Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Category:

Парковка моей мечты

Парковка

Давайте порассуждаем о платных парковках. Нужны ли они вообще, и если нужны, то в каком виде правильно будет снимать с водителей деньги за право приехать на своём автомобиле в центр города и оставить его на пару часов на улице. Для Петербурга этот вопрос весьма актуален, так как пробные платные парковки на некоторых улицах у нас собираются вводить уже чуть ли не этой зимой.

1. Социально справедливо было бы, конечно, держать все парковки бесплатными. Но, к сожалению, бесплатные парковки ведут к существенной проблеме: на всех парковок не хватает, и, таким образом, люди вынуждены зачастую тратить по 30 минут на поиск парковочного места, что делает поездки в центр города эдакой лотереей.

Тем не менее, на практике получается не социальная справедливость, а «кто сильнее, тот и прав». То есть, вместо цивилизованной очереди, в которой каждый находится примерно одинаковое количество времени, мы получаем кучу малу, в которой лучшие шансы у самых быстрых и самых пронырливых. Пожилым и инвалидам ловить в этой куче нечего: на костылях не всегда просто дойти до нужного места от той дыры, в которую удалось втиснуть свой автомобиль.

2. Также наблюдаются серьёзные проблемы с парковками и в обычных спальных районах города. Там, конечно, можно обычно припарковаться на платных парковках, которые натыканы достаточно равномерно и могут быть найдены в пределах 10-15 минут ходьбы практически от каждого дома.

Однако дефицит парковок у домов вызывает закономерную злость автолюбителей на несправедливость: лучшие парковочные места обычно заняты теми, кто ездит редко и чьи машины иногда неделями стоят на одном и том же месте.

3. Отсутствие свободных парковочных мест у жилых домов не являлось бы важной проблемой, если бы люди были бесчувственными роботами. На практике же необходимость биться за дефицитные места с соседями выливается как минимум в ежевечернюю дозу мощнейших негативных эмоций в адрес городских властей, а как максимум — в широкомасштабную грызню с другими автомобилистами.

4. Справиться с дефицитом парковочных мест у новых жилых домов достаточно просто: надо просто не разрешать строителям строить дома, в которых не предусмотрено 1-2 (в зависимости от класса дома) парковочных мест на каждую квартиру. Если ввести такое правило, то в течение нескольких десятилетий проблема сама собой разрешится.

5. Для старых жилых домов решением могли бы стать разного рода парковки, которые можно организовать в большинстве мест путём лёгкого изменения ландшафта. Например, можно пустить три четверти газона под парковочные места, а на оставшейся четверти посадить деревья. Так как деревья эффективнее вырабатывают кислород, чем трава, экология не пострадает.

Второй вариант — построить вместо газона одноэтажный парковочный комлекс, а на его крыше разместить тот же самый газон.

Деньги на такое строительство/перестройку ландшафта вполне реально отбить за счёт продажи или сдачи в аренду парковочных мест жильцам окрестных домов. Собственно, нужно только сесть и хорошо переработать законодательство, чтобы организация таких парковок стала легальной.

В настоящее время, насколько мне известно, такие парковки оформляются крайне тяжело, поэтому в них никто и не вкладывается по-серьёзному.

6. С парковками в центре так просто решить проблему не получится. Свободного места там практически нет: всё, что может использоваться, уже используется. Надо отметить, что в центре при постройке новых зданий уже регулярно предусматривают подземные парковки — однако делают их зачастую так плохо, что на въезде в них образуются огромные очереди.

Было бы правильно, конечно, обязать делать подземные парковки тех, кто перестраивает или строит любое новое здание в центре.

7. Плавно подхожу к самому актуальному. Что будет, если оставить обычные парковки в центре — по краям проезжей части — бесплатными, как сейчас? Тогда у нас сохранятся все проблемы, связанные с избытком автомобилей в центре:

— Необходимость периодически искать место для парковки по полчаса.
— Переизбыток машин в центре, вызванный как тем, что туда едут без особой на то необходимости, так и тем, что машины накручивают по центру лишние минуты в поисках парковочных мест.
— Большие сложности для людей с ограниченными возможностями, которые, в отличие от здоровых, не могут себе позволить каждый день проходить по километру от парковки до работы или до дома.
— Трудности с разгрузкой автомобилей, которые возят разные товары в магазины.

8. Теоретически можно справиться с переизбытком машин в центре и другими методами. Можно повысить стоимость бензина до 100 рублей за литр, как сделано во многих странах Европы, тогда ездить будут меньше. Можно сделать въезд в центр платным. Можно ограничить количество машин в городе, например, установив стоимость комплекта новых автомобильных номеров в 150 тысяч рублей.

Вполне очевидно, что все эти драконовские меры вызовут куда как большее недовольство автомобильного соообщества, нежели платные парковки.

9. Больше всех от введения платных парковок пострадают те, кто работает в центре. Сейчас они приезжают утром, пока парковочных мест ещё хватает, и спокойно оставляют машину у офиса на весь день. После введения платных парковок они будут вынуждены платить за 8 часов пребывания машины на парковке.

Больше всех выиграют те, кто изредка приезжает в центр по делам. Сейчас они приезжают днём и долго мыкаются, пытаясь куда-нибудь приткнуть автомобиль, а потом ещё и тратят время на то, чтобы дойти до нужного им места. Если учесть запас времени, который надо заложить, чтобы не опоздать, выезжать в некоторые места надо на 30-50 минут раньше.

После введения платных парковок люди, которые приезжают в центр по делам, будут спокойно приезжать, платить за нужные им 1-2 часа и уезжать.

10. Как показывает опыт Москвы, дополнительным бонусом от введения платных парковок является резкое уменьшение пробок. Многие желают сэкономить на парковке и пересаживаются с автомобилей на метро: из-за этого автомобилей становится ощутимо меньше.

11. Вырученные от платных парковок деньги можно пустить на разные нужды города. Например, на строительство разного рода новых парковок. Или на решение вечной проблемы стыков асфальтовых дорог и трамвайных рельс.

12. Важный момент: опыт Москвы показал, что оплата парковки через SMS может быть сделана крайне неудобно. Вполне очевидно, что владельцу какого-нибудь дорогого «бентли» глубоко безразличны те 50 рублей, которые ему надо отдать за парковку. Однако не далее как этим летом я лично наблюдал, как водителю пришлось потратить 30 минут своего времени на безуспешные попытки оплатить парковку через SMS. Если я правильно помню, там были какие-то проблемы с тем, что на телефоне стоял кредитный тарифный план, который не предусматривал отправку платных SMS за парковку.

Таким образом, когда водитель бумажкой свой номер, это ещё не значит, что он жлоб. Возможно, это просто лентяй, который не хочет убивать своё время на то, чтобы разобраться с системой оплаты парковки через SMS.

13. Очень удобно сделано в одном из европейских городов. (Деталей я не помню, поэтому рассказываю примерно, реальные цифры могут быть другими). Там есть три типа парковок — красные прямоугольники, жёлтые и белые. На белых парковочных местах можно парковаться бесплатно. Чтобы парковаться на красных надо купить «парковочный» на месяц за 500 евро, на жёлтых — за 150 евро. И наклеить его на лобовое стекло автомобиля.

Сразу сплошная выгода. Один раз купил парковочный талон и никаких забот: паркуйся на любых разрешённых местах. При этом приезжим или тем, кто ездит в центр редко тоже просто: купил парковочный талон на один день по заряженной цене и всё.

Минусом такой схемы является её неэффективность. Человек, который занимает парковку на весь день, платит столько же, сколько и тот, кому она нужна на 30 минут.

14. Полагаю, хорошим решением является смешанная схема парковки. Туристы или обеспеченные люди, которым лень заморачиваться с SMS, покупают себе задорого — по 1000 рублей в день, например — стикер, который даёт право парковаться на любой парковке в центре города.

Более экономные водители разбираются с оплатой через SMS или через специальное мобильное приложение.

Отмечу, что в Петербурге, насколько я помню, всего лишь 5 сотовых операторов. Не вижу никакой проблемы для города перед введением платных парковок собрать их всех на совещание и договориться о том, чтобы все SMS с оплатой парковки проходили легко и безо всяких проблем — какой бы оператор и тарифный план у клиента ни был.

15. И, наконец, как я обещал в начале поста, расскажу о моей «парковке мечты». На каждом парковочном месте стоит столбик с лампочкой. Рядом, на стене дома, висят видеокамеры. Автомобилист спокойно подъезжает к парковочному месту и паркуется. Видеокамера распознаёт его номер, после чего лампочка загорается оранжевым: номер распознан, можно оставлять автомобиль.

Автомобилист спокойно выходит из автомобиля и ничего не делая идёт по своим делам.

В конце месяца система считает, на какую сумму напарковался автомобилист, и присылает ему счёт: при этом если автомобилист делает предоплату, он получает скидку в 10%. Иностранцев счета просят оплачивать на выезде из страны.

По желанию автомобилист может заглянуть в ближайшее МРЭО и, по предъявлению соответствующих документов, получить распечатку всех своих парковок — с фотографиями своего автомобиля.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 423 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal