Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

На чьих костях строят новую Россию



Зеки так и не завершили Сахалинский тоннель, который должен был стать частью связывающей Японию и Россию железной дороги. Поэтому колбу с огнём Универсиады пришлось везти морем и, увы, шторм помешал паруснику «Седов» добраться до Владивостока.

Почему стройку прекратили со смертью Сталина — неизвестно. Однако факт остаётся фактом: проект закрыли почти на шестьдесят лет. Сейчас идея получила второе рождение. В этом году будут проведены проектные работы, а через несколько лет, если всё пойдёт по плану, железная дорога свяжет Сахалин с континентом.

Впрочем, в отличие от строек двадцатого века, основной упор в наши дни делается на гражданское строительство. Примерно раз в год в России проходит какое-нибудь мероприятие мирового уровня, к нему приурочивается строительство инфраструктуры и, под руководством Шувалова, который курирует у нас сейчас главные стройки страны, возводятся масштабные объекты.

В 2012 году во Владивостоке к саммиту АТЭС построили два очень важных для города моста, университет и ещё несколько десятков объектов помельче. В 2013 году строители массово заканчивают строить Казань, в которой будет проведена Универсиада. В 2014 году Шувалов со своей командой будет принимать дороги и стадионы в Сочи… Спасибо нашим политикам, мероприятиями уровня олимпиад и чемпионатов мира мы плотно загружены как минимум до конца десятилетия.

Есть мнение, будто всё это — мышиная возня по сравнению со временами СССР. Дескать, раньше были и Братская ГЭС и БАМ и много чего ещё — а сейчас одни только ларьки и курятники, безо всякого советского размаха… Что же, давайте посмотрим на великие стройки прошлого чуть пристальнее.

Вот, допустим, «Магнитка», крупнейший в России металлургический комбинат. Утвердили его проект в 1928 году, в 1929 начали строить, а в 1934 году был запущен первый сортовой прокатный стан «500». Строили в ритме подвига, не останавливаясь на зиму, с нарушением всех возможных норм безопасности, рабочих обучали прямо в процессе строительства:

http://www.mmk.ru/about/history/construction_of_the_magnitogorsk/

В итоге добились успеха. «Магнитка» почти сразу начала давать стране сталь и чугун, во время Войны переориентировалась на броню, а сейчас снова выпускает сталь — например, высокотехнологичные заготовки для производства труб большого диаметра.

«Днепрогэс» строился уже немного иначе. Строительством руководил талантливый инженер Винтер, который считал, что надо сначала создать рабочим комфортные бытовые условия, а уже потом требовать от них максимальной отдачи:

http://vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/VRAN/VINTER/VINTER.HTM

В остальном горячка молодой Советской власти сохранилась во всём своём первобытном энтузиазме. У американских инженеров волосы шевелились на теле, когда они видели работу наших самоучек-рационализаторов.

Однако всё прошло успешно: за пять лет рекордный ДнепроГЭС был построен, а ещё через семь лет, в 1939 году, он вышел на полную мощность. Сейчас электростанция находится на территории Украины и снабжает энергией целый промышленный комплекс в Запорожье.

После войны одной из главных строек стала Братская ГЭС, вокруг которой позже вырос целый город, Братск. Строили её, опять-таки, стахановскими темпами, без оглядки на затраты и безопасность. Начали в 1954, а закончили в 1967 году. После строительства на карте СССР появился новый город, Братск:

http://back-in-ussr.ru/2009/03/08/bratskaya-gehs/

Запуск хотели приурочить к 50-летию революции, из-за этого очень многое делалось, мягко говоря, неоптимально. Я сильно подозреваю, что переселённым с затопленных мест людям пришлось весьма туго: про природу и животных я уж не говорю. Тем не менее, Братская ГЭС — это однозначный успех.

В своё время она дала толчок к развитию целого региона страны и до сих пор является одной из крупнейших в России. Поэтому на многочисленные допущенные при её строительстве косяки можно смело закрыть глаза.

Следующая стройка — БАМ, Байкало-Амурская Магистраль. Он потихоньку строился с 1938 года, по мере изменения отношений с Китаем и Японией строительство то останавливалось то возобновлялось. Наконец, в 1974 году за БАМ взялись всерьёз. Провели масштабную рекламную кампанию, напрягли на предмет рабочей силы республики СССР, заманили на стройку орды комсомольцев:

http://bam.railways.ru/history.html

Черновой вариант БАМа был сдан в 1984 году. Через пять лет, в 1989 году, максимальный уклон путей был снижен с 40‰ до 18‰, и пассажиры смогли перемещаться по БАМу не вылезая из вагонов на сложном участке. Ещё через 14 лет, в 2003 году, был введён в строй последний важный участок магистрали — Северо-Муйский тоннель. Теперь БАМ можно считать успешно работающим.

БАМ стал самым дорогим инфраструктурным проектом за всю историю СССР, при этом сеть отходящих от основной ветки к посёлкам и месторождениям ответвлений строится только сейчас. Иностранные журналисты до сих пор ездят по БАМу и удивляются, зачем это немытое русское быдло вообще взялось портить сибирскую природу своим бессмысленным присутствием:

http://www.rusrep.ru/2009/26/bam/

Реальную отдачу от БАМа можно ожидать лет через 10, вряд ли раньше…

Видите уже, куда я клоню?

Даже во времена СССР — когда ключевые для страны проекты делались ценой любых денег и любой крови — даже во времена СССР действительно масштабные стройки растягивались далеко за 10 лет. А если бы советские руководители думали о технике безопасности, об экономии ресурсов и, смешно сказать, об экологии, то сроки сдачи наших рекордных объектов смело можно было бы удваивать.

Поэтому требовать от России 2013 года напрячь все ресурсы и 20 лет подряд вбивать их во что-нибудь суперпафосное — это значит потерять адекватность. В современном мире страны развиваются иначе, более мягко и более последовательно.

Взять хотя бы тот же Владивосток. До развала СССР он был закрытым населенным пунктом, поэтому то, что там происходит сейчас — это, по сути, начало строительства нового города. Мост на остров Русский уже превратил его в наш Сан-Франциско, однако потребуются ещё годы для того, чтобы жители региона освоили новое пространство. Пока же жители города получили возможность меньше времени проводить в пробках, а окраина превратилась почти в центр. Это значит, что Владивосток получил точку роста для новых районов, которые будут заселяться и развиваться.

Вернёмся к Универсиаде-2013. В процессе подготовки к Универсиаде капитально перелопатили всю инфраструктуру города:

http://ruxpert.ru/Подготовка_города_Казань_к_универсиаде_2013_года

Три новых станции метро, 12 транспортных развязок, капитальный ремонт нескольких десятков улиц, плюс 13 тысяч парковочных мест только за последние полгода… Про новые спортивные объекты я уж не говорю — их просто немеряно:

http://kazan2013.ru/ru/sportobjects/competitions

Можно сравнить подобное развитие города-миллионника с какой-нибудь советской стройкой века?

Наверное, нет. Однако если умножить ту же Универсиаду на 20 лет, которые мы могли бы потратить на сумрачные подвиги в стиле позднего СССР, мы увидим уже более чем сравнимые размеры. Если же вспомнить, что мы параллельно запускаем ещё кучу проектов, начиная от Северного Потока (а это все-таки уникальный трубопровод, проложенный по дну холодного Балтийского моря и соответствующий при этом всем (!) нормам безопасности) и заканчивая Богучанской ГЭС, можно уже констатировать факт: ностальгировать по временам Советского Союза с каждым годом становится всё тяжелее и тяжелее.

Update. Комментарии на «Эхе»:

http://echo.msk.ru/blog/fritz_morgen/997754-echo/#comments

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 241 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →