать себя полезным членом общества.
Плавно перехожу ко второй проблеме многих бизнесменов. Для того, чтобы иметь моральное право считать себя элитой общества, надо вначале сделать для этого общества что-нибудь по-настоящему полезное.
Если бизнесмен открыл, например, стоматологическую клинику и честно лечит людей – вопросов к нему нет. Это полезный для общества бизнес.
Если бизнесмен уклоняется при этом от уплаты налогов, мы должны уже достать воображаемые весы и произвести довольно сложные расчёты, чтобы определить, приносит ли бизнесмен обществу больше вреда или пользы.
Если же бизнесмен, вдобавок, обманывает клиентов, как это делают иногда нечистые на клещи стоматологи, гордиться тогда ему решительно нечем. Общество даже выиграет, если он уйдёт в отставку и освободит место для своих более порядочных конкурентов.
Сколько бизнесменов в России занимаются реально полезной деятельностью, а сколько – просто выжимают деньги из общества? Продажа водки, скупка цветного металла, всучивание пылесосов на дому – это только верхушка айсберга. Так как если мы посмотрим даже на какой-нибудь безусловно полезный бизнес – типа производства мебели – мы увидим, что большая часть ресурсов бизнеса уходит в свисток: в рекламу, в борьбу с конкурентами за место под солнцем и в прочие ненужные обществу виды деятельности.
Да взять хотя бы игру на бирже и прочие авантюры. Вот, допустим, человек продал свою квартиру, ввязался в рискованную игру и выиграл кучу денег. Стал богатым человеком? Стал. Принёс обществу пользу? Нет, не принёс. Так как на игру были потрачены какие-то ресурсы, а выигранные деньги наш авантюрист вырвал не у природы, а у каких-то других, менее удачливых членов общества.
Важный момент. Я ни в коем случае не призываю лезть на баррикады с криком «назад в СССР». Даже самые преданные сторонники Советского Союза без труда перечислят вам массу серьёзных проблем, от которых страдало население страны Советов. Да и вообще, жить нужно в реальном мире, а в реальном мире возврат к СССР не только невозможен, но и не нужен. Попытки сделать «как было» ни к чему хорошему не приведут, нужно идти вперёд.
Вместе с тем, даже понимая, что в нынешней реальности главным в команде является владелец бизнеса, надо всё же трезво оценивать ту непростую роль, которую бизнесмен играет в обществе. Здесь, как вы уже увидели выше, можно сделать две ошибки. Или счесть бизнесмена «паразитом», проигнорировав его немалый вклад в работу команды, или, наоборот, принять бизнесмена за человека высшего сорта, которого наёмные работники должны ежедневно на коленях благодарить за то, что тот милостливо ими руководит.
Посмотрим ещё раз на наш автосервис. Кому он принадлежит?
Формально – бизнесмену. У бизнесмена есть документы, которые подтверждают его право на собственность, кроме того, бизнесмен может при желании продать автосервис за деньги, и сделать с этими деньгами что угодно.
Однако автосервис существует не в безвоздушном пространстве: он расположен в какой-то населённой местности, его окружает некая транспортная инфраструктура, к нему подведены газ, электричество и водопровод. Полиция защищает автосервис от бандитов, а армия – от демократических бомбардировок. Автосервис вынужден подчиняться законам государства и даже делиться с государством частью своих доходов.
Мы вынуждены сделать вывод: по факту автосервис принадлежит частично бизнесмену, а частично – государству. И, следовательно, бизнесмен управляет не только своей собственностью, но и тем, что доверило ему общество.
Это накладывает на бизнесмена определённую ответственность: особенно в том случае, когда мы говорим о крупном бизнесе. Хозяева построенных при СССР заводов, владельцы нефтяных скважин, короли розничной торговли и банковские магнаты – на каждом из них лежит немалая ответственность перед обществом. Поэтому когда государство убедительно просит олигарха о чём-либо, государство имеет на это полное моральное право: ведь государство не только тем или иным образом внесло в создание бизнеса олигарха огромный вклад, но и продолжает помогать работе бизнеса олигарха.
К сожалению, многие бизнесмены забывают об этом и обижаются на государство. Они полагают, будто всего добились своим трудом, а государство их при этом только грабило да мучало. И что государству следует куда-нибудь самоустраниться – и вот тогда возглавляемое невидимой рукой рынка сообщество бизнесменов быстро приведёт общество к процветанию.
Признаюсь, это весьма заразное и липкое заблуждение: несколько лет назад я и сам рассуждал в таком либеральном ключе. Позже однако я осознал, что история про бизнесмена и его друга точно описывает не только отношение наёмных сотрудников к владельцу бизнеса, но и отношение бизнесменов к государству, к тому невидимому компаньону, без ежедневной работы которого любой бизнес быстро свёлся бы к бестолковым авантюрам в духе лихих девяностых:
Один крупный бизнесмен встретил случайно своего друга детства: только что вышедшего в отставку военного пенсионера. Бизнесмен немедленно предложил другу работу. Работа заключалась в том, чтобы раз в день перейти дорогу, взять в банке пачку денег, а потом вернуться в офис и, оставив половину денег себе, отдать вторую половину пачки владельцу бизнеса.
Разумеется, друг детства с радостью согласился. Прошло несколько месяцев: друг детства купил квартиру, дорогой автомобиль, решил все свои финансовые проблемы. Однако при этом как-то помрачнел и, вообще, начал косо поглядывать на бизнесмена.
Бизнесмен, заметив перемены в товарище, однажды пришёл к нему в гости и прямо спросил, что у того случилось, и не может ли он как-то помочь.
– Понимаешь, – ответил ему друг, – я вот каждый день иду в банк, беру пачку денег, возвращаюсь в офис. Дальше эту пачку денег я делю на две равные части. Одну оставляю себе, вторую отдаю тебе.
– Ну?
– Деньги мы делим поровну. А в банк-то я один хожу!
Подведу итог
Грузчик делает два вида работ: «круглое катить, квадратное тащить». Бизнесмен также решает две задачи: отращивает свой капитал и создаёт новые бизнесы. Разумное выполнение любой из этих задач может принести обществу весьма существенную пользу.
Если фермер покупает заросший бурьяном участок земли, а потом строит на нём ферму и вспахивает поле, он одновременно и увеличивает свой капитал и создаёт новый бизнес. Вполне очевидно, что общество от этого только выигрывает.
Можно сделать то же самое и без пользы для общества: например, выиграв ферму в карты у соседа или начав выращивать на ферме запрещённые препараты вместо легальных картошки с брюквой.
В любом случае бизнесмену стоит помнить, что профессия сама по себе не делает его ещё ни героем, ни злодеем. Будет бизнесмен приносить пользу или паразитировать на своих согражданах зависит от того, насколько ответственно он будет относиться к своим обязанностям перед обществом – которые, как вы теперь видите, ни в коем случае не ограничиваются одной только честной и своевременной уплатой налогов.
PS. Это шестая статья из серии «Размышления о ведении бизнеса в России». Другие статьи серии можно найти вот здесь:
http://fritzmorgen.livejournal.com/tag/Размышления о ведении бизнеса в России
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →