Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

За чей счёт банкет



Не стоило мне писать про «шило в заднице», которое нужно открывающим бизнес с нуля. Многие и так уверены, будто бизнес – это такая романтика, как в кино. С погонями, перестрелками, рискованной игрой на бирже и первым инфарктом в 40 лет.

На самом же деле бизнес – это довольно будничный труд, и риска в ней не больше, чем в работе электрика или дальнобойщика. Конечно, если ковыряться в высоковольтных проводах без резинового коврика и гонять многотонную фуру на лысой резине по мокрым загородным трассам, романтики будет масса. Однако склонность к безбашенному риску бизнесу скорее мешает, чем помогает.

«Шило в заднице», которое упоминаю я и прочие бизнесмены, нужно вовсе не для того, чтобы добиться успеха в бизнесе. Это шило нужно для того, чтобы свернуть с накатанной колеи и резко сменить вид деятельности. Если вам по наследству от родителей достался свечной заводик, точно такое же шило в заднице нужно будет вам для того, чтобы продать бизнес и податься, к примеру, в науку. Желания рискнуть для этого, будьте уверены, потребуется ничуть не меньше, чем учёному-химику, который захочет покинуть свою уютную кафедру ради манящего его свечного завода.

В самом же бизнесе излишняя склонность к риску скорее мешает, чем помогает.

Представьте себе, что вы – бизнесмен. У вас есть план некого проекта, который может принести вам в перспективе хороший доход. Допустим, для определённости, вы собираетесь открыть мастерскую по изготовлению офисных кресел со встроенным в сиденье кондиционером. Откуда вы будете брать деньги на открытие мастерской?

Пожалуйста, не отмахивайтесь от этого вопроса, как от второстепенного. Вопрос «кто будет оплачивать банкет» – один из самых важных в любом бизнесе, если не самый важный. Если банкет раз за разом будете оплачивать вы из собственного кармана, деньги в вашем кармане очень быстро закончатся.

Любой новый проект можно сравнить с денежным бассейном, в который вода по одной трубе втекает, из другой – вытекает. Если воды в бассейне не остаётся, бассейн приходится закрывать. Таким образом, прежде чем вы откроете ваш бассейн, озаботьтесь решением главной задачи – подключением к надёжному источнику входящей трубы.

Давайте разберём несколько вариантов.

Вариант 1. Убытки. Вы наполняете бассейн за свой личный счёт. Заливаете в бассейн сколько-то литров денег со своего личного счёта, а потом медитативно смотрите, как эти деньги утекают на аренду помещения, закупку оборудования, зарплату специалистам, на налоги и на тому подобные неизбежные расходы.

Может быть такое, что в процессе внезапно проклюнутся входящие трубы, и в бассейн потекут потоки звенящих монет? Да. Возможно, произведённые вами кресла будут с первых же месяцев пользоваться хорошим спросом, вы выберетесь в плюс и будете долго ещё стричь хорошие дивиденды с этого производства.

Но возможно, что ваши кресла не будут никому нужны, и вам придётся через какое-то время зафиксировать убытки: всё распродать, закрыть накопившиеся долги и смириться с потерей вложенных средств.

Спрашивается, таки нужен вам такой риск? Вопрос риторический. Такой риск вам совершенно не нужен. Так как потратив деньги впустую на неудачный проект вы уменьшите свой капитал, а это, как мы разбирали в прошлых частях «Размышлений», тупиковый путь.

Вариант 2. Аватанюра. Вы наполняете бассейн за счёт кредитных денег. Берёте в банке кредит побольше, вкладываетесь по полной в мастерскую и оборудование, и сразу выходите на промышленные объёмы выпуска мощных охлаждающих кресел.

Пожалуй, это самый популярный в книгах и деловых журналах вариант. Считается, будто именно так и начинаются крупные бизнесы – со взятых под 25% годовых кредитов.

И действительно, каждый потенциальный бизнесмен периодически наблюдает темы, на которых можно сделать хорошие деньги законным или полузаконным способом.

Так, например, достаточно часто деньги делаются на банальном воровстве. Классика жанра: сотрудник торговой фирмы увольняется, прихватив с собой клиентскую базу, а потом выжимает из этой базы быстрые деньги. Он обзванивает клиентов из базы по списку и предлагает им хорошую скидку, которую может им дать, так как ему не надо на первых порах тратиться на офис, рекламу и тому подобное.

Или ещё один пример – после падения курса рубля в декабре 2014 года многие начали перегонять резко подешевевшие в валюте автомобили в Белоруссию, Казахстан и даже в Европу. Под это дело спокойно можно было даже брать кредит, так как он окупался за пару недель.

Некоторые, собственно, так и живут. С одной авантюры перескакивают на другую, покрупнее, потом на ещё более крупную. Иногда дорастают в итоге до олигархов и начинают уже играть в политику: скупают телеканалы, устраивают цветные революции… Но обычно такой стиль ведения бизнеса довольно быстро заводит авантюристов в тупик.

Есть такой метод выигрыша в казино – удваивать ставку в случае проигрыша. Вот, допустим, вы ставите тысячу рублей на красненькое. Проиграли. Ставите две тысячи на красненькое. Проиграли. Ставите четыре тысячи. Выиграли. Итого вы в плюсе на тысячу рублей (три тысячи проиграли, четыре выиграли). И вы останетесь в плюсе, даже если вам не повезёт несколько раз подряд – вы просто будете удваивать ставку, пока, наконец, «красненькое» всё же не выпадет.

Работает этот метод?

Да, работает. Но у него есть один изъян. На сколько-нибудь долгом периоде вам непременно повезёт проиграть раз 15 подряд. И если у вас в этот момент не окажется в кармане 65 миллионов рублей, вам придётся расстаться с теми десятками миллионов, которые вы в казино уже проиграли. После чего вы станете банкротом, и вам придётся начинать с нуля.

Так и в реальной жизни. Если всё время ставить на кон все свои деньги, рано или поздно – причём скорее рано, чем поздно – таки воспоследует проигрыш и вы останетесь на бобах.

В этом, наверное, не будет ничего страшного, если у вас темперамент как у того героя Джека Лондона, который несколько раз делал себе состояние на золотых приисках, а потом проматывал его до нитки во время игры в покер или во что он там играл. В принципе, если вы очень сильно постараетесь, вам даже удастся обойтись во время ваших авантюр без воровства и мошенничества – хотя, конечно, сделать это с таким стилем ведения бизнеса будет непросто.

Однако надо всё же понимать, что карьера авантюриста и карьера бизнесмена – это две разные карьеры. Это во времена античности морские торговцы легко превращались в морских пиратов, стоило им только завидеть беззащитное судно. Сейчас же вполне реально организовать нормальный бизнес, без дикого риска и без уголовной романтики. При этом, что характерно, взятые наугад 100 нормальных бизнесменов будут богаче, чем взятые наугад 100 авантюристов. Ну и седых волос у них, конечно, будет поменьше.

Кстати, про кредиты. Не думайте, будто на Западе жизнь авантюриста веселее, так как там кредиты доступнее. Если в стране дешёвая водка, это ещё не значит, что алкоголикам там проще жить. Под 5% годовых можно незаметно набрать такую гору кредитов, отдать которую не получится уже никогда.

Вариант 3. Инвестиции. Сотрудничество с инвесторами – это очень хороший вариант. Если, конечно, не связываться с теми хищными акулами, про которых пишет Наталья Касперская. С инвестором можно обычно договориться таким образом, чтобы он нёс основную часть рисков, а вы вкладывали в проект свой труд и знания.

Конечно, вы сможете найти инвестора только в том случае, если у вас уже будет хорошая деловая репутация, при этом инвестор всё равно справедливо потребует себе львиную долю прибыли… но вы всё равно в итоге останетесь в плюсе.

Проведу аналогию. Петя сходил в казино и поставил 10’000 рублей на «красненькое». Коля подмёл улицу вокруг казино и получил за это 500 рублей. У кого из них больше денег вечером?

Мы не знаем. Если Петя выиграл – то у Пети. Если проиграл – у Коли.

Теперь предположим, что в таком режиме Петя с Колей прожили год. Петя каждый день ходил в казино и ставил 10 тысяч рублей на красненькое. Коля каждый день подметал улицу и получал по 500 рублей. У кого из них больше денег к концу года?

Вот так и с инвесторами. Работа на инвестора, конечно, не приносит таких прибылей, как игра на свои деньги. Но, как говорится в одном аморальном анекдоте, лучше иметь 25% от хорошей сделки, чем 100% от плохой.

Вариант 4. Дойка коровы. Вы знаете про концепцию коровы, собаки, звезды и трудного ребёнка? Вкратце расскажу, в чём тут идея.

Все бизнесы можно разделить на четыре категории.

1. Доходный и перспективный. Звезда.
2. Доходный и бесперспективный. Корова.
3. Убыточный и перспективный. Трудный ребёнок.
4. Убыточный и бесперспективный. Собака.

Сразу пример. Допустим, у вас есть автомойка, которая приносит вам неплохие деньги, но которую нет никакого смысла расширять, так как в округе мало клиентов и много конкурентов. Это «корова»: её можно только доить. Вкладываться в неё нет смысла, она не вырастет и через 10 лет.

Допустим, у вас на автомойке стоит автомат по продаже чехлов для айфонов. Приносит он сущие копейки, и эти копейки едва окупают то электричество, которое автомат ест из розетки. Это «собака»: от бизнесов такого рода надо избавляться.

Рядом с автомойкой вы построили автосервис. Автосервис приносит вам хорошие деньги, при этом вы подумываете о том, чтобы увеличить число подъёмников вдвое и зарабатывать в два раза больше. Это «звезда» – идеальный вид бизнеса.

Наконец, в одном из углов автосервиса ютится ваша же мастерская по тюнингу автомобилей. Денег она пока не приносит никаких, но вы рассчитываете, что в перспективе клиенты будут выстраиваться к вам в очередь, и тюнинг будет приносить вам не меньше денег, чем автосервис. Это – «трудный ребёнок», тот бизнес, которым нужно заниматься на перспективу.

Без дальнейших пояснений очевидно, в какую сторону нужно думать владельцу нашего «холдинга». «Собаку» – продажу чехлов для айфонов – нужно или закрыть или хотя бы сделать так, чтобы она не отвлекала от более важных вещей. С «коровы» – автомойки – нужно собирать деньги и направлять их на развитие «звезды», автосервиса, или «трудного ребёнка», тюнинга. Основное внимание следует уделять «звезде».

Обратите, пожалуйста, внимание – я перечислил виды бизнеса наугад. В реальной жизни тот же автосервис может быть и «звездой», и «собакой», и «коровой» и «трудным ребёнком». Более того, внутри самого автосервиса направление, скажем, электрики может быть «собакой», а направление шиномонтажа – «коровой». Зная принцип вы без труда сами сможете понавешать эти четыре ярлыка на все направления вашей деятельности.

Так вот, по поводу вопроса «откуда взять деньги на развитие нового проекта». Если у вас есть «корова» – можно открывать новые проекты на извлекаемые из «коровы» доходы.

То есть, если вы сдаёте квартиру в центре за 100 тысяч рублей в месяц (типичная «корова»), вы можете вкладывать извлекаемые оттуда 1 миллион 200 тысяч в год в разные новые рискованные, но перспективные проекты, типа нашего производства охлаждающих кресел. Разумеется, выстреливать будут не все, но какая-то часть проектов выстреливать таки будет, и в итоге через несколько лет вы с некоторой долей вероятности нащупаете свою золотую (или хотя бы медную) жилу.

Вариант 5. Контракт. Это, пожалуй, самый надёжный вариант. Обзваниваете потенциальных клиентов и заключаете с ними контракт на поставку тысячи ваших кресел с охлаждением.

Дальше уже дело техники. Пусть со мной спорят недовольные инженеры, но я всё же скажу: главная проблема мелкого производства – это сбыт. Если у вас есть деньги, смастерить нужное вам изделие уже относительно несложно. Под это дело, кстати, иногда можно взять и кредит. Если вы твёрдо знаете, что ваш кредит будут отдавать такие-то клиенты путём покупки таких-то кресел, которые они уже заказали и частично оплатили – кредит не так страшен.

Собственно, контракт столь же надёжен, как и работа по найму – но, конечно же, куда как более выгоден. Старайтесь всегда начинать поиски финансирования именно с этого варианта.

Подведу итог.

Прежде чем начать что-нибудь серьёзное, задайте себе вопрос – а кто, собственно, будет брать на себя риски и оплачивать банкет? Если убедительного ответа на этот вопрос у вас нет, значит, оплачивать банкет будете вы лично, из своих собственных средств. И, следовательно, весьма желательно отложить открытие банкета до того момента, когда вы найдёте под него более комфортное финансирование.

Очень многие бизнесмены – как начинающие, так и вполне опытные – разоряются именно на расширении. «А давайте откроем новый цех». «А давайте вложимся в рекламу по телевизору». «А давайте наймём ещё 10 человек, нам без них никак». «А давайте начнём выпуск новой модели, а то что-то старая паршиво продаётся».

Дальше идут дикие траты, потом почему-то эти траты не приводят к увеличению прибыли, а потом внезапно бизнесмен обнаруживает, что почти весь его доход расходится на раздачу долгов, и что его денежные бассейны находятся на грани пересыхания.

Не повторяйте этой ошибки. Будьте жадными и расчётливыми – в хорошем смысле этих слов.

PS. Это пятая статья из серии «Размышления о ведении бизнеса в России». Другие статьи серии можно найти вот здесь:

http://fritzmorgen.livejournal.com/tag/Размышления о ведении бизнеса в России

Tags: Размышления о ведении бизнеса в России
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 255 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal