«Производительность труда в России одна из самых низких в мире. На примере того же печального Суперджета, который за 7 лет собрали аж 32 штуки, и цена всего проекта догнала американскую программу отправки на Луну обитаемую станцию, где будут жить и работать астронавты».
Эти тёплые слова в адрес Суперджета невзлюбивший меня оппозицонер запостил в сообщество «Пора Валить» меньше недели назад:
http://fritzmorgen.livejournal.com/618089.html
А вчера — сюрприз — на авиасалоне МАКС были проданы 77 региональных SSJ-100. По каталожной стоимости, по 35 миллионов долларов за штуку:
http://www.itar-tass.com/c16/854734.html
Всего на авиасалоне планируется заключить контрактов на 10 миллиардов долларов. Для сравнения: это примерно соответствует ВВП Армении. И, обратите внимание, это не нефть и не газ. Это самолёты и вертолёты: самые что ни на есть высокие технологии.
Как России удалось этого достичь? Думаете, помогла невидимая рука рынка?
Таки нет. Невидимая рука рынка пыталась, конечно, в девяностых годах наладить на авиазаводах производство кастрюль. Но почему-то результаты конверсии российских заводов радовали только наших наиболее вероятных противников.
А вот когда государство вынуло «невидимую руку рынка» из своего кармана и собрало стратегические предприятия в единую структуру — в «Ростех» — дела начали налаживаться.
Проведу аналогию. Конкуренция очень хороша и полезна. Однако когда у человека почки начинают конкурировать с печенью, а сердце с лёгкими, заканчивается это больницей. Или кладбищем — смотря как скоро доктора начнут эту живительную конкуренцию лечить.
Так и с нашей авиацией. Какой бы самолёт или вертолёт мы ни взяли, мы увидим, что над его созданием работают десятки предприятий. И пока эти предприятия не были объединены в единый организм, добиться от них слаженной работы было невозможно.
Кстати, авиаотрасль и на Западе тоже не так рыночна, как принято считать. Западные монстры — Airbus и Boeing — по размерам даже крупнее нашего «Ростеха». Собственно, именно крупные размеры и позволяют «Ростеху» на равных договариваться с другими корпорациями:
http://www.rostec.ru/news/2803
Например, сейчас было заключено соглашение между российским производителем титана ВСМПО-Ависма и французской Airbus.
Что было бы, если бы в кризис 2008-2009 годов, когда враждующие акционеры рвали ВСМПО-Ависма на части, на предприятие не пришёл бы Ростех в лице Сергея Чемезова с его командой? Полагаю, до полной остановки предприятия дело бы вряд ли дошло: производство титана довольно прибыльно.
Однако если бы ВСМПО-Ависма попала бы в лапы, скажем, Боинга, вряд ли бы он позволил предприятию поставлять титан своим конкурентам. Да и потребности российского авиапрома удовлетворялись бы по остаточному принципу. Кто платит, тот и заказывает музыку. Про то, что титан закупался бы по максимально низкой цене, разумеется, не стоит и упоминать, это само собой.
Сейчас, для справки, 70% титана идёт на экспорт, а ещё 30% — на наш авиапром.
Впрочем, одним производством титана наш авиапром не ограничивается. Входящий в «Ростех» холдинг «Вертолёты России» бьёт рекорды по объёмам продаж:
http://topwar.ru/28099-mnogocelevye-vertolety-zanimayut-pervoe-mesto-po-obemam-eksportnyh-prodazh-v-segmente-voennoy-vertoletnoy-tehniki.html
Что характерно, наши вертолёты закупают теперь даже американцы. Их конгрессмены возмущаются тем, что это недостаточно патриотично… однако особого выбора у американцев нет: их собственная техника в некоторых областях с нашей конкурировать не может:
http://www.fontanka.ru/2013/06/17/088/
Электроника на наших самолётах и вертолётах тоже российская. За её поставки отвечает другая часть «Ростеха» — концерн «Радиоэлектронные технологии», КРЭТ.
http://www.arms-expo.ru/049051124051050057048056.html
Обратите внимание: снова хайтек, причём не какой-нибудь древний, а более чем современный. Например, «Ирбис» — самая мощная в мире радиолокационная система управления, которая позволяет истребителю обнаруживать объекты на расстоянии до 400 километров, сопровождать до 30 и обстреливать до 8 целей одновременно. Эта система ставится на Су-35:
http://www.rg.ru/2013/08/26/su-35.html
С двигателями у нас тоже всё хорошо. Их производят в корпорации ОДК, которая, разумеется, опять-таки входит в «Ростех». О конкурентоспособности её продукции красноречивее всего говорит тот факт, что американцы для своей космической ракеты «Антарес» берут наши НК-33.
Впрочем, в собственном соку наши инженеры не варятся. Например, современный двигатель SaM146 для «Суперджета» НПО «Сатурн» мастерило на пару с французской SNECMA.
Ещё одной важной частью наших лётных аппаратов, оптикой, занимается холдинг «Швабе» (тоже часть «Ростеха»). На нынешнем авиасалоне «Швабе» демонстрирует новую оптико-электронную систему для вертолёта Ка-52:
http://www.aviaport.ru/digest/2013/08/27/262456.html
В общем, составные части «Ростеха» — более шестисот российских стратегических предприятий — работают как один отлаженный станок.
И сейчас, когда я оглядываюсь назад, мне кажется нелепым до смешного главный лозунг девяностых. Согласно которому порезанные на мелкие кусочки советские «холдинги» начнут по мановению волшебной палочки цвести и богатеть, приторговывая кастрюлями дополнительно к производству космических двигателей и ядерных боеголовок.
Update. Комментарии на «Эхе Москвы»:
http://echo.msk.ru/blog/fritz_morgen/1145052-echo/#comments
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →