Защитник копирайта Андрей Макаревич, пожалуй, прав. В споре с пиратом Оксимироном Макаревич выглядел весьма убедительно… если, конечно, не считать наивных киваний музыканта в сторону «цивилизованных стран»:
http://www.afisha.ru/article/oxxxymiron-vs-andrej-makarevich/
Действительно, музыканты имеют право получить деньги за работу над диском. Действительно, у поэтов и композиторов нет возможности рубить деньги на концертах и корпоративах — пираты вырывают у авторов песен кусок хлеба изо рта. Действительно, порядочный человек должен платить за чужой труд, плодами которого он пользуется. В самом деле, обуздать пиратство не так технически сложно, как кажется иногда самим пиратам.
Наконец, рассказы пиратов о том, что они помогают музыкантам, делая им бесплатную рекламу, далеко не всегда соответствуют действительности. Среди капиталистов дураков мало: и если бы «пиратская реклама» работала надёжнее, чем унылый копирайт, будьте уверены, никто копирайт бы и не защищал.
Опять-таки, музыкантам психологически гораздо комфортнее не выпрашивать деньги на новый диск, а просто сделать его и продать. И, наконец, богатый музыкант более продуктивен, чем бедный музыкант. Хотя бы по той причине, что может позволить себе не отвлекаться на подработки и заниматься исключительно творчеством.
Короче, хоть я и несколько снисходительно отношусь к Макаревичу из-за его юношеской наивности в политических вопросах, на этот раз он был весьма убедителен. Вероятно, по той причине, что является профессиональным музыкантом и уже много десятилетий «живёт» в этой теме.
Но… пират ведь тоже прав. Пользователи тоже имеют право распространять музыку. И аргументы в ключе «пусть пираты пишут бесплатно, а мы будем писать за деньги» — это лукавые аргументы. Так как число слушателей музыки ограничено, и любители копирайта (вроде Макаревича) могут воровать у пиратов аудиторию, крутясь, например, по радио и телевизору.
Это не вполне очевидная концепция, и я собираюсь как-нибудь посвятить ей отдельный пост. Пока же я ограничусь констатацией факта: у пиратов тоже есть своя правда, достаточно логичная и убедительная.
Так как консенсус между пиратами и копирайт-рантье невозможен, значит, обществу надо выбирать. Подстроить законодательство под одних или под других.
И вот тут мы приходим к главному вопросу. Полезен ли современный механизм авторских прав обществу?
На мой взгляд, нет, не полезен. Наоборот, однозначно вреден — так как он представляет собой что-то вроде старинных средневековых гильдий, при помощи которых каста «блатных» держателей прав стрижёт деньги как с простых пользователей, так и с самих авторов. Конечно, авторам кое-что перепадает «от щедрот»… но далеко не факт, что при отсутствии системы копирайта они будут получать меньше.
Точнее, самые «жирные» и раскрученные авторы, типа того же Макаревича, от отмены копирайта наверняка проиграют. А вот авторам новым и неизвестным будет куда как легче пробиться через разного рода копирайт-заросли.
Это видно на примере Африки: в которой несмотря на тотальное неуважение к авторским правам новые таланты продолжают и продолжают появляться.
В качестве подведения итога хочу предложить небольшую юридическую игру.
Представьте себе, что вы готовите законопроект об авторских и прочих правах в области конкретно музыки. Ваш законопроект заменит все остальные законы в этой области, и разного рода музыканты/слушатели/пираты/диджеи будут жить именно в соответствии с ним.
Какие правила вы бы перечислили в законопроекте?
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →