Принято считать, будто все наши заводы сосредоточены за Уралом, а в Москве только кушают маффины с круассанами, да снимают сливки с денежных потоков. На самом деле, это не совсем так. Промышленность в Москве весьма хорошо развита, при этом, что важно, объём промпроизводства в Москве сейчас ненамного ниже, чем в трагическом 1991 году:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Экономика_Москвы
На днях я навестил с ознакомительным визитом часовой завод «Ника», который расположен недалеко от метро «Коломенская», рядом с центром Москвы. Завод занимается производством ювелирных часов и аксессуаров — из золота и серебра.
Забегая вперёд отмечу, что за последние 20 лет довелось побывать не на одном десятке разного рода производств, и практически везде (кроме ЛАЭС в Сосновом Бору) рабочий процесс проходил в некотором бардаке. На заводе «Ника» бардак сведён к минимуму.
Возможно, это специфика работы с драгоценными металлами: все материалы приходится учитывать с точностью до долей грамма, а расположенные в ключевых местах видеокамеры настраивают работников завода на деловой лад. Возможно, в России просто постепенно растёт культура производства: в принципе, те же автосервисы сейчас выглядят на порядок цивилизованнее, чем каких-то 10 лет назад…
Плавно перехожу к фотографиям.
Золото для завода закупается у специального лицензированного банка в слитках по 12 килограмм, это стандартный вес для золотых слитков. Стоит такой слиток около 24 млн рублей — как трёхкомнатная квартира в центре Москвы. Серебро закупается в слитках побольше, по 32 кило.
Разумеется, делать часы путём обработки слитков 999 пробы напильником было бы непрактично, поэтому слитки после получения в банке в ходе нескольких процедур раскатывают на тонкие полоски.
Плавильно-заготовительный цех
Золото — мягкий металл. Чтобы сделать золото прочнее, в него добавляют легирующие металлы: серебро, медь, палладий и никель. Процент золота, который остаётся в получившейся смеси, называется «пробой». Например, в золоте популярной пробы 585 собственно золота содержится 58,5%.
В России изделия из драгметаллов проходят обязательное пробирование в Пробирной палате — поэтому реальное содержание золота в изделиях даже завышают на одну-две десятых процента: чтобы наверняка «попасть в пробу» и избежать необходимости переделывать всю партию часов.
Маленькие кусочки серебра в пакете называются гранулами. В таком виде серебро поступает в другие цеха.
Вот так выглядит печь непрерывного литья. В тигле металл расплавляется и стекает вниз, проходя в виде горячей полосы через фильеру размерами в 40х5 миллиметров.
Фильера — это специальная прочная деталь с отверстием, через которое вытягивают разного рода расплавы, чтобы придать им определённую форму. В данном случае фильера сделана из графита.
Надпись «Au 750» на кожухе печи означает, что внутри находится золото (Aurum) 750-й пробы — то есть, материал состоит на 75% из золота и на 25% из других металлов, которые на ювелирном жаргоне называются «лигатурой».
Британцы, кстати, используют другую систему проб — они ставят на химически чистое золото не пробу «999,9», а пробу «24 карата». Несложно подсчитать, что популярная 585 проба — это 14 карат, а 750-я — 18 карат.
Станок для литья итальянский, фирмы CEIA. Довольно продвинутое устройство, с компьютером, который позволяет регулировать массу параметров литья. Раскалённая добела кочерга сделана из графита, как и фильера.
А вот это уже другой станок – прокатный стан, на котором вальцуется выходящая из печи непрерывного литья длинная золотая полоса. Дальше золотая полоса рубится на короткие бруски.
Так как разные металлы в сплавах остывают с разной скоростью, нужно учитывать, что из-за процесса ликвации сплав может получиться не вполне однородным. Чтобы не допустить такого предпринимаются какие-то специальные меры.
Дальше идёт рекристаллизационный отжиг для придания сплаву максимальной пластичности, а затем вальцовка. В ходе вальцовки бруски прокатываются между специальными валиками, пока постепенно не превращаются в тонкие золотые ленты. Толщина такой ленты может составлять, например, четверть миллиметра — для разных деталей корпусов нужны заготовки разной толщины.
Некоторые ошибочно полагают, будто золотым часам не страшны сильные магниты. Это не так: в то время как корпуса золотых часов и вправду не магнитятся, внутри механизмов неизбежно присутствуют стальные детали, после намагничивания которых часы потребуют сложного и дорогостоящего ремонта.
Золотая болванка, которая кипятится в лимонной кислоте, очищается тем самым от шлака.
Один грамм золота стоит на бирже около 2 тысяч рублей, поэтому разного рода отходы производства выгоднее не выкидывать, а очищать и переплавлять.
Цех штамповки
Цех штамповки, против ожидания, весьма тих. Золото и серебро — мягкие материалы, поэтому процесс выдавливания заготовок для корпусов часов проходит без металлического грохота.
Вначале из полосы на вырубном штампе вырубают заготовку. Потом на нескольких вытяжных штампах делают объёмную деталь — типа крышки часов. Дальше идёт закругление краёв, вырубка отверстия под стекло, формовка и чеканка.
Корпус часов состоит из трёх деталей: верха, крышки и заглушки. Однако моделей часов много, кроме того, каждая деталь проходит через большое количество операций, поэтому разных штампов требуется огромное количество.
Перед вами один из штампов. В углубление по центру кладётся деталь, поршень из твёрдосплавных материалов опускается вниз и вдавливает её в ответную часть штампа, придавая детали нужную форму.
Все штампы изготавливаются здесь же, на заводе, в инструментальном цеху. Для ювелирных изделий требуется особая точность, она достигается при помощи электроэрозии.
Цех пайки
Здесь детали корпуса часов спаиваются в единое целое. Вначале детали слегка прихватываются вместе в нескольких точках слабой лазерной сваркой.
Припой в виде тонких прутиков приклеивается на вазелиновую мазь, которая удобна тем, что при высоких температурах испаряется без остатка.
Дальше детали по маленькому комнатному конвейеру поступают в соло-печь, где и прожариваются окончательно. В печи детали последовательно проходят три камеры с разными температурами. Для разрежения воздуха в печь подаётся аммиак. После прохождения печи детали становятся практически единым целым.
Обратите внимание — многие операции делаются над специальными закрытыми поддонами, чтобы было легче потом собирать из них мелкую золотую стружку.
Цех механической обработки
Фрезерные станки, которые работают в этом цеху, ещё советские. В своё время завод «Ника» спас эти станки, выкупив их с закрывающихся часовых заводов.
Эти фрезерные станки хороши тем, что они не требуют специализированного обслуживания. Выходят из строя они редко, при этом практически любую неисправность наладчики могут быстро устранить на месте.
Сейчас в России выпускается не так много станков. Недавно было принято решение выделить «Ростеху» значительные суммы на развитие станкостроительного производства в России. Надеюсь, через несколько лет российские станки на наших производствах будут встречаться чаще.
В СССР была сильная часовая промышленность, 17 часовых заводов. Наши часы с успехом экспортировались в разные капстраны, начиная с тех же США. Иностранцы удивлялись качеству советских часов.
Сейчас, конечно, дела обстоят похуже. Тем не менее отрасль развивается, и российские часы имеют свою долю на международном рынке.
Стружка собирается в специальные боксы вокруг станков, чтобы её было потом легче сдавать на переработку. Кисточками и совочками отходы собираются в специальные баночки.
Там, где нужно, устанавливаются небольшие пылесосы для сбора золотой пыли. Улетевшая пыль собирается на специальных ковриках с моторчиками на выходе из производства.
Вообще, аккуратности производства очень способствует высокая цена золота. В нарядах на производство работ указывается масса всех деталей с точностью до сотых, все этапы технологического процесса тщательно документируются.
При обработке деталей путём шабрения (точного выравнивания поверхности) и прочих ювелирных процедур достигается микронная точность. Разумеется, на выходе из каждого цеха все детали проходят контроль ОТК.
Из цеха в цех детали разносят специальные курьеры: в запечатанных боксах с приложенными к ним документами. Учёт производства ведётся в 1С.
Полировка
Полировка придаёт готовым деталям законченную форму. В конструкции станков есть специальная вытяжка, которая засасывает в себя большую часть пыли.
Все работы ведутся в перчатках, чтобы золотая пыль оседала на них. Мешок с отходами из этого цеха получается пухлым как подушка. Если отходы от, скажем, вырубного штампа, можно сразу переплавлять, отходы от полировки нужно сначала обработать кислотами, чтобы отделить золото от разных ненужных материалов.
Возникает естественный вопрос: как быть с безопасностью труда ювелиров? Угольная пыль, например, весьма неполезна для шахтёров…
Оказывается, у рабочих серебряных рудников есть профессиональное заболевание — аргироз. Выражается оно в том, что цвет кожи от серебра становится сине-чёрным — как если бы больной родился от чернокожего землянина и индианки из фильма «Аватар». Других негативных последствий концентрация серебра в организме не несёт, все остальные системы организма у больных аргирозом функционируют нормально.
На всякий случай отмечу, что синелицых я на заводе не видел: вероятно, работающие вытяжки всё же не позволяют серебру находиться в воздухе в достаточных количествах.
Промывка
Корпуса часов моют в специальных ультразвуковых ваннах. Корпуса надеваются на крючки и опускаются в горячую воду температурой в 80 градусов. Ультразвук — о наличии которого можно догадаться по характерной ряби на поверхности воды — выбивает грязь с поверхности корпусов.
Дальше корпуса промываются под обычной водой и продуваются парогенератором.
Кстати, вы можете отнести в обычную ювелирную мастерскую золотое или серебряное изделие, которое приобрело от времени заношенный вид: там его вам примерно так же отполируют и почистят ультразвуком, стоит это недорого.
Сборка
Как вы уже поняли из описания техпроцесса, для серийных серебряных и золотых часов на заводе изготавливаются только корпуса. Механизмы используются японские и швейцарские: как кварц, так и механика.
В часах завода «Ника» механизмы прячутся в специальную капсулу с латунным корпусом и стальной крышкой. Потом эта капсула с механизмом вставляется в корпус из драгоценных металлов.
У завода есть планы по замене швейцарских и японских механизмов на отечественные, однако говорить об этом пока что рано. Стрелки и циферблаты, как и механизмы, закупаются отдельно.
Впрочем, кое-какие механизмы делаются и у нас… Чтобы не запутаться: на заводе «Ника» часы выпускаются под тремя часовыми брендами.
Qwill — доступные часы стоимостью от 5 до 15 тысяч рублей, для тех, кому нужны простые и стильные часы.
Ника — средняя ценовая категория: серебряные и золотые часы стоимостью примерно от 7 до 160 тысяч рублей.
Ника Эксклюзив — дорогие и сложные часы, которые делаются вручную очень небольшими сериями. Цена таких часов начинается от 265 тысяч рублей и заканчивается 2-3 миллионами.
Также, пожалуй, надо упомянуть расположенную по соседству мануфактуру Константина Чайкина — петербургского изобретателя, который делает полностью с нуля часы астрономической сложности и астрономической же стоимости.
Кварцевый механизм, разработанный на мануфактуре Чайкина, используется, например, вот в этих часах (с прозрачным циферблатом):
http://alltime.ru/y/gj
На этом месте, вероятно, у многих возникнет вопрос: не лучше ли было бы развивать вместо ювелирного дела космические корабли?
Отвечу так.
Во-первых, Россия — отнюдь не бедная страна, и потребительская корзина среднего россиянина не ограничивается рисом и солью. Значительная часть вещей, которые мы с вами покупаем, не является для нас жизненно необходимой. Большой телевизор на стенку, одежда сложнее рабочего комбинезона, автомобиль классом выше, чем «Лада Калина», дорогой музыкальный центр или музыкальный инструмент… без всего этого, в принципе, можно обойтись.
А раз уж речь идёт о возможности потратить куда-либо деньги, почему бы не потратить их на произведение искусства? По крайней мере, хорошие часы не устареют безнадёжно через 10 лет, как сделает это самая современная и мощная видеокарта.
Во-вторых, Россия, будучи страной с весьма серьёзными ювелирными традициями, должна эти традиции поддерживать и развивать. Как будете в Санкт-Петербурге, навестите золотую кладовую «Эрмитажа» и посмотрите на хранящиеся там предметы. Если в России не будут сейчас выпускать ничего достойного внимания, чем наши потомки дополнят золотую кладовую через 100 лет?
В-третьих, наши политики, чиновники и бизнесмены должны прилично выглядеть на переговорах со своими коллегами из-за рубежа. Русские часы на руке русского министра будут смотреться куда как более идеологически верно, нежели швейцарские или какие-нибудь ещё.
Недавно «Ника», например, выпустила серию «Год великих свершений», посвящённую победе на Олимпийских играх в Сочи и воссоединению Крыма с Россией:
http://alltime.ru/y/gf
http://alltime.ru/y/gg
Отличный выбор, чтобы надеть на переговоры с нашими западными партнёрами — или даже чтобы сделать им подарок с прозрачным намёком.
Наконец, в-последних, в-последних по порядку, но не по значению. Ювелирное производство довольно продвинуто технологически: как вы могли убедиться, для него нужны станки, инженеры, квалифицированные рабочие и так далее, при этом микронная точность обработки позволяет материалов позволяет делать весьма сложные изделия. Нашей стране такого рода производства весьма полезны.
Напоследок специально для носителей коммунистической идеологии напомню, что товарищ Сталин весьма уважал часовое дело и даже имел небольшую коллекцию наручных часов:
http://forum.watch.ru/showthread.php?t=16845&highlight=сталин
http://www.nvgazeta.ru/news/12381/496894/
Цех эксклюзивной продукции
Как я уже писал выше, в Советском союзе было 17 часовых заводов. Разумеется, кроме собственно часов эти заводы производили и военную продукцию: всё же часовое дело — это точная механика, а точная механика может быть использована для создания предметов самого необычного назначения.
Продукция наших заводов пользовалась хорошим спросом за рубежом: около 70% продукции шло на экспорт в США, Канаду и прочие страны золотого миллиарда.
После распада СССР часовые заводы не выдержали разлагающего давления свободной руки рынка и начали потихоньку разваливаться. Часть заводов закрылась, часть заводов сумела пережить тяжёлые девяностые и сейчас потихоньку восстанавливается. Завод «Ника», которому посвящён этот репортаж, был основан в 2003 году — однако, разумеется, самые опытные мастера имеют немалый советский ещё опыт.
Для цеха эксклюзивной продукции закупаются швейцарские часовые механизмы. Эти механизмы на заводе полностью разбираются, каждая деталь полируется и покрывается никелем или родием. На основе имеющихся запчастей вытачивается какое-нибудь произведение искусства — например, в зависимости от фантазии ювелира, неопределённой формы деталь можно превратить в животное или в какой-нибудь геометрический символ.
Проведу грубую аналогию. Представьте себе тюнинговую мастерскую. Эта мастерская закупает дорогие автомобили, дальше эти автомобили разбираются на винтики и каждая деталь покрывается аэрографией или как-нибудь иначе допиливается, при этом кузов автомобиля создаётся в тюниговой мастерской «с нуля».
С часами в цехе эксклюзива происходит примерно то же самое — с той только разницей, что автомобилей, у которых через стекло капота можно наблюдать движущиеся детали идеально чистого мотора, я не видел не только в реальной жизни, но и в интернете.
Обратите внимание на узор на поверхности золотой детали. Маленькие шестиугольники — это звёзды Давида, их на этой детали размещено 116 штук. Каждая звезда имеет размер примерно в 3 миллиметра, однако при этом она прорисована вплоть до мелких подробностей, которые с трудом можно различить даже при помощи сильной лупы.
Надо полагать, эти часы будет носить какой-нибудь известный скрипач или заслуженный работник банка.
А вот это изображение на циферблате часов сделано по технологии эмали. Вживую выглядит гораздо лучше, чем на фотографии.
Для понимания всей сложности изготовления таких циферблатов — вот как выглядит циферблат сбоку. Его толщина менее миллиметра: при этом он должен выдержать пребывание в печке при температуре в 900 градусов, что является весьма непростой с технической точки зрения задачей.
Горячая эмаль на тонком диске очень сложна в изготовлении. Один циферблат делается месяц. Теоретически можно было бы попросить изготавливающих механизм швейцарцев предусмотреть возможность размещения циферблатов потолще, но тогда увеличилась бы и общая толщина часов. Кроме того, швейцарцы достаточно консервативны и не особо охотно идут навстречу просьбам заказчиков.
А вот это часы-скелетон, работу механизма которых можно наблюдать прямо сквозь стекло в корпусе (или сквозь тот материал, который установлен там вместо стекла).
Часы в цехе эксклюзива делаются или в единичном экземпляре или мелкими сериями, до 50 штук. Работа над такими часами занимает весьма много времени — некоторые часы требуют нескольких месяцев работы хорошего ювелира. Стоимость у таких часов, разумеется, тоже не маленькая: от пары сотен тысяч до пары миллионов рублей.
Покупают такие часы или обеспеченные люди или коллекционеры — которые, впрочем, тоже являются обеспеченными людьми. Проводятся специальные международные выставки, на которых коллекционеры знакомятся с новыми изделиями и пополняют свои коллекции.
Подведу итог
Экскурсию для меня организовал магазин AllTime.Ru:
http://alltime.ru
http://vk.com/alltimeru
http://facebook.com/alltime.ru
http://twitter.com/alltime_ru
http://instagram.com/alltimeru
Посмотреть на продукцию конкретно завода «Ника» можно вот здесь:
http://alltime.ru/y/gi
http://alltime.ru/y/gh
Представитель магазина, Ильяс, отметился уже в комментариях и может ответить на ваши вопросы по часам, ежели таковые появятся:
http://fritzmorgen.livejournal.com/743007.html?thread=349691999#t349691999
Пожалуйста, переходите по ссылкам с осторожностью — есть вероятность увлечься и сделать незапланированную покупку. Ещё осторожнее посещайте часовые магазины: вблизи хорошие часы выглядят гораздо лучше, чем на фотографиях — их хочется взять в руки и оставить себе.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →