Доводы этого интеллигентного защитника карательной педагогики далеко не новы дескать, «дети не знают, что им нужно», «детей нужно заставлять» и всё такое в том же духе. Порадовал новизной только вот этот пассаж:
«И заставляли ВСЕГДА, во всех цивилизациях и культурах. И мой ребенок, который сейчас в Беркли на MBA, единственное в чем упрекнул нас (слегка) в зрелом возрасте это в том, что в свое время не заставили его делать то-то и то-то »
Пожалуй, на месте этого студента я бы тоже попытался удержаться от упрёков.
Впрочем, вернёмся к теме поста. ukrfan сильный и плодовитый спорщик. Беседа с ним пошла мне на пользу. А именно мне удалось сформулировать мысль, которая давно жила где-то в глубине моего мозга. Попробую теперь переложить эту мысль из своей головы в ЖЖ.
Общепринятое мнение о течении человеческой жизни примерно следующее:
После рождения человек растёт, учится и всячески готовится ко взрослой жизни. Закончив институт, человек какое-то время живёт. А где-то годам к пятидесяти жизнь заканчивается, и человек доживает свой век.
Получается примерно как у спортсменов, верно? Сначала спортсмен тренируется. Потом играет. А потом получает слишком много травм и заканчивает карьеру.
Так вот. Как полагаете, что будет, например, с футболистом, который проведёт хотя бы пару лет на скамейке запасных? Без игр в основном составе? Ответ давно известен, благо такие бесчеловечные опыты регулярно ставятся. Такой спортсмен скиснет и вряд ли когда-нибудь станет звездой. В своё время Яшина упрекали в том, что он «задавил» много молодых и талантливых вратарей Яшин так хорошо стоял на воротах, что у них просто не было шанса реализовать себя.
Примерно то же самое я вижу на примере выпускников институтов. Молодой человек провёл пятнадцать лет, усиленно тренируясь, но не выходя на поле. Школа окончена, институт окончен пора играть. Однако время упущено. Вчерашнему студенту уже ничего от жизни не нужно. Конечно, он пытается что-то показать «на поле», но вот только делает это спустя рукава, без огонька. Тихо, спокойно и печально, часто с заранее поднятыми вверх лапками.
Знаете, откуда берутся талантливые футболисты? Вот, например, выдержка из воспоминаний Андрея Аршавина, одного из лучших футболистов России:
Сильное впечатление было, когда в 10 лет мы в первый раз поехали за границу играть. У всех выигрывали детские команды море впечатлений. За один месяц два раза были. Нас возили по всем городам, много увидели. Помню храм уже не помню точно, в каком городе, может во Флоренции или в Торино, там очень много ступенек, больше 300 до верхней смотровой площадки похоже как у нас в Исаакиевском. А еще там нам подарили кучу вещей, я приезжал с одной сумкой, а уезжал чуть ли не с семью.
В этой школе мы тоже ездили на разные турниры: где-то выигрывали, где-то проигрывали. А потом был какой-то момент, примерно с 13-15 лет, когда большинство ребят резко выросли, и мои технические данные мне не позволяли нивелировать тот отрыв, который образовался из-за физической разницы с другими. Потом все подравнялись и я стал одним из лучших.
Обратите внимание Андрею 10 лет, и он уже играет. Участвует в турнирах. Как полагаете, что было бы, если бы до 16-ти лет Андрей не участвовал в юношеских турнирах, а только тренировался бы? Стал бы он не то что таланливым футболистом, а хотя бы просто футболистом? Сами понимаете, что не стал бы.
Теперь давайте задумаемся а почему физиков, писателей или, например, предпринимателей готовят по-другому? Дескать, сначала, маленькая сволочь, до двадцати с хвостиком тренируйся, и только после этого мы позволим тебе играть.
Имхо, никаких рациональных причин для этого нет.
Десятилетний футболист это уже спортсмен. Он живёт, играет, достигает результатов. Ну а десятилетний физик (в понимании школьных учителей) это ещё не человек. Это только зародыш человека, которому нужно учиться и учиться, прежде чем ему позволят начать жить.
В этом-то и состоит порочность современной школьной системы. Подразумевается, что школьник это ещё не человек. Он только готовится к тому, чтобы стать человеком. Тренируется, сидит на скамейке запасных. И неминуемо перегорает за эти годы. Теряет как умение, так и желание жить.
Спасает ситуацию только одно ребёнок очень живучее существо. И даже пятнадцать лет вне настоящей жизни часто не могут его сломать.
Подведу итог. Вред карательной педагогики проистекает из заблуждения, что ребёнок это ещё не человек. А всего лишь некий зародыш, которому предстоит стать человеком никак не ранее окончания средней школы.
И, чтобы проиллюстрировать это отношение к ребёнку как к «недочеловеку», вот ссылки на те самые комментарии ukrfan, о которых я говорил в начале поста:
http://fritzmorgen.livejournal.com/54070.html?thread=4901174
http://fritzmorgen.livejournal.com/54070.html?thread=4901430
http://fritzmorgen.livejournal.com/54070.html?thread=4901686
http://fritzmorgen.livejournal.com/54070.html?thread=4901942
http://fritzmorgen.livejournal.com/54070.html?thread=4902198
http://fritzmorgen.livejournal.com/54070.html?thread=4902454
http://fritzmorgen.livejournal.com/54070.html?thread=4902710
http://fritzmorgen.livejournal.com/54070.html?thread=4903222
http://fritzmorgen.livejournal.com/54070.html?thread=4902966
http://fritzmorgen.livejournal.com/54070.html?thread=4903478
http://fritzmorgen.livejournal.com/54070.html?thread=4903734
http://fritzmorgen.livejournal.com/54070.html?thread=4904246
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →