Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

Британия разочаровалась в Евросоюзе

Телефонная будка

Удивительно по-разному воспринимают одну и ту же идею жители разных стран. Например, Украина рвется в Евросоюз, тогда как Евросоюз не хочет предлагать Украине членство. В то же время, премьер Великобритании угрожает Брюсселю выходом из Евросоюза и уже пообещал организовать референдум по этому вопросу. Возможно, тем, кто так стремится в Евросоюз, стоит присмотреться к опыту разочаровавшихся британцев.

Одним из самых упорных сторонников выхода из ЕС или как минимум серьезного пересмотра отношений с Брюсселем, является мэр Лондона Борис Джонсон. Несмотря на крайне эксцентричное поведение Джонсона его очень любит лондонский Сити, и его можно смело считать выразителем интересов самой богатой и влиятельной прослойки британского общества. Мэр Лондона заказал исследование о перспективах британской столицы на ближайшие два десятилетия. Выводы получились неутешительными. Если Британия уйдет из Евросоюза, то за следующие 20 лет в Лондоне будут созданы 900 тысяч новых рабочих мест. Если останется — всего 200 тысяч. Идеальным вариантом была бы реформа ЕС, с прицелом на сокращение влияния Брюсселя на жизнь Великобритании, но мало кто верит в возможность такого сценария.

Бизнес поддержал Джонсона. Мэтью Эллиот, руководитель НПО Business for Britain, заявил:

Мэр абсолютно прав. Мы должны требовать серьезных реформ со стороны Евросоюза, и помимо этого мы не должны бояться перспективы покинуть стагнирующий Евросоюз.


С позицией Сити все более-менее понятно, но, может быть, Евросоюз принес что-то позитивное в жизнь рядовых британцев? Может, желание выйти из Евросоюза – просто отражение классического конфликта между бедными и богатыми?

Газета «Гардиан» нашла типичного представителя молодого сегмента британских евроскептиков. Обычный студент Роб Комли рассказал журналистам о своем превращении из аполитичного юноши в сторонника выхода из Евросоюза:

Вы должны представить себе мой шок, когда я понял, что у меня нет той свободы, о которой я думал. Я понял, что она становилась все более и более ограниченной из-за каких-то неизбранных политиков, которые находились в другой стране. Чем больше я изучал Евросоюз, тем отчетливее я понимал, что Евросоюз начинал влиять на всё в моей жизни. Начиная от еды, которую я ем из-за общей сельхозполитики, и заканчивая средствами для ухода за волосами. Евросоюз даже влияет на то, как сливает воду мой унитаз. Это стало отправной точкой моего евроскептицизма.


Британского студента можно понять. Сложно жить в обществе, в котором уровень влияния европейской бюрократии на жизнь рядового гражданина начинает напоминать сюжеты из произведений Кафки. Особо лютое разочарование вызывает тот факт, что у конкретного Джонни Инглиша нет возможности лишить этих бюрократов должностей с помощью выборов. Европейская Комиссия, главный орган Евросоюза, не является выборным, что вызывает острое непонимание у привыкших к своей системе прямых выборов британцев. Ощущение полной потери контроля над своей собственной страной дополняется необходимостью конкурировать за рабочие места с выходцами из других стран, правила въезда которых в Великобританию также определяет Евросоюз.

Некоторые результаты опросов которые проводились в разных странах ЕС, показывают, что Евросоюзу так и не удалось создать ощущение общей семьи. Например, опросы, проведенные в 2013 году газетой Le Figaro и немецким каналом n-tv на тему «Нужно ли Великобритании уйти из ЕС?», показали, что 70% опрошенных французов и почти 80% опрошенных немцев будут рады, если Соединенное Королевство покинет Евросоюз. В самой Великобритании результаты самого серьезного социологического исследования на эту тему (более 20 тысяч опрошенных) показывают полное равенство евроскептиков и сторонников сохранения статус-кво. Опрос, организованный в марте 2014 года Лордом Эшкрофтом, показал, что 41% британцев выступает за выход из ЕС, 41% — против, а 18% — не определились.

Интересно, что главные сторонники сохранения Великобритании в Евросоюзе находятся не в Лондоне, а в Вашингтоне. Это создает для британского правительства довольно неудобную ситуацию. С одной стороны, в стране растет количество сторонников выхода из ЕС, причем растет и среди бедных и среди богатых. Но что делать, когда замсекретарь Госдепа США Филип Гордон говорит о том, что в интересах США видеть «сильную Великобританию с сильным голосом внутри Евросоюза»? Приходится терпеть, терять голоса и искать оправдания.

Возможно, в недалеком будущем мучения рядовых британцев закончатся. Дэвид Кэмерон угрожал выходом из ЕС в случае, если руководителем Еврокомиссии станет Жан-Клод Юнкер. Несмотря на давление США и Великобритании, Германия смогла «продавить» Юнкера на самую важную должность Евросоюза, доказав, что полезность Великобритании в качестве инструмента давления на ЕС — уже не та, что была раньше. Расстроенный Кэмерон пообещал организовать референдум о выходе из ЕС в 2017 году, но не исключено, что выход произойдет раньше, если евроскептики смогут набрать значительное количество голосов на следующих парламентских выборах.

PS. Чем отличается Англия от Великобритании я рассказывал вот здесь:

http://fritzmorgen.livejournal.com/650010.html

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 208 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →